Одной из главных обязанностей государства как института социальной защиты является «обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (статья 39 Конституции Российской Федерации).

Суть ФЗ 442

Федеральный закон N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в декабре 2013 года. Предметом регулирования настоящего закона являются правовые, экономические и организационные аспекты в сфере обслуживания населения: полномочия государственных служб, права и обязанности получателей и поставщиков услуг и так далее.

Структурно 442 закон о социальном обслуживании представлен десятью главами, содержащими 37 статей. Рассмотрим его краткое содержание, отметив основные положения:

  • Общие положения: предмет регулирования, правовое регулирование обслуживания населения, основные понятия, принципы, система социального обслуживания, конфиденциальность сведений о получателе услуг;
  • Полномочия государственных органов: полномочия федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
  • Получатели услуг: права и обязанности;
  • Поставщики услуг: права, обязанности и информационная открытость;
  • Порядок предоставления социального обслуживания: обращение за предоставлением услуг, признание лица нуждающимся в обслуживании, индивидуальная программа, договор о предоставлении услуг, отказ от обслуживания;
  • Социальное обслуживание: формы, виды, срочные услуги, социальное сопровождение (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической и иной помощи, не относящейся к социальным услугам);
  • Предоставление социальных услуг: организация социального обслуживания, независимая оценка качества, профильные информационные системы, реестр поставщиков и регистр получателей, требования к порядку предоставления услуг, межведомственное взаимодействие;
  • Финансирование: финансовое обеспечение социального обслуживания, предоставление услуг бесплатно, определение размера платы;
  • Контроль (надзор): государственный, общественный;
  • Заключительные и переходные положения.

Подписанный еще в декабре 2013 года, закон о социальном обслуживании вступил в силу лишь 1 января 2015 года. ФЗ 446 пришел на смену утратившим в тот же день силу нормативно-правовым актам: от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Единственное изменение, вступившее в силу на текущий момент, закон претерпел в июле 2017 года, на тот момент еще не войдя в законную силу.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» произвел определенный ажиотаж в профильных кругах еще на этапе обсуждения. Закон включил в себя некоторые аспекты, которые были затронуты и прописаны в России впервые. В первую очередь речь идет о приобщении к данной деятельности негосударственных коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Предпосылками для такого кардинального решения явились во многом большие очереди граждан, желающих стать получателем услуг, что свидетельствовало о несостоятельности существовавшей на тот момент системы социального обслуживания и соответственно законов, действовавших в этой сфере.

Рассмотрим основные нововведения, последовавшие за принятием настоящего закона: 

  • Привлечение к сфере социального обслуживания коммерческих и некоммерческих организаций при условии государственной поддержки (снижение налоговой ставки, субсидирование);
  • Расширение круга граждан, которым может быть оказана такая помощь. В число лиц, которым положено бесплатное обслуживание вошли: инвалиды, пожилые люди, несовершеннолетние и граждане, денежный доход которых не превысил установленного порога;
  • Были четко прописаны основания для признания лица нуждающимся в предоставлении помощи. Для сравнения, в законе от 1995 года в качестве основания была прописана формулировка «трудная жизненная ситуация», которая неизбежно влекла за собой расхождения в трактовке;
  • Поменялась система поддержки детей-сирот, полномочия по опеке над которыми перешли в ведение органов соцзащиты;
  • Было предусмотрено создание единого реестра поставщиков и регистра получателей в сфере социального обслуживания.

Права и обязанности получателей социальных услуг по закону

Согласно положениям девятой статьи 442 закона, получатели социальных услуг имеют право на:

  • Уважение и гуманное отношение;
  • Бесплатный доступ к информации, касающейся их прав и обязанностей, видов услуг, сроков, порядка и условий их предоставления, тарифов на эти услуги, возможности получения их бесплатно и других требующихся сведений;
  • Выбор поставщика или поставщиков;
  • Отказ от предоставления услуг;
  • Защиту собственных прав и интересов в соответствии с законодательством России;
  • Участие в разработке индивидуальной программы;
  • Обеспечение условий в период нахождения в организациях социального обслуживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на необходимый уход;
  • Свободное посещение законными представителями, родственниками, юристами (адвокат, нотариус), представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями и другими лицами в дневное и вечернее время;
  • Социальное сопровождение (подробно прописано в ст. 22 закона).

Согласно статье десятой настоящего закона, в число обязанностей получателей социальных услуг входят:

  • Предъявление требуемых для предоставления услуг сведений и документов (список может отличаться в зависимости от субъекта РФ);
  • Своевременное информирование поставщика об изменении обстоятельств, явившихся изначально причиной предоставления услуг;
  • Соблюдение условий договора о предоставлении услуг, в частности своевременная и полная оплата стоимости, если предусмотрено.

Какие были внесены изменения?

После подписания законопроекта, на подготовку материально-технической базы и реализацию всех положений закона был предусмотрен год. За этот период закон претерпел поправки в июле 2014 года. В основном они касались вопроса независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания.

К полномочиям федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, действующих в данной сфере, таким образом добавилось создание условий для проведения независимой оценки качества обслуживания и обеспечение на своих официальных интернет-сайтах технической возможности выражения мнений получателями услуг о качестве их оказания и об организации социального обслуживания в целом. Также на поставщиков легло обязательство по обеспечению открытости и доступности информации в сфере проведения независимой оценки качества их оказания.

В настоящем году вышел Федеральный закон от 14.11.2017 N 324-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Согласно статье 2 ФЗ-324, закон вступит в силу по истечении девяноста дней со дня официальной публикации. Был опубликован в «Российской газете» 17 ноября 2017 года, таким образом, закон (и, соответственно, вносимые им поправки) вступает в силу 13 февраля 2018 года. Рассмотрим изменения, которые предстоит претерпеть закону 442-ФЗ.

