ФЗ 190 о теплоснабжении

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Один из насущных вопросов граждан Российской Федерации о стоимости услуг теплоснабжения и их качества долгое время не получал правовой основы. В связи с этим в июле 2010 года был принят закон, регламентирующий стоимость тепла и горячей воды, а также обязанности компаний, которые обеспечивают потребителей теплоэнергией.

Что представляет собой закон о теплоснабжении?

Федеральный закон № 190-ФЗ “О теплоснабжении” был принят Государственной Думой в третьем чтении 9 июля 2010 года и одобрен Советом Федерации 14 июля того же года. Закон был подписан президентом Российской Федерации и вступил в силу 27 июля 2010 года.

Закон о теплоснабжении устанавливает и регулирует правовую основу отношений, которые возникают при теплопроизводстве. Текущее законодательство определяет и контролирует следующие сферы:

  • производство, подача и потребление тепловой энергии;
  • регулирование тепловой мощности;
  • определение и установка теплоносителей;
  • использование теплопередающих систем;
  • создание, функционирование и развитие систем теплоснабжения;
  • полномочия государственных и местных органов власти в сфере теплоснабжения;
  • права и обязанности потребителей теплоэнергии и организаций теплоснабжения;
  • подача горячей воды, при которой используются открытые системы теплоснабжения.

При обеспечении горячей водой, законодательство не определяет уровень качества и безопасности её подачи.

Вам будет интересно: ФЗ 126 о связи в последней редакции 2018 года. Подробности тут:

Фз о техническом регулировании в последней редакции. Читайте подробнее здесь:

ФЗ-190 осуществляет организацию теплоснабжения в соответствии со следующими принципами:

  • надёжность теплоснабжения в соответствии техническим регламентам безопасности;
  • энергетическая эффективность теплоснабжения;
  • комбинированная выработка электрической и тепловой энергии;
  • совершенствование централизованных систем теплоснабжения;
  • баланс экономических интересов организаций теплоснабжения и интересов потребителей;
  • стабильные условия для предпринимательской деятельности в области теплоснабжения;
  • экономическая обоснованность доходов теплоснабжающих организаций;
  • экологическая безопасность;
  • безопасная эксплуатация теплоснабжающих объектов;

Настоящие положения определяют общую государственную политику в сфере теплообеспечения, которая ставит приоритет на соблюдение данных положений с целью обеспечения безопасного, качественного и экономически прозрачного обеспечения граждан тепловой энергией.

Нововведения в законе 416 по ссылке:

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в законодательство о теплоснабжении были внесены 29.07.2017 с принятием закона № 279-ФЗ. При осуществлении данной редакции были внесены многочисленные поправки в формулировках положений, а также добавлены новые главы и статьи. Рассмотрим самые объёмные и значимые из них.

Введена статья 4.2, которая предусматривает порядок осуществления антимонопольного регулирования и контроля в области снабжения тепловой энергией. Надзор осуществляется соответствующим органом исполнительной власти согласно антимонопольному законодательству и положениям настоящего закона. Целью регулирования является своевременное предупреждение, нахождение, ограничение и предотвращение действия или бездействия, которое может повлечь за собой такие последствия, как нарушение прав организаций, осуществляющих теплоснабжение, и прав потребителей. Для достижения поставленных целей осуществляется контроль над следующими действиями:

  • необоснованный отказ в заключении соглашений о поставке тепловой энергии и контрактов по оказанию услуг, связанных с теплоснабжением, а также договоров по подключению к теплоснабжающей системе;
  • создание дискриминирующих или других неблагоприятных условий для потребителей с целью получения преимуществ теплообеспечивающей организацией;
  • намеренное создание препятствий по отношению к доступности услуг в области снабжения теплоэнергией;

Также антимонопольный контроль осуществляет регулировку:

  • цен на услуги теплового обеспечения;
  • распределения нагрузок в системе;
  • соблюдения порядков оформления контрактов в области теплоснабжения.

Субъекты, которые занимают лидирующие позиции в области обеспечения тепловой энергии, обязаны регулярно предоставлять антимонопольному органу информацию о своей деятельности для проверки на предмет нарушения требования текущего законодательства. При обнаружении правонарушений принимается решение о принудительном лишении теплоснабжающей организации её полномочий.

