Государственные и муниципальные предприятия, которые находятся в собственности государства называются унитарными. Правила формирования и деятельности данных учреждений регламентируется законом № 161-ФЗ.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” был принят 14 ноября 2002 года (номер 161). ФЗ-161 регламентирует порядок создания, управления и ликвидации госучреждений, а также устанавливает их статус и правовую основу.

Краткое содержание закона по главам:

  • Глава 1 предусматривает общие положения закона, описывает статус государственных предприятий и особенности их организации;
  • Глава 2 устанавливает порядок учреждения унитарных предприятий;
  • Глава 3 описывает имущественный и уставной фонд государственных фирм и особенности его использования;
  • Глава 4 предписывает порядок управления унитарных госучреждений;
  • Глава 5 предусматривает правила ликвидации и реорганизации госорганизаций;
  • Глава 6 устанавливает особенности вступления настоящего законодательства в силу и взаимодействия с другими правовыми актами.

ФЗ-161 регулярно редактируется и улучшается с целью совершенствования правового механизма управления государственных предприятий. Последние изменения состоялись 29 декабря 2017 года.

Основные положения 161 ФЗ

Унитарное предприятие по ФЗ-161 определяется как коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закреплённое за ней имущество. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные организации. Имущество подобного учреждения принадлежит Российской Федерации, её субъекту или муниципальным образованиям.

Унитарные государственные предприятия обладают следующими особенностями:

  • имущество принадлежит единой организации на праве хозяйственного владения или оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по частям, даже среди работников учреждения;
  • унитарное образование не может создавать дочерние организации и передавать им имущество;
  • не допускается приобретение от своего имени личных имущественных и неимущественных прав, а также выступать ответчиком или истцом в суде;
  • предприятие должно иметь собственный баланс;
  • целостная организация должна иметь круглую печать, содержащую её полное название и месторасположение;

На основе права собственности выделяются два типа унитарных учреждений:

  • федеральное государственное предприятие, если основано на праве хозяйственного ведения имущества;
  • федеральное казённое предприятие, если основано на праве оперативного управления имущества.

Последние поправки, внесенные в текст закона

В ходе последнего изменения от 29.12.2017 года был исправлен пункт 4 статьи 24.1, предусматривающий право унитарных образований, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленных комплексов, открывать счета в федеральной корпорации “Внешэкономбанк”, если данное условие предусматривается законом о банке развития от 17.05.2007.

Статья 21 предусматривает следующие полномочия руководителя унитарного предприятия:

  • Руководитель указанной организации является единым исполнительным органом. Он назначается собственником имущества единого учреждения и отчитывается только перед ним.
  • Руководитель вправе действовать от имени предприятия без доверенности. В его полномочия входит:
    • представление интересов организации;
    • заключение сделок от имени унитарного учреждения;
    • утверждение структуры и штата;
    • трудоустройство работников;
    • заключение и изменение трудовых договоров;
    • издание приказов, в установленном законом порядке;
    • организация и выполнение решений собственника имущества;
  • Руководитель не вправе занимать другие оплачиваемые должности. Исключения составляют преподавательская, научная или другая иная творческая деятельность.
  • Руководитель должен быть аттестован в порядке, установленном собственником имущества целостного предприятия;

Статья 22 описывает особенности заинтересованности в совершении сделок унитарным предприятием:

  • Сделка, в которой просматривается заинтересованность руководителя единого предприятия, может быть заключена только с согласия собственника имущества;
  • Руководитель признаётся заинтересованным, если члены его семьи или близкие родственники:
    • являются одной из сторон сделки или выступают в качестве заинтересованных третьих лиц;
    • владеют более двадцати процентов акций юридического лица, которое заключает сделку с унитарной организацией;
    • занимают управляющие места в фирме, являющейся одной из сторон сделки;
    • в других случаях, установленных уставом предприятия;
  • Руководитель обязан сообщать собственнику следующую информацию:
    • сведения об организациях, в которых его родственники или члены семьи занимают руководящие посты;
    • данные об юридических лицах, акциями которых владеют его родственники или члены семьи;
    • другая информация о возможных или совершаемых сделках, в которых его могут признать заинтересованным;
  • Сделка, в которой руководитель оказался заинтересован, признаётся недействительной в соответствии с иском унитарного предприятия или собственника имущества.

Статья 23 рассматривает специфику крупных сделок:

  • Крупной считается сделка или их взаимосвязанный ряд, в результате чего происходит отчуждение у унитарного предприятия суммы в размере более десяти процентов уставного фонда или превышающей в пятьдесят раз минимальный размер оплаты труда;
  • Для установления размера крупной сделки используются:
    • для отчуждённого имущества — данные бухгалтерского учёта;
    • для приобретённого — цена предложения;

Решение о совершении крупной сделки принимается собственником имущества унитарного образования.

Скачать закон об унитарных предприятиях

Скачать текст Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” в последней редакции. Предоставленный документ предназначен для подробного изучения положений закона и будет полезен для юристов, собственников и учредителей.

Похожее
ПОДЕЛИТЬСЯ