ФЗ 149 регулирует и контролирует сведения, распространяемые в сети интернет, в информационно-телекоммуникационных сетях и т. д. Целью этого закона является сохранение безопасности граждан, неприкосновенность личной жизни лица, безопасность государственной тайны и самого государства.

Общие сведения

Федеральный закон об информации был принят Государственной Думой 8 июля 2006 года, а одобрен Советом Федерации 14 июля того же года. Последние изменения в него вносились в 2017 году, 25 ноября. 149 ФЗ содержит 18 статей. Он регулирует и контролирует информацию, имеющую тип государственной тайны. Все лица, имеющие сведения, которые запрещены или лица, выдавшие государственную тайну, описаны в этом законе. Каждый человек, распространяющий запрещенную информацию, несет ответственность в виде наказания.

Содержание 149 ФЗ об информации, информационных технологиях и защите информации:

  • 1 ст. — описана сфера деятельности, на которую влияет ФЗ 149 об информации;
  • 2 ст. — представлены термины и понятия, даны определения к ним;
  • 3 ст. — принципы, по которым регулируются правоотношения, описанные в Федеральном законе о защите информации;
  • 4 ст. — описание других законов Российской Федерации, регулирующих эту сферу;
  • 5 ст. — объект информации и способ ее использования в публичных или гражданских правоотношениях;
  • 6 ст. — лица, имеющие право на обладание сведениями;
  • 7 ст. — сведения, считающиеся доступными всем гражданам и обществу;
  • 8 ст. — право на доступ к сведениям;
  • 9 ст. — случаи ограничения для определенных лиц или ситуаций доступа к сведениям;
  • 10 ст. — предоставление сведений третьим лицам и ответственность;
  • 11 ст. — протоколирование или запись сведений;
  • 12 ст. — государственный регламент в области применения информационных технологий;
  • 13 ст. — системы информации;
  • 14 ст. — системы государственной информации;
  • 15 ст. — случаи разрешения или запрета использования сетей информационно-телекоммуникационной связи;
  • 16 ст. — информационная безопасность и защита информации;
  • 17 ст. — ответственность за нарушение государственных тайн и информационной безопасности;
  • 18 ст. — статьи, законы и акты Российской Федерации, утратившие силу или отмененные.

149 федеральный закон об информации отличается от остальных правовых и законодательных актов Российской Федерации, так как речь идет о безопасности и защите государства и граждан.

Последние поправки

Последняя редакция закона об информационной безопасности РФ датирована 25 ноября 2017 года, она внесена при ФЗ номер 327. Небольшие, несущественные изменения произошли в формулировке статьи 10.4, части 2.

Действительно основополагающие изменения произошли в статье 15.3. Был добавлен пункт о запрете информации в информационных, телекоммуникационных и интернет сетях. При обнаружении пропаганды, призыва граждан к беспорядкам, публичных участий в массовых беспорядках, участии в экстремистской деятельности, предоставлении сведений от иностранных организаций, являющихся нежелательными на территории России, генеральный прокурор Российской Федерации обязан принять меры. Он или его заместитель обращаются в исполнительный орган, контролирующий эту сферу деятельности и принимаются меры по запрету вещания или публикования информации.

В статье два даны и описаны основные понятия, используемые в настоящем законе. В 2015 году был добавлен новый термин в закон, поисковая система. Это система, по которой любой пользователь сети интернет может получить все интересующие его сведения, просто введя запрос. В 2013 году был добавлен термин «сайт в сети Интернет». Это специальные программы, содержащие в себе информацию, которую может просмотреть пользователь, зайдя на доменное имя и пройдя по сетевому адресу. В этом же году добавлен еще термин «единая система идентификации и аутентификации». Это система, созданная государством, при которой специальные органы могут получить доступ к информационной сети при необходимости.

В третьей ст. описаны правоотношения между всеми участниками в сфере информационной безопасности:

  • Лица обладают свободой слова, имеют право на получение сведений, передачу ее, ее поиск и распространение известными законными способами;
  • Запрещено установление официальных преимуществ одних информационных технологий перед другими;
  • Ограничения по использованию и применению сведений и информационных технологий регулируются только Федеральными законами;
  • Запрещено использование личной информации лица без его согласия;
  • Государственные органы обязаны выставлять информацию о своей деятельности публично, общедоступно. Исключениями являются случаи, описанные в настоящем Федеральном законе;
  • Сведения должны предоставляться органам сразу по требованию, своевременно и достоверно;
  • При создании и использовании информационной системы запрещаются ограничения в языках народов Российской Федерации, все языки должны быть равны;
  • Информационные системы должны быть безопасными и иметь защиту.

В четвертой статье предоставлена информация о законах и актах, регулирующих сферу информационной деятельности. Контроль и регулировка проводится при помощи Конституции Российской Федерации, настоящего федерального закона о защите информации, других федеральных законов, международных договоров. СМИ и хранение документов в архивах регулируются законодательством РФ.

Последние изменения седьмой ст. произошли в 2013 году. Согласно закону, сведения, размещаемые в сети интернет пользователями с целью повторного использования, изменения или размещения являются открытыми и общедоступными. Если органы исполнительной власти замечают распространение в сети интернет информации, являющейся государственной тайной или угрожающей безопасности государства, они могут потребовать удаления или прекращения распространения у пользователя. Если в сети интернет размещена информация, нарушающая закон «О персональных данных», судебные органы устанавливают запрет на размещение такой информации и запрет на последующие ее размещения в сети.

Согласно ст. восемь, доступ не может быть ограничен к:

  • Правовым актам, Федеральным законам и другим положениям, регулирующим права и обязанности граждан, организаций и государства;
  • Сведениям, хранящимся в муниципальных, государственных библиотеках, музеях, которые предназначены для свободного пользования гражданами;
  • Сведениям об экологии и состоянии окружающей среды;
  • Сведения об операциях и действиях государственных органов и других органов местного самоуправления, кроме информации, составляющей государственную тайну;
  • Другим сведениям, ограничения к которым запрещены другими актами и законами.

В 13 статье написано, что технические системы, используемые государственными органами или органами исполнительной власти, располагаются только на территории Российской Федерации. Эта информация была скорректирована в статье в 2014 году. В этом же году добавили сведения о том, что контроль и регулировка выполнения требований и условий описываемого Федерального закона выполняется Правительством РФ.

Согласно 15 ст. лица, организации и органы, использующие информацию, обязаны соблюдать законы и акты области информационной безопасности. Последние изменения этой статьи регулируют оповещения об изменениях. Теперь Федеральная служба исполнительной власти должна предоставлять отчет и информировать Федеральную службу исполнительной власти внутренних дел об изменениях или нововведениях в этой сфере.

Действующая редакция ФЗ 149

Граждане обязаны предоставлять информацию или документы по первому требованию органов, контролирующих безопасность и сохранение государственной тайны. Отказ от сотрудничества или предоставление ложных данных могут повлечь за собой несение ответственности. То же касается и организаций, и других государственных органов.

Скачать Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Российской Федерации можно по ссылке.

Похожее
ПОДЕЛИТЬСЯ