Вам будет интересно: ФЗ №261 в последней редакции. Подробности по ссылке:

Добавлена глава 5, регулирующая особенности правового регулирования в ценовых зонах теплоснабжения. Глава состоит из следующих статей:

  • Ст. 23.3 даёт определение ценовым зонам и устанавливает порядок их формирования. Такими территориями считаются следующие:
    • городские округи с утверждённой схемой обеспечения тепловой энергией;
    • зона, в которую поставляется более половины теплоэнергии, вырабатываемой комбинированными источниками;
    • отнесение городского округа к ценовой зоне муниципальными властями в результате обращения граждан с соответствующим заявлением.
  • Ст. 23.4 предусматривает порядок установки ценовых значений на тепловые услуги в указанных зонах. После причисления округа к ценовой территории стоимость теплового обслуживания устанавливается государственными органами и не подлежит изменению. К данным услугам относятся следующие:
    • цена тепловой энергии, которая поставляется потребителям;
    • стоимость услуг по передаче теплоэнергии и теплоносителей;
    • цена вырабатываемого тепла, включая комбинированное производство электрической и тепловой энергии;
    • стоимость теплоносителей в виде пара и горячей воды, доставляемых потребителям в открытых и закрытых системах теплоснабжения;
  • Ст. 23.5 гласит, что в переходный период в ценовых зонах стоимость услуг по обеспечению тепловой энергией устанавливается в соответствии со статьями 7-10 и учётом положений п. 7.1 статьи 29 настоящего закона.
  • Ст. 23.6 предусматривает порядок установления предельной стоимости тепловых услуг в ценовых зонах. По завершению переходного периода орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен, утверждает стоимость услуг теплоснабжения для каждой системы с учётом индексов предельных ценовых значений и техническо-экономических условий работы тепловырабатывающих установок и сетей.
  • Ст. 23.7 устанавливает следующие требования к работе единой организации, осуществляющей теплоснабжения в ценовой зоне:
    • теплоснабжающая организация обязана регулярно размещать в интернете на своём официальном сайте информацию о своей деятельности;
    • до окончания переходного периода тепловая компания обязана разработать и опубликовать для общего доступа, а также отправить антимонопольному органу следующую информацию:
      • стандарты качества предоставляемой теплоэнергии пользователям и порядок их обслуживания;
      • особенности взаимодействия с другими теплоснабжающими организациями;
    • единое теплообеспечивающее учреждение обязано осуществлять строительство, реконструкцию и модернизацию теплоснабжающих объектов и систем, для улучшения надёжности и качества.
  • Ст. 23.8 предусматривает особенности заключения договоров о теплоснабжении в ценовых зонах.
    • С началом переходного периода в течение трёх месяцев теплоэнергетическая организация обязана направить всем потребителям уведомление о заключении контракта. Граждане должны в течение тридцати дней с момента получения вышеуказанного уведомления заключить договор или отправить мотивированный отказ.
    • Соглашение между потребителем и единой теплоснабжающей организацией должен обязательно предусматривать следующие положения:
      • способы определения объёмов тепловой энергии, которая доставляется потребителю, мощность теплоносителя, а также используемые для этого приборы учёта;
      • параметры качества тепловой энергии и допустимые отклонения от них и перерывы в обеспечении;
      • снижение тарифов на теплоэнергию при нарушении значений качества и допустимых отклонений;
      • режим потребления теплоресурса;
      • ответственность сторон за нарушение положений контракта;
  • Ст. 23.9 устанавливает порядок обеспечения параметров качества теплоподачи и ответственность за отклонения от них.
    • Единая теплоснабжающая организация обязана соблюдать следующие условия теплообеспечения, предусмотренные в контрактах с потребителями:
      • слежение за параметрами качества и допустимыми перерывами в теплоснабжении и обязательное их соблюдение;
      • публикация на официальном информационном ресурсе информации о нарушениях качества обеспечения тепловой энергией;
      • понижение стоимости на предоставляемые услуги, если нарушается их качество и допустимые отклонения;
    • Если у потребителя есть задолженность по оплате тепловой энергии, тогда снижение стоимости услуг осуществляется только после погашения им долгов.
