Содержание
Предупредить проблему всегда легче, чем устранять ее последствия. Если речь идет о предотвращении преступлений, то важность профилактических мер становится очевидной. Естественно, для регуляции этого процесса нужен особый закон. В российское законодательство он включен под номером 182.
Общие положения
ФЗ о профилактике преступлений действует в российском законодательстве с середины 2016 года. Избранные члены Государственной Думы приняли его 10 июня, а члены Совета Федерации – 15 июня. Спустя полтора года, в декабре 2017-го (26.12) закон подвергся изменениям. Сегодня законодательный документ о профилактике правонарушений в РФ заключает в своем составе 5 глав и 34 статьи. Ключевой мотивацией для создания закона стала необходимость в едином акте, регулирующем способы для превентивного управления неправомерных и нелегитимных, с точки зрения права, действий.
Также ФЗ 182 направлен на:
- Сохранение приоритетных прав граждан при выполнении профилактических действий для предупреждения правонарушений;
- Разработку и реализацию унифицированной системы стандартов для профилактики преступлений;
- Соблюдение принципов легитимности и профессионализма;
- Уведомление уполномоченных органов о личной ответственности за возникновение ситуаций, при которых были нарушены права людей.
Снижение количества противозаконных деяний является основной задачей ряда лиц и официальных учреждений, в том числе структур социального обслуживания. В их непосредственную обязанность входят исследование, подготовка, разрабатывание новых методов, помогающих редуцировать число преступлений, и контроль над выполнением поставленных задач.
Приоритетные векторы для предотвращения преступных действий описаны в статье 6:
- Охрана частных лиц, социума и государства от незаконных притязаний;
- Профилактика нарушений закона;
- Предупредительный учет лиц, замеченных в противоправной деятельности;
- Комплекс охранных мер, защищающих общественный порядок и мероприятия массового характера;
- Безопасность в дорожной и транспортной сферах;
- Препятствование нелегальной миграции;
- Надзор над несовершеннолетними в целях профилактики преступлений;
- Обструкционизм, направленный с целью предупреждения террористических и экстремистских актов;
- Профилактика нелегального оборота запрещенных веществ;
- Защита всех форм имущественного владения;
- Надежность в сфере экономики;
- Борьба с коррупционной деятельностью;
- Охрана экологии;
- Предупреждение рисков возникновения и развития пожара;
- Превентивные меры, борьба и устранение последствий катаклизмов, имеющих природное или техногенное происхождение;
- Рост уровня юридической осведомленности и других форм общественного сознания.
Средства достижения основных задач по профилактике неправомерных деяний (согласно ст.6):
- Своевременное обнаружение, оценивание и прогноз относительно факторов, способных привести к совершению преступлений;
- Регламент правового толка;
- Создание соответствующих программ государственного и муниципального уровня;
- Улучшение взаимодействия между всеми участниками профилактического процесса;
- Анализ и скорейшее устранение первопричин, которые являются толчком к развитию криминогенного поведения;
- Обнаружение лиц, замеченных в антисоциальном поведении;
- Выявление лиц, которые находятся под риском совершения преступлений ввиду тяжелых жизненных обстоятельств;
- Проведение постоянных профилактических наблюдений;
- Задействование методов превентивного воздействия, одобренных данным ФЗ;
- Меры, принимаемые для предотвращения преступных действий, устанавливаются актуальным законом и проводятся соответствующими органами и уполномоченными лицами согласно другим тематическим законам и Уголовному Кодексу РФ.
Полный перечень полномочий вышестоящих органов, вовлеченных в процесс профилактики преступлений, подробно изложен во 2 главе 182 закона.
Содержание других глав закона:
Гл. 3 – описывает систематику и виды превентивного воздействия, включая:
- Информативные и просветительские меры;
- Беседа в профилактических целях;
- Вынесение предупреждения на официальном уровне, объявляющих неприемлемыми действия или поведение, которые способствуют угрозе возникновения правонарушений;
- Превентивный учет и надзор;
- Общественная адаптация и приспособление физического лица к новой жизни в социуме, реабилитационные программы;
- Помощь лицам, оказавшимся в группе риска.
Гл. 4 – дает определение координационным процессам и выделяет организационные моменты в сфере профилактики преступлений.
Гл. 5 – свод финальных положений закона.
Последние поправки, внесенные в 182 ФЗ
182 ФЗ о профилактике был дополнен изменениями на основе принятого в июне 2017-го (7.06.2017) законопроекта N 109-ФЗ. Новый закон получил одобрение от членов Совета Федерации 31 мая того же года. Принятие депутатами Госдумы прошло пятью днями ранее, 26.05.2017. Публикация акта прошла 9 июня 2017 г. Его вступление в силу состоялось спустя неделю и два дня, 18.06.2017. Ряд поправок направлен на защиту несовершеннолетних лиц от угрозы суицидального поведения. Также закон содержит описание превентивных мер, направленных на предотвращение совершения правонарушений лицами в возрасте до 18 лет.
Перечень изменений
- В п. 2 ст. 2 закона появилась отредактированная фраза, суть которой сводится к методам, благодаря которым своевременно выявляются и пресекаются ситуации вовлечения детей в противоправные действия. Упоминается важность предупреждения случаев, когда несовершеннолетних намеренно склоняют к самоубийству;
- Пункт 2 статьи под номером девять дополнен исправленной фразой, смысл которой повторяет описание предыдущего пункта;
- В статье 11 закона пункт первый был откорректирован путем внесения фразы о вовлечении лиц в несовершеннолетнем возрасте в преступную деятельность или совершение антиобщественных действий, а также склонение их к суициду. Идентичные поправки затронули пункт первый ст. 21;
- В статье 23 закона в пункте первом появилось измененное предложение с аналогичным предыдущим поправкам содержанием, дополненная фразой «и применяют к ним меры воздействия».
Скачать закон об основах системы профилактики правонарушений в РФ
По данным МВД России, за 2017 год было отмечено уменьшение числа зафиксированных преступлений, показатель в сравнении с прошлым годом снизился на 4,7%. Согласно докладу, 9 из 10 совершаемых правонарушений обнаруживаются уполномоченными органами, при этом всего 4,4% предотвращаются на этапе подготовки. Закон № 182 предусматривает, что в профилактических действиях по предотвращению преступлений могут участвовать общественные объединения. Значит, задача по устранению криминогенной угрозы является прямой обязанностью всех тех, кто неравнодушен к общественным проблемам.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 N 182-ФЗ представлен по ссылке.