Пункт 2 статьи 5 закона был изложен в другой редакции. Уточнено, что полномочия органа государственной власти субъекта РФ в сфере социального обслуживания действуют только на территории самого субъекта, а также была сделана уточняющая приписка о том, что к полномочиям данного органа относятся признание граждан нуждающимися в обслуживании и составление индивидуальных программ.

Статья 5 ФЗ-442 была дополнена пунктом 7. Таким образом, в систему социального обслуживания вошли организации, находящиеся в ведении уполномоченного органа субъекта РФ, если им, согласно положениям закона 442-ФЗ, были предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися и на составление индивидуальных программ на территории одного или нескольких муниципальных образований.

Формулировка пункта 13 части 2 статьи 7 ФЗ-442 была сокращена: были исключены слова «предоставления социальных услуг (далее — индивидуальная программа)».

Пункт 2 статьи 8 ФЗ-442 был изложен в другой редакции. Таким образом, к полномочиям органов государственной власти субъектов России в сфере соцобслуживания было отнесено определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, а также при необходимости — уполномоченной организации.

Аналогичное уточнение коснулось статьи 14, части 2 статьи 15 и части 4 статьи 16, в которых формулировка «уполномоченный орган Российской Федерации» была дополнена «уполномоченной организацией».

Рассмотрим также несколько отдельных статей закона ФЗ-442, имеющих большое значение в рамках данного законодательного акта.

Статья 15 ФЗ-442 определяет порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. Основанием для признания согласно закону могут служить следующие обстоятельства:

  • Потеря способности осуществлять самообслуживание, передвигаться без чужой помощи, обеспечивая основные физиологические и иные потребности ввиду болезни, травмы, возраста или инвалидности;
  • Наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе;
  • Наличие в семье ребенка, у которого трудности с адаптацией в социуме;
  • Невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком (детьми) либо отсутствия попечения над ними;
  • Семейное насилие, наличие у членов семьи наркотической, алкогольной или иных зависимостей;
  • Отсутствие определенного места жительства. В особом порядке данное основание прописано для бывших воспитанников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей, не достигших при этом возраста 23 лет;
  • Отсутствие работы, и, соответственно, средств к существованию;
  • Иные обстоятельства, признанные ухудщающими жизнь граждан согласно законам субъектов РФ.

Уполномоченный орган или организация согласно закону ФЗ-442 о социальном обслуживании граждан обязаны принять решение о признании лица нуждающимся в помощи либо об отказе в течение 5 дней с момента подачи заявления. Ответ предоставляется в письменной или электронной форме. Решение по оказанию срочных услуг принимается незамедлительно. Если заявитель считает, что полученный им отказ является неправомерным и противоречит закону, он вправе обжаловать решение в суде.

Статья 13 442-ФЗ регулирует аспекты обязательств поставщиков социальных услуг в сфере обеспечения информационной открытости в процессе своей деятельности. Так, поставщики обязаны формировать общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о своей деятельности и обеспечивать доступ к данным ресурсам путем размещения их на информационных стендах в своих офисах, а также в средствах массовой информации, сети «Интернет» — на официальном сайте.

Также на официальном сайте должен быть размещен определенный перечень сведений и документов (часть 2 статьи 13), обновляясь в случае внесения каких-либо изменений в срок до десяти рабочих дней. Порядок размещения и обновления информации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 16 ФЗ-442 содержит положения, связанные с разработкой и применением индивидуальной программы предоставления услуг. Это документ, в котором указываются сведения о форме, видах, объеме, периодичности, условиях и сроках предоставления социальных услуг. Программа также включает списки рекомендованных поставщиков и мероприятий по сопровождению (ст. 22 закона). Составляется в соответствии с потребностями человека и пересматривается в зависимости от изменения обстоятельств, определяющих данную потребность. Происходит пересмотр не реже одного раза в течение трех лет.

Подробнее об условиях составления документа и действии его положений читайте в тексте закона (ст. 16). Ссылка на скачивание закона ФЗ-442 дана в последнем подзаголовке настоящей статьи.

Статья 21 ФЗ-442 описывает, что включает в себя понятие «срочные социальные услуги»:

  • обеспечение бесплатным питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  • содействие в получении временного жилого помещения и оказании необходимой юридической помощи;
  • создание условий для оказания экстренной психологической помощи с привлечением психологов и священнослужителей и иные срочные услуги.

Название услуг говорит само за себя — предоставляться они должны без промедления, т.е. без составления индивидуальной программы или договора о предоставлении услуг. Основанием согласно закону может служить как заявление гражданина, так и получение соответствующей информации от представителей других государственных структур (медицинских, образовательных). Подтверждением является соответствующий акт, включающий сведения о получателе и поставщике, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и условиях предоставления. Заверяется подписью получателя.

Статья 31 442 ФЗ предписывает, что обслуживание на дому, а также в стационарной и полустационарной формах предоставляются на безвозмездной основе детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных национальных конфликтов. Все это при условии, что на момент обращения средний доход на одного члена семьи равен или ниже определенного законами субъекта РФ порога (зачастую равен полутора прожиточным минимумам).

Скачать текст закона о социальном обслуживании

Текст настоящего закона может быть полезен как правозащитникам и должностным лицам, так и простым гражданам, желающим расширить свои знания в области собственных прав и свобод, предусмотренных законодательством.

Предлагаем скачать закон фз о соц обслуживании в последней редакции, вступившей на настоящий момент в силу.

Похожее
ПОДЕЛИТЬСЯ