  • Ст. 23.10 описывает особенности подключения с системе теплоснабжения.
    • Подключение с системе теплообеспечения осуществляется во время переходного периода.
    • Для этого заинтересованное лицо должно обратиться в компанию, которое предоставляет тепловую энергию для заключения договора о подключении. Вся обязательство по установке оборудования берёт теплоснабжающая организация. Подключение производится в соответствии с положениями статьи 14 настоящего закона.
  • Ст. 23.11 определяет особенности и условия распределения тепловой нагрузки, которые осуществляются по принципу уменьшения потери энергии теплоносителем, а также исходя из приоритетов снабжения и технических условий выработки тепла;
  • Ст. 23.12 предусматривает принципы вывода источников тепловой энергии и их сетей, а также порядок проведения ремонтных работ и эксплуатации.
    • Ремонт тепловых сетей производится теплоснабжающей организацией по согласованию с органами местного самоуправления в переходный период. В случае необходимости осуществления ремонтных работ во время отопительного сезона, компания обязана заранее предупредить об этом потребителей.
  • Ст. 23.13 устанавливает правила модернизации систем теплоснабжения и утверждения новых схем.
    • Согласно положениям статьи, разработкой проектов теплообеспечения занимается соответствующая организация или органы местного самоуправления. План проекта должен содержать следующие положения:
      • принципы, предусмотренные частью 3 статьи 23 настоящего законодательства;
      • информация о мощности теплоэнергетических источников;
      • список строительных и восстановительных мероприятий;
      • данные о тепловой нагрузке теплоносителя;
      • цели, которые теплоснабжающая организация должна достичь при реализации проекта;
    • План утверждается в муниципальных органах самоуправления. При положительном решении властей, компании выдаётся соглашение об исполнении схемы теплоснабжения, которое должно содержать следующую информацию:
      • цели, которые должны быть реализованы теплообеспечивающей организацией;
      • обязанности компании по реализации поставленного проекта и соответствующих мероприятий;
      • ответственность за неисполнение или нарушение условий договора;
      • предоставление гарантий теплоэнергетической организацией о выполнении намеченных работ;
      • правила установления прав собственности на объекты теплоснабжения, которые соответственно плану должны быть построены, усовершенствованы или восстановлены.
    • Данное соглашение должно быть опубликовано в общедоступном информационном ресурсе в течение 10 дней с момента его подписания.
  • Глава 6.1 дополнена статьёй 28.5, предусматривающей особенности заключения договоров аренды объектов теплоснабжения:
    • Согласно положениям настоящей статьи, единая теплообеспечивающая организация в ценовых зонах обладает правом на предоставление в аренду тепловых объектов, которые находятся в собственности государства или муниципалитета. При этом данное право является преимущественным и для этого не требуется проводить конкурс среди потенциальных арендаторов;
    • Если теплоэнергетическая компания отказывается от заключения договора аренды или не отвечает на заявку в тридцатидневный срок, орган исполнительной власти, ответственный за передачу прав владения государственными или муниципальными владениями, проводит конкурс на возможность подписания договора аренды;
    • При участи в конкурсе на аренду объектов теплоснабжения, потенциальные арендаторы должны предоставить банковскую гарантию, соответствующую следующим условиям:
      • безотзывность и непередаваемость;
      • срок действия более одного года;
      • сумма банковской гарантии должна быть не меньше установленной конкурсной документацией;
      • соответствие обязательств принципала и арендатора;
    • Все стороны заключенного соглашения об аренде обязаны выполнять требования, предусмотренные частями 23-33 статьи 28.1 настоящего закона.

Закон о теплоснабжении постоянно редактируется и дополняется с целью улучшения качества предоставляемых услуг и их стоимости для обеспечения доступности теплоэнергии и защиты прав потребителей.

Скачать новую редакцию 190 ФЗ

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 “О теплоснабжении” рекомендуется скачать документ с последними изменениями по ссылке ниже.

Скачать ФЗ-190

Бесплатная консультация юриста по телефону: