Содержание
Железнодорожная сеть является главной связующей артерией государства не только в сфере гражданских перевозок, но и при осуществлении транспортировки промышленных грузов. Поезда являются одним из самых доступных видов наземного транспорта ввиду своей масштабности и принципов развития.
Общие сведения
Федеральный закон № 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 24 декабря 2002 года и одобрен Советом Федерации 27 декабря того же года. Законодательный документ был подписан президентом и вступил в силу 10 января 2003 года.
ФЗ-17 регламентирует правовые, экономические и организационные аспекты работы общественного железнодорожного транспорта. Законом устанавливается порядок согласования деятельности железнодорожных организаций, органов государственной власти и других транспортных учреждений.
Закон состоит из 34 глав и 7 статей следующего содержания:
- Глава 1 определяет основные принципы функционирования железнодорожной системы и поясняет специфическую терминологию законодательства;
- Глава 2 устанавливает главные аспекты государственного регулирования деятельности ЖД системы;
- Глава 3 предусматривает требования к осуществлению различных видов перевозок поездами и особенности управления процессами транспортировки;
- Глава 4 определяет правила обеспечения безопасности;
- Глава 5 описывает особенности трудовых отношений;
- Глава 6 предусматривает дополнительные организационные детали, такие как язык общения, временной график, форма работников, особенности страхования, международное сотрудничество, а также организация гражданской обороны и мероприятий по мобилизации;
- Глава 7 содержит заключительные положения о вступлении законодательства в силу и упразднения предыдущих законодательных документов.
Железнодорожные средства передвижения как часть единой федеральной транспортной системы Российской Федерации призваны выполнять следующие функции:
- качественное и своевременное удовлетворение потребностей граждан и государства;
- осуществление перевозок;
- создание условий для экономического развития государства;
- объединение экономического пространства РФ в централизованную сеть.
Железнодорожный транспорт состоит из:
- общественных средств передвижения;
- транспорта для не общего пользования;
- технического ЖД транспорта для грузовых перевозок.
Принципы работы железнодорожной системы:
- устойчивое и бесперебойное функционирование;
- доступные, безопасные и качественные услуги;
- развитие конкурентоспособности экономического рынка;
- организованное и согласованное действие ЖД системы.
Государство преследует следующие цели в области развития и функционирования общественного железнодорожного транспорта:
- соблюдение баланса государственных и пользовательских интересов;
- соблюдение принципов целостности, эффективности, доступности и качества работы ЖД средств перемещения.
В сфере действия необщественного ЖД транспорта государство обеспечивает регулирование нижеперечисленных целей:
- безопасное и качественное функционирование ЖД транспорта необщего использования;
- непрерывность процессов грузоперевозки;
- доступность услуг ЖД транспорта для перевозок и других инфраструктур.
Для достижения поставленных целей государственным регулированием устанавливаются следующие задачи:
- разработка и внедрение государственной политики в сферу железнодорожной транспортной системы;
- постановка задач и основной деятельности государственных органов, осуществляющих регулирующие функции в ЖД области;
- разработка и принятие нормативных актов, которые являются обязательными для всех пользователей ЖД транспортом;
- лицензирование определённой деятельности;
- все используемые технические объекты должны быть стандартизированы и проверены на соответствие единым требованиям;
- регламентирование железнодорожной деятельности согласно законодательству об естественных монополиях и антимонополиях;
- установление порядков примыкания железнодорожных путей общего и необщего использования;
- ограничение передвижений на отдельных участках ЖД путей общего использования для соблюдения графика движения поездов;
- выдача полномочий отдельным владельцам инфраструктуры и транспортировщиков на осуществление определённых перевозок при возникновении чрезвычайных обстоятельств, нарушающих социально-экономическую стабильность, обороноспособность и безопасность государства;
- организация военных и специальных перевозок при помощи железнодорожного транспорта;
- разработка руководств по гражданской обороне и мобилизации;
- осуществление контроля железнодорожной системы;
- сбор, накопление и анализ данных о работе ЖД транспорта, а также создание соответствующей статистики.
Другие законодательные акты Российской Федерации могут предусматривать дополнительные задачи для работы железнодорожной системы в определённых обстоятельствах.
Последние изменения, внесенные в 17 ФЗ
В ходе последней редакции законодательства о системе железнодорожных средств передвижения, состоявшейся 20 декабря 2017 года при принятии закона № 400-ФЗ, было признан утратившим силу пункт 1 статьи 26, который предусматривал регулирование дисциплины железнодорожных работников в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации и отдельным постановлением правительства о железнодорожной дисциплине.
Статья 20 предусматривает следующие организационные основы для обеспечения безопасного использования железнодорожного транспорта:
- Федеральные исполнительные власти определяют:
- создание правового и технического регламента использования ЖД средств передвижения, охватывающего также порядок проведения расследования транспортных происшествий и правонарушений;
- разработка государственной политики, предусматривающей безопасную эксплуатацию железнодорожного транспорта в целях общественных и грузовых перевозок;
- Участники процесса перевозок в рамках своих компетенций регламентируют:
- надёжность условий перевозки пассажиров;
- безопасную транспортировку багажа;
- надёжность передвижений и использований ЖД средств передвижения;
- соответствие экологическим нормам безопасности.
Статья 25 определяет трудовые отношения железнодорожных работников:
- Особенности трудоустройства граждан в ЖД сфере, а также предоставление им социальных гарантий и компенсаций, а также обеспечение безопасных условий работы устанавливается настоящим законодательством и ТК РФ.
- Рабочий график и отдельные трудовые условия определяется федеральным исполнительным органом в соответствии с требованиями соответствующего профсоюза;
- При трудоустройстве на должности, связанные с управлением поездов и маневровыми действиями, а также при воздействии негативных производственных факторов, граждане обязаны пройти медицинское обследование, предоставляемое за счёт работодателя, перед устройством на работу и с установленной периодичностью во время работы. Запрещается трудоустройство без предварительного прохождения медицинской комиссии;
- При медицинском осмотре, также производится проверка на употребление наркотических и психотропных веществ. Работники, выполняющие маневровые работы и управляющие поездами, должны проходить данный контроль перед каждой сменой и рейсом;
- Работники железнодорожной системы должны при устройстве на работу проходить аттестацию, которая нацелена проверить технические знания в соответствующей области. Запрещается трудоустройство без аттестации;
- Работникам предоставляются льготы в виде бесплатного передвижения с помощью ЖД транспорта. Данная привилегия сохраняется за ними при выходе на пенсию или увольнении по причине производственной травмы.
- Железнодорожные организации предоставляют социальную поддержку для неработающих пенсионеров-железнодорожников в порядке, предусмотренном тарифными и коллективными соглашениями.
Скачать закон о железнодорожном транспорте в новой редакции
Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона №17-ФЗ от 10.01.2003 “О железнодорожном транспорте”, рекомендуется скачать документ законодательства с последними изменениями по ссылке.