Содержание
Для урегулирования и контроля за осуществлением недобросовестной конкуренции был принят Федеральный закон № 135. В его статьях описываются методы предотвращения монополистической деятельности со стороны недобросовестных предпринимателей и способы обеспечения единого экономического пространства для продвижения товаров на рынке РФ.
Общие сведения о законе
Федеральный закон о защите конкуренции под №135 был принят Госдумой РФ 8 июля 2006 года. Одобрен законодательный проект был спустя 8 дней того же года. Последние поправки в ФЗ 135 вносились в июле 2017 года.
ФЗ 135 был принят для:
- Предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции на территории РФ.
- Для избежания наложения ограничений и устранения конкуренции со стороны органов государственной власти.
Основными целями Федерального Закона № 135 являются:
- обеспечение одного экономического пространства;
- предоставления свободного перемещения товаров по территории РФ;
- защита конкуренции;
- создание благоприятных условий для проведения хозяйственной деятельности.
Действие ФЗ 135 распространяется на виды отношений, возникающих в процессе защиты конкуренции и пресечения монополистической деятельности.
Последние поправки
Федеральный закон о защите конкуренции содержит 10 глав и 54 статьи. Последние изменения в антимонопольный закон были внесены 29 июля 2017 года. Поправки были внесены в следующие статьи закона:
Статья 10
В ст 10 идет речь о наложенном запрете на злоупотребление хозяйствующих субъектов. Предпринимателям запрещается:
- установление и поддержание низкой цены на предоставление монопольной услуги;
- изъятие товара из обращения для умышленного повышения его стоимости;
- навязывание партнеру условий контракта, не относящихся к положениям контракта;
- приостановление производства товара в момент повышенного на него потребительского спроса. Законодательством разрешается снимать с производства продукцию, но только при наличии веских на то оснований;
- отказывать покупателю в заключении долгосрочного договора на поставку определенной продукции;
- устанавливать различные цены на один и тот же товар;
- создание на рынке дискриминационных условий;
- препятствовать доступу экономических агентов на товарный рынок.
В ст 10 была изменена 8 часть. Она была изложена в новой редакции. Согласно новым изменениям, правительство РФ устанавливает правила недискриминационного доступа к услугам подключения и поставкам теплоэнергии.
Статья 17
В положениях ст 17 Закона №135 описываются антимонопольные требования к установке цен на товары, к проведению торгов и к поступившим рыночным предложениям.
При проведении торгов, процедур по корректировке цен и других мероприятий запрещается:
- заключение умышленных договоренностей между сторонами, участвующими в проведении торгов;
- создание для запросившей стороны особенных условий при корректировке цен и проведении торгов;
- несоблюдение порядка в момент проведения торгов, установке цен и запроса предложений;
- участие организаторов или их работников в проведении торгов, корректировке цен и запросе предложений.
При внесении последних изменений в ФЗ 135, поправки были внесены в пункт 8 части 1 статьи 17.1. В него была добавлена информация о наличии прав на инженерное имущество у лиц, обладающих статусом единой теплоснабжающей организации.
Ниже будут рассмотрены статьи ФЗ 135, в которые не были внесены поправки, но они важны для рассмотрения:
Статья 4
В ст 4 Закона о недобросовестной конкуренции перечислены основные понятия, употребляемые в ФЗ 135. Главными из них являются:
- товар — экономический объект, созданный с целью дальнейшей продажи, обмена или внедрения его в товарооборот;
- конкуренция — соперничество между двумя хозяйствующими субъектами, в процессе которого каждому из них запрещается прямо или косвенно влиять на общие условия обращения продукции в обороте;
- потребитель — физическое или юридическое лицо, приобретающее ту или иную продукцию;
- соглашение — составленная в письменной форме договоренность между сторонами рыночных отношений.
Статья 14
Ст 14 ФЗ 135 утратила свою силу. На сегодняшний день действуют только статьи с 14.1 по 14.8. В них описываются виды запретов на конкуренцию. К ним относятся запрет на недобросовестную конкуренцию путем:
- дискредитации;
- введения оппонента в заблуждение;
- незаконного сравнения;
- связанную с присвоением чужого имени и прав на интеллектуальную собственность;
- получения необходимой информации незаконным путем.
Согласно положениям ст 14.1 лицам, ведущим недобросовестную конкуренцию путем обмана своих конкурентов и потребителей, грозит ответственность.
Статья 15
В положениях ст 15 обозначены запреты, наложенные на лица государственной и муниципальной власти, занимающиеся деятельностью, ведущей к образованию конкуренции на экономическом рынке. К списку запретов относятся:
- наложение запретов на внедрения определенных категорий товаров;
- необоснованное препятствие деятельности хозяйствующих субъектов;
- наложение ограничений на свободное перемещение продукции по территории РФ;
- создание ограничений для потребителей при выборе товаров;
- дача указаний о выполнении первостепенных поставок для вип-клиентов;
- умышленное создание дискриминационных условий.
Также запрещается наделять сотрудников органов государственной власти полномочиями, которые помогут им развивать недобросовестную конкуренцию на действующем хозяйственном рынке.
Статья 18
В ст 18 ФЗ 135 перечислены особенности подписания контрактов с финансовыми предприятиями. К ним относятся:
- Возможность подписания соглашения только на основании итогов проведения открытых торгов.
- Органы государственного или местного самоуправления вправе назначить оценку финансовой платежеспособности и устойчивости организации-претендента.
- Соглашение заключается сроком на 5 лет.
- Изменения и дополнения в него могут быть внесены только при наличии взаимного согласия сторон сделки.
В случае, если один из участников договора нарушит его положения, то он в судебном порядке будет признан недействительным.
Статья 25
В положениях ст 25 ФЗ 135 обозначена информация об обязанности предоставления данных в антимонопольный орган. Категории лиц, которые обязаны предоставлять соответствующую информацию:
- Коммерческие и некоммерческие предприятия.
- Органы государственной власти и местного самоуправления.
- Физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели.
- Внебюджетные фонды, находящиеся под наблюдением государства.
- Федеральные органы и другие.
Федеральный закон о муниципальной службе в Российской Федерации. Подробности здесь:
Скачать действующую редакцию ФЗ 135
135 ФЗ о защите конкуренции содержит в себе 10 глав и 54 статьи.
Краткое содержание закона:
- Общие положения.
- Виды монополистической деятельности.
- Типы наложенных запретов на проведение недобросовестной конкуренции.
- Обязательность предоставления государственных и муниципальных преференций.
- Полномочия и обязанности антимонопольного органа.
- Контроль государства за экономической сосредоточенностью.
- Предусмотренная ответственность в отношении лиц, нарушивших антимонопольный закон.
- Порядок рассмотрения дел граждан, ведущих недобросовестную конкуренцию.
- Заключительные положения.
Чтобы скачать 135 ФЗ о защите конкуренции с изменениями с последними поправками пройдите по ссылке.
Комментарии к федеральному закону
Новые законодательные проекты всегда должны быть рассмотрены высшими государственными органами. Изучив их положения, уполномоченные лицо оформляет свои комментарии, подробно разъяснив каждую статью закона.
В комментариях к 135 ФЗ автор объясняет предмет и цели внедрения законодательного проекта и объясняет каждое из нововведений.
Ознакомиться с комментариями к 135 ФЗ о защите конкуренции с изменениями можно скачав их по ссылке.