161 ФЗ о национальной платежной системе

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Для регламентирования порядка осуществления платёжных услуг и использования электронных средств для денежных переводов на территории Российской Федерации был принят закон о национальной платёжной системе.

Общие положения закона

Федеральный закон № 161-ФЗ “О национальной платежной системе” был принят Государственной Думой в третьем чтении 14 июня 2011 года, и утверждён Советом Федерации 22 июня 2011 года. Законодательство было подписано президентом и вступило в силу 27 июня 2011 года.

ФЗ-161 регламентирует порядок предоставления платёжных услуг, проведение денежных переводов, эксплуатацию электронных платёжных средств, а также деятельность субъектов национальной системы. В том числе закон устанавливает требования к порядку организации и работе платёжных систем и способы надзора за соблюдением требований в сфере указанных систем, установленных настоящим законодательством и другими нормативными актами Российской Федерации.

Полезная информация о законе №143 в новой редакции тут:

Настоящий закон состоит из 36 статей, объединённых в 6 глав. Краткое содержание законодательства:

  • Глава 1 — Общие положения — определяет области действия закона, предмет регулирования и нормативно-правовые основы;
  • Глава 2 — Порядок оказания платёжных услуг — устанавливает единые правила предоставления услуг денежных переводов и особенности использования электронных средств, включая порядок осуществления денежных транзакций с их помощью;
  • Глава 3 — Субъекты национальной платежной системы и требования к их деятельности — предусматривает требования к деятельности операторов, осуществляющие денежные переводы и управляющие электронными денежными переводами, а также порядок работы операторов различных центров платёжной системы;
  • Глава 4 — Требования к организации и функционированию платежных систем — определяет правила функционирования платёжной системы, её участников, и особенности её использования;
  • Глава 4.1 — Национальная система платежных карт — устанавливает порядок организации и функционирования НСКП, а также полномочия её участников и пользователей в процессе осуществления соответствующих услуг;
  • Глава 5 — Надзор и наблюдение в национальной платежной системе — предусматривает порядок осуществления надзора за работой системы национальных денежных переводов, а также меры наказания за нарушения ответственности и положений настоящего законодательства;
  • Глава 6 — Заключительные положения — определяет особенности вступления настоящего закона в силу.

Читайте также: Федеральный закон 161 в последней редакции.

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в ФЗ-161 “О национальной платёжной системе” были незначительными и произошли 18 июля 2017 года. Федеральный закон № 176-ФЗ внёс ряд изменений в законодательство об осуществлении клиринговой деятельности и контрагентах, поэтому в ряде статей настоящего законодательства, а именно: ч.2 ст.18, ч.5 ст.19, п.2 ч.1 и ч.7 ст.21, слова “О клиринге и клиринговой деятельности” были заменены выражением “О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте”.

Вам будет интересно: последние изменения в ФЗ о судебной системе.

Однако предыдущие изменения, состоявшиеся первого мая 2017 года, внесли ряд существенных изменений в ФЗ о национальной платёжной системе. ФЗ-88 осуществил следующие поправки в настоящем законодательстве:

  • Часть 8 статьи 20 была переизложена в новой редакции. Таким образом, оператор системы оплаты при внесении каких-либо изменений, касающихся увеличения или уменьшения тарифов, обязан уведомить Центральный Банк Российской Федерации о предстоящих корректировках за 30 дней до их осуществления;
  • Часть 2 статьи 22 была полностью изложена в новой редакции. Ст.2 перечисляет следующие критерии социальной значимости платёжной системы:
    • В рамках системы осуществляются денежные переводы в течении трёх месяцев подряд в объёмах, установленных Банком России;
    • В течении года с помощью системы осуществляются денежные переводы с использованием карт в объёме, который соответствует установленному банком диапазону;
    • В рамках платёжной системы в течении календарного года производятся денежные переводы без открытия банковского счёта в существенном объёме, который контролируется Банком России;
    • Осуществление большого количества денежных переводов на счета физических лиц, кроме транзакций с использованием электронных карт.

