Содержание
В настоящей статье мы рассмотрим одну из статей Федерального закона «Об исполнительном производстве» N 229-ФЗ, вступившего в силу в 2007 году и претерпевшего последние изменения относительно недавно, а точнее — 31 декабря 2017 года.
Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения решений суда и иных органов или должностных лиц об обязанности по передаче денежных средств, имущества, совершении в чью-то пользу определенных действий, либо, напротив, о запрете деятельности.
Содержание 21 статьи с изменениями
229-ФЗ об исполнительном производстве в статье 21 прописывает сроки предъявления исполнительных документов судебной системы и иных государственных органов к исполнению.
Статья 21 закона 229-ФЗ содержит девять частей, которые мы подробно рассмотрим.
Часть первая статьи 21 гласит следующее: исполнительные листы, выданные на основании судебных актов, можно предъявить к исполнению на протяжении 3-х лет со вступления судебного решения в силу. Кроме:
- Исполнительных листов арбитражей о восстановлении пропущенного срока;
- Листов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;
- Актов по делам об административных правонарушениях.
Предъявление листов с требованием о возвращении незаконно перевезенного или удерживаемого в России ребенка должно осуществляться в течение года.
Часть вторая ст. 21 утверждает, что если арбитражный суд постановил восстановить пропущенный для предъявления исполнительного листа срок, соответствующий документ может быть предъявлен в трехмесячный срок со дня вынесения судебного определения.
Согласно п. 3 ст. 21 ФЗ об исполнительном производстве, на предъявление судебных приказов законом отводится 3 года со дня выдачи.
В соответствии с частью 4 ст. 21, документы с требованием о взыскании периодических платежей актуальны на протяжении всего срока их выплаты и в течение 3-х лет после истечения данного срока.
Вам будет интересна актуальная информация об изменениях в законе о государственной службе в РФ. Подробности по ссылке:
Удостоверения комиссий по трудовым разбирательствам предъявляются к исполнению в течение трехмесячного срока со дня выдачи – часть 5 ст. 21.
В ситуации, когда происходит полное или частичное неисполнение лицом предъявленных тому требований и финансовых обязательств ввиду отсутствия на счетах достаточной денежной суммы, банк или иная кредитная организация, обслуживающая должника, передает в органы, осуществляющие контрольные функции, соответствующие документы. С момента их возвращения банком у контрольных органов есть полгода на предъявление к исполнению оформленных в установленном порядке актов о взыскании денежных средств с приложением банковских документов (часть 6 ст. 21).
Акты контрольных органов о взыскании средств без приложения банковских документов могут быть предъявлены в течение тех же 6 месяцев со дня их выдачи (часть 6.1 ст. 21).
Ч. 7 ст. 21. Срок исполнения актов по административным нарушениям, составленных судебными и иными органами или должностными лицами составляет два года.
Сроки предъявления к исполнению прочих документов, не прописанных в статье 21, устанавливаются в соответствии с иными профильными федеральными законами (часть 8 ст. 21).
Часть 9 статьи 21. В соответствии с положениями настоящего закона, решением суда, иного органа или должностного лица, должнику может быть предъявлено требование с установленным для его исполнения сроком. Либо может быть предоставлена рассрочка или отсрочка исполнения. Тогда срок предъявления такого исполнительного документа начинается со дня окончания предоставленного его периода отсрочки или рассрочки. ФЗ об исполнительном производстве в ст. 21 ч. 9 предусматривает также исключение, которое составляют протоколы о штрафах, назначенных за совершение преступления.
Действующая редакция статьи 21 «Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению» не изменялась с 2015 года. Тогда закон ФЗ-57 (о внесении изменений) дополнил ее частью 9-ой.
Комментарии и разъяснения к статье 21
Как уже было сказано, настоящий закон в статье 21 прописывает сроки предъявления исполнительных документов судебной системы и иных гос. органов к исполнению.
Прежде необходимо разобраться с понятием «исполнительный документ». Это документ, являющийся основанием для возбуждения исполнительного производства. Согласно статье 12 ФЗ-229, одним из их видов являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов. Также к их числу, помимо листов и актов, относят приказы, удостоверения комиссий и др. Проще говоря, этот документ необходим судебным приставам для совершения ими их прямой обязанности – принудительной реализации вынесенных судом и иными органами решений.
В целом положения настоящей статьи прозрачны и понятны, однако мы рассмотрим отдельные аспекты.
Часть 1 настоящей статьи закона во взаимосвязи с частями 2 ст. 22 и ч. 4. ст. 46 была в 2016 году признана Конституционным Судом РФ несоответствующей Конституции и положениям отдельных статей самого закона (ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 46, ч. 3 ст. 55). Суть расхождений сводится к определению длительности производства в ситуациях многократного прерывания срока предъявления документа к исполнению в связи с его возвратом взыскателю по заявлению и повторным возбуждением производства в дальнейшем. Положения указанных статей в том виде, в котором они существуют сегодня, позволяют затягивать процесс на неопределенно долгий период.
КС РФ в своем постановлении от 10 марта 2016 года указал, что до тех пор, пока в закон не будут внесены изменения, должностным лицам, судебным приставам и судам при разрешении вопроса о наличии оснований для возбуждения или отказа в возбуждении исполнительного производства, которое ранее уже возбуждалось (но оканчивалось в связи с заявлением взыскателя), следует придерживаться прописанных в постановлении КС требований. При повторном «запуске» производства ответственные лица обязаны вычесть из предусмотренной законом продолжительности срока периоды, в течение которых исполнительное производство по данному исполнительному документу уже осуществлялось прежде.
Часть 5 статьи 21 ФЗ-229 об удостоверениях, выдаваемых комиссиями по трудовым спорам, напрямую вытекает из положений Трудового кодекса. Удостоверения КТС обладают той же юридической силой, что и судебные акты. В статье 389 ТК РФ также указано, что в случае пропуска работником установленных 3-х месяцев на уважительных основаниях, комиссия вправе восстановить пропущенный им срок.
В части 8 сказано, что сроки предъявления к исполнению отдельных документов, которые не были указаны в рассматриваемой статье, устанавливаются иными законными актами. К их числу относятся:
- Нотариально заверенные соглашения о выплате алиментов;
- Акты ПФР (пенсионного фонда) и Фонда Соцстрахования РФ о взыскании долга с гражданина, зарегистрированного как ИП, без приложения документации с банковскими отметками;
- Постановления судебного пристава-исполнителя;
- Исполнительные надписи нотариуса. Согласно ст. 94 Основ законодательства о нотариате, нотариальная исполнительная надпись может быть предъявлена к принудительному исполнению на протяжении трехлетнего периода, если одной из сторон является обычный гражданин, и в течение года – когда одной из сторон является юридическое лицо в случае, если российское законодательство не предусматривает иные сроки;
- Запрос центрального органа, уполномоченного в сфере обеспечения выполнения международных обязательств России, о розыске ребенка, который был незаконно привезен или же удерживается на территории нашего государства.
В статье 9-ой также был затронут вопрос определения срока исполнения судебного решения или акта иного органа в случае предоставления отсрочки или рассрочки. Отметим, что подробно положения, касающиеся данной темы, прописаны в статье 37 закона 229-ФЗ.
Скачать ФЗ об исполнительном производстве в последней редакции
Рассматриваемый закон представлен 19 главами, включающими 130 статей.
Скачать Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в последней редакции для ознакомления.