Содержание
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, оружие входит в категорию предметов с ограниченным оборотом. Это означает, что стать его обладателем по закону можно только при условии соблюдения определенных требований и получив соответствующее разрешение.
Нормативным актом, регулирующим сферу обращения с различными видами вооружения и амуниции с правовой точки зрения, является Федеральный закон №150 (ФЗ 150).
Общие сведения
ФЗ 150 был принят в декабре 1996 года. Закон регулирует правовое взаимодействие при обороте гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового и холодного видов оружия на территории Российской Федерации. 150 ФЗ затрагивает также вопрос оборота боеприпасов и патронов.
Задачей закона является охрана жизни и здоровья граждан, сохранение общественного порядка и безопасности, защита природы.
Структурно ФЗ 150 не подразделяется на главы. Все положения закона прописаны в 32 статьях, охватывающих следующие аспекты:
- Основные понятия и определения;
- Классификация видов изделий;
- Ограничения на оборот;
- Существенные требования к оружию и патронам;
- Государственный кадастровый учет;
- Лицензии на разработку, производство, хранение, торговлю и др.;
- Право на приобретение различными лицами: гражданскими, юридическими, военными организациями;
- Порядок приобретения, реализации, ввоза и вывоза;
- Дарение и наследование;
- Порядок взимания платежей при выдаче и продлении лицензий и разрешений;
- Применение;
- Учет, ношение, перевозка, транспортирование ликвидация, коллекционирование и экспонирование оружия;
- Аннуляция и изъятие лицензии и самого оружия;
- Контроль за оборотом.
С момента появления и вступления в силу, в 150 ФЗ были введены многочисленные изменения с целью актуализации закона. В 2017 году нормативный акт также претерпел некоторые поправки. Последние изменения в ФЗ 150 датируются июлем.
Особенности хранения оружия по ФЗ 150
Возможность и правила хранения оружия и патронов к нему устанавливаются статьей 22 ФЗ 150. Данная статья закона непосредственно касается хранения гражданского и служебного оружия, которое позволено иметь лицам, получившим на то разрешение. Выдается такое разрешение соответствующей государственной службой — в частности, органами внутренних дел, обладающих полномочиями в сфере оборота оружия. К числу таких документов относятся разрешение на хранение или хранение и ношение. Если сами приобретаемые изделия не требуют лицензирования или регистрации, то и право на их хранение подтверждать нет необходимости.
Спортивным организациям и гражданам, в распоряжении которых есть оружие и патроны к нему, используемые для занятий спортом, для получения разрешения на хранение по закону необходимо обратиться в органы внутренних дел. Существенные требования к условиям хранения таких изделий:
- Граждане-члены спортивных стрелковых клубов вправе хранить принадлежащее им оружие только на спортивных объектах, на территории которых проводятся тренировки и соревнования;
- Спортивная организация должна оборудовать под эти цели отдельное спецхранилище;
- Хранить огнестрельное оружие в тире во время перерыва в стрельбах, а также оставлять его на огневом рубеже без надзора по закону запрещено;
- Порядок принятия на хранение и выдачи в пользование спортивного оружия утверждается государственными органами.
Существует ограничение для граждан других стран на хранение оружия, приобретенного на территории Российской Федерации. Им по закону предписывается хранить изделие не более 10 дней с момента покупки на основании лицензии на приобретение, исключая доступ к нему для посторонних.
Хранение огнестрельного оружия, которое не является собственностью лица, будучи найденным или незаконно переданным, запрещено. Изделие подлежит незамедлительному изъятию. За незаконное хранение нарушителю грозит наказание в виде административной или уголовной ответственности.
Условия содержания огнестрельного и холодного оружия должны обеспечивать его сохранность, безопасность и исключать доступ к изделию посторонних лиц. Требования к этим условиям содержатся в разработанном Правительством России 814-ом Постановлении от 1998 г. Основные моменты: изделия должны храниться дома у владельца в закрывающихся на ключ сейфах, металлических шкафах или ящиках. Сотрудники ОВД имеют по закону право проводить проверку на предмет соблюдения условий его хранения с периодичностью один раз в год.
Должности, связанные с хранением и учетом оружия и патронов к нему, не могут занимать граждане, прежде нарушавшие закон: с неснятой или непогашенной судимостью за умышленное преступление, а также те, на кого был наложен судебный запрет на участие в профессиональной или предпринимательской деятельности в сфере оборота оружия.
Наказание за распространение
Первая статья закона описывает, что включает в себя понятие «оборот оружия»: это производство, торговля, дарение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз и вывоз за пределы России.
ФЗ № 150 направлен на борьбу с преступностью и незаконным распространением оружия.
В статье 18 закона очерчивается круг лиц, которые вправе осуществлять торговлю гражданским и служебным оружием и документальные основания, дающие им такое право. Также прописываются требования к ведению торговли. Установлено правило, по которому продажа изделия и комплектов к нему, не имеющих номера, запрещена при отсутствии декларации или сертификата соответствия. Также имеет значение культурная ценность предмета.
ФЗ 150 определяет перечень лиц, имеющих право приобретать оружие, регламентирует порядок его продажи и передачи государственным военизированным организациям (ст. 19), прописывает правила контроля за оборотом (ст. 28).