Читайте также о ФЗ 102 в новой редакции по ссылке:

  • Статья 30.1 была дополнена частью 2.1, предусматривающей при размещении на инструменте национальных выплат товарного знака иностранного оператора, на территории Российской Федерации он будет использоваться в соответствии с правилами НСПК настоящего закона.
  • Статья 30.5 об участниках национальной системы платёжных карт претерпела самое большое количество изменений:
    • Часть 1 была дополнена четырьмя участниками НСПК:
      • внешэкономбанк;
      • иностранный банк;
      • иностранный центральный банк;
      • международная финансовая организация;
    • Часть 3 была изложена в новой редакции. Она обязует все кредитные организации в установленный срок организовать приём национальных платёжных средств во всех принадлежащих им технических устройствах, а также организаций и предпринимателей, которые по соответствующему договору используют данные технические инструменты;
    • Часть 5, устанавливающая обязанности кредитных организаций при осуществлении выплат из бюджета Российской Федерации, была полностью переизложена в новой редакции;
    • Были добавлены следующие части 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6 и 5.7, которые корректируют соблюдения обязанностей кредитных организаций и наступления ответственности за их нарушение.

Статья 2, устанавливающая нормативно-правовое регулирование отношений в национальной платежной системе, состоит из следующих положений:

  • Законодательство о национальной платёжной системе основывается на Конституции РФ и международных договорах.
  • Правительство Российской Федерации вправе принимать законодательные акты, регулирующие работу системы, в установленных текущим законодательством случаях;
  • Центральный Банк России в соответствии со своими полномочиями, вправе регулировать систему национальных денежных транзакций в предусмотренных настоящим законом случаях.

Статья 9 в следующих положениях определяет правила использования электронных платёжных средств:

  • Электронные средства платежа используются только на основании соответствующего договора между оператором, переводящим денежные средства, и клиентом;
  • Оператор, осуществляющий переводы денежных средств, может отказать клиенту в оформлении соглашения об использовании соответствующего электронного оборудования;
  • Оператор обязан обязан проинформировать клиента перед заключением договора об особенностях использования электронного платёжного средства;
  • Оператор должен информировать клиента о проведении любых действий с помощью электронного средства, оговорённого в договоре способом;
  • Оператор по проведению операций с денежными средствами обязан обеспечивать возможность клиента уведомлять его о потере электронного платёжного средства или использования без согласия;
  • Уведомления, направленные клиенту и полученные от него, должны фиксироваться оператором на протяжении трёх лет;
  • Клиенту должны быть предоставлены документы и информация об использовании электронного средства платежа;
  • Заявления клиента должны рассматриваться оператором в течении 30 дней;
  • Оператор может остановить использование электронной карты при заявлении клиента или при нарушении условий договора;
  • Если до прекращения использования электронного платёжного средства между клиентом и оператором возникли обязательства по осуществлению денежной транзакции, они должны быть исполнены;
  • Если клиент теряет электронную карту или она используется без его согласия, тогда клиент обязан сообщить о данном факте оператору в установленной договором форме;
  • При совершении транзакции с электронного платёжного средства клиента без его согласия, оператор обязан возместить утраченную сумму в течение 11 часов с момента получения соответствующего уведомления;
  • Если оператор не выполняет свои обязанности по уведомлению клиента, он обязан возместить потерянную клиентом сумму, которая была списана с его клиента без согласия. Однако при этом клиент должен направить соответствующее уведомление, без него оператор не должен ничего возмещать.

Оператор возмещает денежные средства клиенту, которые были списаны с его счёта без согласия, при условии что не докажет нарушение клиентом условий использования электронного платёжного средства, которые повлекли за собой несанкционированные транзакции.

Скачать действующую редакцию 161 ФЗ

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 161 от 27.06.2011 “О национальной платежной системе”, можно скачать его текст в действующей редакции, с последними изменениями, по ссылке ниже.

Скачать ФЗ-161

Бесплатная консультация юриста по телефону: