Загрязнение окружающей среды в настоящее время является проблемой не только мегаполисов, но и небольших поселений. С развитием промышленности, производственных предприятий и даже сельского хозяйства возрастает угроза разрушения природных богатств. Данный фактор увеличивает риск экологической катастрофы.

Таким образом, возникает необходимость в действующем нормативном акте, направленном на защиту и охрану окружающей среды в Российской Федерации. С данной целью был издан и принят Федеральный закон № 7. Но что представляет собой данный документ? Какие нюансы подчиняются его регламенту? На каких иных нормативно-правовых актах основывается рассматриваемый закон? Вносились ли в его текст существенные поправки? Поговорим об этом в статье.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7 был вынесен на третье чтение и принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. Одобрение Федерационного совета изучаемый нормативный акт получил 26 декабря того же года. Президент Российской Федерации подписал рассматриваемый Федеральный закон 10 января 2002 года. В этот же день данный документ был впервые официально опубликован.

Изучаемый нормативный акт регламентирует отношения, возникающие в сфере взаимодействия человека и природы. Также под регламент рассматриваемого Федерального закона попадают такие аспекты, как:

  • Сохранение природных резервов для грядущих поколений;
  • Защита прав и интересов граждан в сфере охраны окружающей среды;
  • Обеспечение экологической безопасности.

Основной нормативно-правовой базой для настоящего закона является Конституция России. Последние изменения в Федеральный закон № 7 были внесены 29 июля 2017 года.

Структура и основная терминология 7 ФЗ

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит 16 глав (84 статьи) и обладает следующей структурой:

  1. Вводные (основные) положения ФЗ-7 (ст. 1-4.2);
  2. Управленческие основы в сфере охраны окружающей среды (ст. 5-10);
  3. Права и обязанности физических и юридических лиц в рамках изучаемого Федерального закона (ст. 11-13);
  4. Экономические аспекты (ст. 14-18.1);
  5. Нормирование в сфере защиты окружающей среды (ст. 19-31);
  6. Нюансы экспертной оценки состояния экологии (ст. 32-33);
  7. Требования по охране окружающей среды при ведении того или иного вида деятельности (ст. 34-56);
  8. Территории с критическим (бедственным) экологическим положением (ст. 57);
  9. Объекты, подлежащие особой охране (ст. 58-62);
  10. Государственный экологический мониторинг (ст. 63-63.2);
  11. Государственная экологическая ревизия (ст. 64-69.2);
  12. Научные исследования (ст. 70);
  13. Нормативы формирования культуры в сфере экологии (ст. 71-74);
  14. Меры ответственности за нарушения регламента изучаемого Федерального закона (ст. 75-81.2);
  15. Международные отношения в сфере окружающей среды (ст. 81-82);
  16. Заключительные положения изучаемого закона (ст. 83-83).

К основным понятиям, используемым в изучаемом Федеральном законе, относятся следующие термины:

  • Окружающая среда — совокупность природы и созданных человеком объектов;
  • Антропогенный объект — объект, созданный человеком;
  • Природный ландшафт — территория, не подвергнутая антропогенным изменениям;
  • Качество окружающей среды — состояние, рассчитывающееся от негативного до удовлетворительного;
  • Использование природных ресурсов — вовлечение таковых в хозяйственный оборот для частных и общественных нужд;
  • Загрязняющее вещество — сточные воды, а также твёрдые или жидкие отходы производства, загрязняющие природу;
  • Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду — нормы человеческого воздействия на природные и рукотворные ресурсы, нарушать которые запрещается текущим Федеральным законом;
  • Государственный экологический мониторинг — комплекс наблюдений и научных исследований в области охраны и защиты экологии Российской Федерации;
  • Экологический аудит — независимая оценка состояния окружающей среды, подкрепляемая соответствующим документальным отчётом;
  • Экологический риск — вероятность экологической катастрофы.

Полный список терминологии ФЗ-7 доступен в актуальном тексте статьи 1 изучаемого нормативного акта.

Последние поправки

Каждый Федеральный закон, принятый на территории Российской Федерации, проходит регулярную процедуру актуализации посредством внесения поправок. Данная процедура необходима для поддержки легитимности нормативного акта в интенсивно меняющейся политической обстановке современного государства.

Последние изменения в Федеральный закон № 7 были внесены 29 июля 2017 года. В качестве изменяющего документа выступил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» № 280-ФЗ. Статьей 4 представленного выше нормативного акта привнесены следующие изменения в закон об окружающей среде:

  • Статья 62.1 дополнилась пунктом 4 и 5. В пункте 4 раскрываются приоритетные позиции на лесопарковых территориях:
    • Охрана природных комплексов;
    • Организация научно-исследовательских мероприятий;
    • Развитие туризма;
    • Ведение просветительской деятельности;
  • В пункте 5 ст. 62 указывается, что если в лесопарковую зону включаются территориальные участки с более строгим режимом, таковой сохраняется;
  • Статья 62.4 дополнилась следующими пунктами:
    • 4.1, утверждающим порядок проведения на лесопарковых территориях санитарных мероприятий;
    • 7, устанавливающим, что если использование земельного участка, находящегося в пределах лесопарковой полосы, противоречит его изначальному назначению, данная территория исключается из охраняемой зоны (в случае, если права на земельный участок приобретены до 1 января 2016 года.

Важные статьи

При изучении Федерального закона № 7 необходимо обратить особое внимание на содержание следующих статей:

  • Ст. 12 — Раскрывает обязанности и полномочия некоммерческих организаций и общественных объединений в рассматриваемой настоящим Федеральным законом сфере;
  • Ст. 16 — Устанавливает нормативы материальной компенсации за вред, нанесённый окружающей среде. Внесение рассматриваемых выплат производится в случае загрязнения твёрдыми, жидкими или газообразными отходами воздушного, водного или земельного пространства Российской Федерации;
  • Ст. 67 — Определяет нормативы производственного контроля. В частности разрабатывается особая программа, одним из условий которой является произведение подробной инвентаризации утилизированных или захороненных отходов.

Важно отметить, что статья 14 рассматриваемого Федерального закона, относившаяся к экономическому урегулированию экологических проблем современной России, утратила силу с 1 января 2015 года.

Действующая редакция ФЗ 7

В целях боле подробного изучения Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7 рекомендуется ознакомиться с его актуальным текстом. Текст ФЗ 7 с последними поправками, актуальными на период ноября 2017 года, доступен по следующей ссылке:

Похожее
ПОДЕЛИТЬСЯ