Наказание за незаконное распространение оружия устанавливается Уголовным кодексом России в 222 статье и зависит от вида изделия, введенного незаконно в оборот, тяжести совершенного преступления и обстоятельств, таких как: количество участников, степень организации группы и т.д. В качестве основной меры наказания выступает лишение свободы.
Помимо этого, к основным преступлениям и нарушениям в сфере оборота относятся:
- Незаконное изготовление (статья 223 УК РФ);
- Небрежное хранение (статья 224 УК РФ);
- Ненадлежащая охрана средств вооружения, повлекшая их хищение, уничтожение либо иные тяжкие последствия (225 статья УК РФ);
- Хищение либо вымогательство (статья 226 УК РФ);
Возможности применения оружия по закону
Российские граждане вправе использовать оружие, находящееся в их распоряжении на законных основаниях, при следующих обстоятельствах:
- В качестве вынужденной меры для защиты жизни, здоровья и собственности в случае крайней необходимости;
- Четко выразив предупреждение о намерении применить оружие лицу, против которого оно используется, если промедление не создаст еще большую опасность и тяжкие последствия для жизни и здоровья. Третьи лица не должны пострадать от обороны;
- Законом запрещено использование огнестрельного оружия против женщин, несовершеннолетних и инвалидов, если соответствующие признаки очевидны. Исключением являются случаи, когда эти лица вооружены или совершают групповое нападение;
Обнажать оружие, не имея оснований для его применения, запрещено.
Запрещено носить оружие в состоянии опьянения. Ношение также воспрещается во время участия в массовых мероприятиях за исключением ситуаций когда:
- Лицу поручено обеспечение общественного порядка и безопасности;
- Изделие является частью костюма в религиозных церемониях или культурно-развлекательных программах;
- Ношение связано с участием в спортивном соревновании.
Владелец оружия по закону обязан сообщить о случае его применения в местный Отдел внутренних дел не позднее 24 часов после использования.
Какие были внесены изменения?
Статья 1 ФЗ 150 описывает, что включает в себя понятие «оборот оружия».
Статья 6 ФЗ 150 устанавливает все виды изделий, оборот которых в качестве гражданского и служебного оружия по закону запрещен на территории Российской Федерации. Помимо этого обозначены виды, запрещенные для:
- хранения и использования вне спортивных объектов;
- перевозки и ношения в границах населенных пунктов;
- использования в целях самообороны.
Также законом запрещены:
- Перевозка изделий;
- Изменение устройства изделия путем установки на гражданское и служебное оружие так называемых глушителей и прицелов ночного видения;
- Передача патронов лицам, официально не владеющим соответствующим изделием;
- Уничтожение и порча предметов вооружения, имеющих культурную ценность.
Статья 26 ФЗ 150 предписывает порядок аннулирования лицензий на приобретение, а также разрешений на хранение и ношение оружия. Основаниями для подобных изменений могут выступать добровольный отказ, смерть собственника, ликвидация юридического лица, соответствующее судебное решение, аннулирование охотничьего билета, а также возникновение других предусмотренных законом обстоятельств.
В 2017 году в ФЗ 150 были внесены многочисленные изменения, в той или иной степени коснувшиеся следующих девяти статей закона: 5, 16, 17, 19, 20 и 24. В том числе в последней редакции, вступившей в силу 01.10.2017, изменения отразились в статьях № 9, 13 и 23.
Рассмотрим их подробнее:
- Статья 9 ФЗ 150. Согласно последним изменениям в законе, отныне ограничение действия лицензии сроком в 6 месяцев со дня выдачи распространяется только на приобретение оружия и патронов, в то время как лицензия на экспонирование и коллекционирование не имеет ограничения по времени;
- Статья 13.1 ФЗ 150. В целях ведения экспертно-криминалистического учета и обновления информационной базы Всероссийской коллекции пуль, гильз и патронов со следами оружия, из гражданского оружия с нарезным стволом с определенной периодичностью должен проводиться контрольный отстрел. Согласно последним изменениям, внесенным в статью 13.1 п.2 закона, организациям, предприятиям и учреждениям отныне необходимо осуществлять контрольный отстрел при продлении лицензии на хранение и использование раз в 15 лет, а не 5, как было раньше. Гражданам Российской Федерации согласно изменениям в законе, также предписано осуществлять отстрел один раз в 15 лет (ст. 13.1. п.6). Пункт 8 утратил силу.
- Статья 23 ФЗ 150 была переименована и изложена в новой редакции. Название статьи стало более обобщающим: «Государственная пошлина, взимаемая за юридически значимые действия в сфере оборота оружия». К таковым относятся: выдача лицензии на приобретение, разрешение на хранение и (или) ношение, ввоз и вывоз из Российской Федерации и т.д. Согласно внесенным изменениями, размеры и порядок выплаты государственной пошлины определяются законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.
Скачать действующую редакцию ФЗ 150
Принимая решение о приобретении оружия, какова бы ни была цель его покупки, — охота, спортивные тренировки, защита частной собственности, здоровья и жизни, — необходимо понимать, что шаг этот сопряжен с высокой степенью ответственности. Изучение закона об оружии в последней редакции, учитывающей все внесенные в закон изменения, позволит последовательно и грамотно оформить необходимые для получения лицензии, разрешения и др. документы, а после — владеть изделием, не нарушая положений закона.