Содержание
Главной целью государства при создании особых экономических зон является решение комплексных задач по улучшению ситуации во всех секторах социальной жизни, включая не только экономический, но и многие другие. Ориентировочный срок деятельности ОЭЗ составляет 20 лет и обычно не продлевается. Ее правовой регламент описан в ФЗ № 116.
Общие положения 116 ФЗ
Закон об особых экономических зонах депутаты Госдумы приняли 8.07.2005. Члены Совфеда одобрили его пятью днями позже. Последний раз текст закона был изменен 18 июля 2017 года. Базовым предметом закона ОЭЗ является принятие комплекса мер для создания надежной инвестиционной среды в российском государстве, а также благоприятных факторов для ведения предпринимательской деятельности. Описанные в ФЗ положения и правила должны способствовать экономическому росту страны.
Тезисная структура ФЗ 116 (10 глав, 41 статья):
- Общее описание главных задач и целей создания ОЭЗ;
- Организация и расформирование особых экономических зон;
- Порядок управления;
- Законодательный статус ИП и коммерческих организаций в ОЭЗ;
- Порядок деятельности, осуществляемой в ОЭЗ разного типа, включая туристические, зоны промышленности и портовые зоны;
- Регламент землепользования и наделения участками в ОЭЗ.
Также ознаомьтесь с последними изменениями Федерального закона 178 тут:
Таможенные процедуры на территориях АЭЗ, описание мер и поэтапных шагов применения (гл. 8):
- Туристические зоны и зоны рекреации освобождаются от процедуры свободной таможенной зоны;
- В портовых ОЭЗ допускается размещение и эксплуатация товаров, помещенных под вышеупомянутую процедуру;
- Правила по контролю и порядку проведения таможенных операций определяется федеральным органом исполнительной власти.
Перечень документации, необходимой для подтверждения данных о резиденте ОЭЗ (ст. 37 гл. 8):
- Документы, утверждающие правовой статус юрлица;
- Заверение о внесении информации о резиденте (запись) в ЕГРН;
- Бумага, доказывающая, что резидент состоит на учете в налоговых органах;
- Запись, свидетельствующая о нахождении в реестре резидентов ОЭЗ.
Также в главе восьмой указан порядок уничтожения товаров и упаковочных материалов, попавших под таможенную процедуру, если они не соответствуют требованиям качества или пришли в негодность. Ход выполнения данной процедуры устанавливается федеральными властями. Отчет по итогу завершения операции оформляется и представляется на рассмотрение таможенным органам.
Смотрите также: ФЗ №116 в последней редакции 2018 здесь:
Одобрение и признание товаров происходит после подачи в таможенный орган заявления, содержащего такие данные, как:
- Сведения о резиденте;
- Доказательство факта выполненных им условий о функционировании на территории ОЭЗ;
- Подтверждение помещения товаров под таможенную процедуру;
- Если товары применяются для возведения недвижимости, в ЕГРН должна быть внесена пометка о том, что у резидента есть право собственности на данную недвижимость в пределах ОЭЗ.
Ст. 37.1 упоминает, что при соответствующем разрешении сотрудников таможни разрешено проводить отбор проб и образцов товара для анализа и подтверждения соответствия стандартам. Регламент таможенного контроля на местах, относящихся к ОЭЗ, подробно представлен в статье 37.2 актуального ФЗ. Ст. 37.3 оформляет правила для хранения ввезенных в ОЭЗ товаров на определенный временной срок. Согласно тексту этой части документа, резидент обязуется:
- Гарантировать, что товары сохранят свойства и первоначальный вид;
- Исключить возможность проведения других операций с объектами, находящимися на хранении, если отсутствует разрешение органа таможни;
- Обеспечить учет товаров.
ФЗ об экономических зонах в ст. 37.4 постановляет, что порядок по учету товаров должен фиксировать факт любых произошедших с ними изменений. Сам отчет предоставляется в уполномоченные органы не позднее срока, определенного властями. В ст. 37.5 регулируется процесс ввоза на территорию портовой ОЭЗ товаров, к которым была применена соответствующая для вывозимых товаров таможенная процедура. Если в течение шести месяцев после даты ввоза товары не будут вывезены, резидент должен выплатить налог с процентом по размеру в соответствии с годовым начислением Центробанка РФ. Для разрешения на вывоз резидент или его представители подают заявление в таможенный орган. По закону его обязаны рассмотреть за 3 рабочих дня.
В ст. 38 приводится описание гарантий, положенных резидентам ОЭЗ. Они защищают зарегистрированных физлиц и юрлиц от изменений в законодательстве, которое может негативно сказаться на их положении в качестве налогоплательщиков. Статья под номером 39 регламентирует разрешение споров, возникающих в ходе неправомерных действий резидентов, организацией или ликвидацией ОЭЗ. Все перечисленные разногласия подлежат разрешению в судебном порядке.
Какие были внесены изменения в ФЗ об ОЭЗ?
Июльские изменения 2017 года (18.07) затронули ч. 2.2 статьи четвертой ФЗ 116. Редактированный абзац посвящен организации портовых ОЭЗ. Для их создания подходят:
- порты морского и речного назначения и прилегающие к ним территории;
- аэропорты для международных перевозок;
- территории, на которых будет возводиться или реконструироваться инфраструктура вышеперечисленных объектов.
Неподходящими считаются имущественные комплексы, назначением которых является посадка/высадка с судов и прочие эксплуатационные зоны по обслуживанию пассажиров.
Краткое содержание остальных частей ст. 4:
- Типология ОЭЗ;
- Принцип создания кластеров;
- Указание размера площади для создания портовых, промышленных и технических особых экономических зон;
- Обоснование для увеличения соответствующих площадей;
- Запрещенные для организации и функционирования на территории ОЭЗ объекты и действия.
Скачать закон об особых экономических зонах в Российской Федерации
Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» – это объемный многоуровневый законодательный акт, содержащий большое количество положений и норм. Для более полного представления о сути закона мы рекомендуем ознакомиться с его полной актуальной версией по ссылке.