137 ФЗ о введении в действие Земельного кодекса РФ с последними изменениями

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Федеральный закон № 137-ФЗ был введён с целью разграничения частной и государственной собственности, чтобы решить один из насущных вопросов о правах владения земельными участками среди граждан Российской Федерации.

Что представляет собой закон?

ФЗ-137 был принят Государственной Думой в третьем чтении 28 сентября 2001 года и одобрен Советом Федерации 10 октября того же года. Закон был подписан президентом и вступил в силу 25 октября 2001 года. Также в это время вносились последние корректировки в ФЗ №326. Подробнее об этом читайте тут:

Закон о введении в действие Земельного кодекса устанавливает следующие правила продажи территориальных участков, которые находятся в собственности государства или муниципалитета:

  • коммерческие организации и индивидуальные предприниматели вправе приобретать их, если владеют зданиями, строениями и сооружениями, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
  • юридические лица, которые являются собственниками зданий, строения и сооружений, находящихся на территории государственных и муниципальных участках, могут покупать данные земельные участки посредством переоформления прав бессрочного пользования;
  • граждане и некоммерческие организации имеют право приобретать земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если владеют правами на расположенные на данных территориях здания, строения и сооружения, при условии, что данные права возникли до вступления в силу Земельного кодекса РФ.

При покупке перечисленными лицами данных территорий, их стоимость определяется субъектами Российской Федерации в следующих размерах:

  • 20% от кадастровой стоимости участков, при их расположении на территориях городов с населением более 3 миллионов человек;
  • 2.5% от кадастровой стоимости участков, если они располагаются в другой местности.

До того как субъект РФ установит стоимость участка, используется цена, которая больше всего соответствует местной цене для земельных объектов.

Лица, не указанные в предыдущем пункте, но обладающие правами собственности на строительные объекты, находящиеся на государственных территориях, могут приобретать земельные участки на следующих условиях:

  • для городов с населением более 3 миллионов человек стоимость участка составляет от 5 до 30 единиц от ставки налога за номинальную площадь земельной территории;
  • в городах с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов цена участка составляет от 5 до 17 единиц земельного налога;
  • для населённых пунктов с численностью до 500 тысяч человек и за их границей стоимость участка устанавливается в размере от 3 до 10 ставок налога.

Цена земельного участка и единицы земельного налога устанавливается субъектом Российской Федерации.

В городах с численностью населения превышающей 3 миллиона человек при приобретении территориальных площадей власти могут устанавливать запрет на строительство или реконструкцию зданий, которые на них располагаются.

Последние изменения, внесенные в 137 ФЗ

В ходе последних изменений Федерального закона № 137 от 31.12.2017 были внесены поправки в часть 9.2 статьи 3, относительно соответствия градостроительным нормам жилья, которые должны обеспечивать граждан, работающих в государственных учреждениях, жилищные компании, что получают в безвозмездное пользования земельные участки, принадлежащие государству или муниципалитету.

В процессе предыдущей редакции закона от 29.07.2017 была введена статья 3.5, которая предусматривает обязательный порядок согласования новой схемы кадастрового участка, подлежащего продаже, если он был образован из земли, находящейся в собственности государства. Согласование нового плана происходит с органами местного самоуправления. При отказе от утверждения схемы, решение о предоставлении участка может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласование новой схемы не требуется в следующих случаях:

  • на границе населённого пункта;
  • за территорией населённых пунктов, сельскохозяйственных и лесных угодий;
  • в границах территории, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости;
  • в границах городов, где отсутствуют лесные и лесопарковые владения.

Процесс согласования схемы земельного участка происходит в течение 30 дней с момента получения соответствующего заявления исполнительными органами.

Статья 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса РФ” устанавливает порядок переоформления прав собственности на территориальные участки, принадлежащие государству или муниципалитету. Также предусматривается возможность безвозмездного права наследования прав на земельную собственность и возможность её сохранения пожизненно.

Пункт 2 статьи 3 ФЗ-137 обязует юридические лица, кроме указанных в п.2 ст.39.9 ЗК РФ, переоформить право постоянного пользования участков на право аренды или купить данные территории в соответствии с требованиями гл. V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанная процедура должна была быть проведена до 1 июля 2012 года.

При переоформлении права бессрочного пользования на право аренды, устанавливается следующий объём годовой земельной арендной платы:

  • 2% от кадастровой стоимости арендуемой территории;
  • 0.3% от кадастровой стоимости из находящихся в аренде сельскохозяйственных территорий;
  • 1.5% от цены арендуемых участков, которые были изъяты из оборота или ограничены в нём.

Юридические лица вправе сменить право постоянного пользования на право аренды земельных участков, на которых располагаются:

  • линии электропередачи;
  • линии связи;
  • трубопроводы;
  • автомобильные и железнодорожные пути;
  • другие подобные сооружения.

При аренде данных территорий могут быть установлены ограничения по их использованию или они могли быть приобретены юридическими лицами в собственность в соответствии с условиями п. 1 и 2 ст. 2 настоящего законодательства до 1 января 2016 года.

Пункт 4 статьи 3 ФЗ-137 предусматривает право граждан Российской Федерации на бесплатное приобретение в собственное использование земельного участка, на территории которого расположен жилой дом, при условии, что право собственности на строение возникло до вступления Земельного кодекса в силу.

Законодательство постоянно редактируется и дополняется в соответствии с изменениями земельного кодекса и других правовых актов в области кадастровой недвижимости с целью исключения двусмысленного толкования положений и улучшения правовой основы, регламентирующей процесс покупки и наследования земли.

Скачать федеральный закон в новой редакции

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, можно скачать текст документа по ссылке. Приведённая редакция содержит последние поправки законодательства от 31.12.2017 и состоит из 16 статей, каждая из которых рассматривает отдельные особенности правового регулирования земельных участков и установление их стоимости.

Бесплатная консультация юриста по телефону: