257 ФЗ об автомобильных дорогах в новой редакции

Автомобильные дороги являются основополагающим фактором в развитии инфраструктуры и экономике государства, поэтому они должны поддерживаться в хорошем состоянии и уровень их развития будет соответствовать уровню развития страны. С целью обеспечения сохранности дорожных путей был принят закон № 257-ФЗ, регулирующий дорожную деятельность на территории Российской Федерации.

Суть федерального закона

Федеральный закон № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Государственной Думой в третьем чтении 18 октября 2007 года и одобрен Советом Федерации 29 октября того же года. Закон был подписан президентом и вступил в силу 8 ноября 2007 года.

ФЗ-257 регламентирует порядок использования автомобильных дорог, включая платные трассы, а также особенности осуществления дорожной деятельности на территории Российской Федерации. Настоящее законодательство действует на все автомобильные дороги в РФ, независимо от их назначения и форм собственности.

Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности преследует следующие цели:

  • обеспечение основных требований для использования автомобильных дорог и их качественного функционирования в интересах пользователей и собственников;
  • улучшение госуправления в сфере дорожной деятельности;
  • соблюдение целостности автодорог, их развития и технического совершенствования;
  • внедрение передовых технологий в область дорожной активности и их национальная стандартизация;
  • наблюдение за эффективной и здоровой конкуренцией на рынке дорожных услуг и работ;
  • расширение возможностей для инвестиций в сферу использования автодорог и работ на них;
  • интеграция автомобильных путей в международную транспортную сеть.

Фз-257 состоит из 11 глав, заключающих в себя 63 статьи. Краткое содержание законодательного акта:

  • Глава 1 — Общие положения — описывает область применения текущего закона, его цели, основные термины, а также классифицирует автомобильные пути и формы их собственности;
  • Глава 2 описывает полномочия государственных, федеральных, муниципальных и местных органов управления, а также субъектов РФ в сфере использования автомобильных путей и дорожной деятельности;
  • Глава 3 — Дорожная деятельность — устанавливает порядок планирования и осуществления дорожных работ, а также ремонт и прокладку новых автомобильных и железнодорожных путей;
  • Глава 4 — Особенности использования земельных участков, предназначенных для размещения дорог — предусматривает правила предоставления территорий, находящихся в государственной и муниципальной собственности для прокладки новых транспортных сетей и условия проведения указанных работ;
  • Глава 5 — Использование автомобильных дорог — устанавливает правила использования транспортных путей, права и обязанности их пользователей, а также порядок установки определённых ограничений в передвижении и особенностей перемещения тяжёлых транспортных средств;
  • Глава 6 — Финансирование дорожной деятельности — предусматривает порядок предоставления финансовых средств на проведение дорожных работ федерального и местного значения;
  • Глава 7 — Использование платных автомобильных дорог и дорог, содержащих платные участки — описывает правила прокладки указанного типа путей, предоставления проезда по ним, способы оплаты и предусмотрение льгот для отдельных лиц и видов транспорта;
  • Глава 8 — Особенности осуществления дорожной деятельности в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения, состоящая лишь из одной статьи, предусматривает порядок проведения автомагистральных работ в федеральных субъектах на государственном и местном уровнях;
  • Глава 9 — Международное сотрудничество Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности — устанавливает правила, способствующие международной интеграции автотранспортных сетей;
  • Глава 10 — Ответственность за нарушение закона Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности — предусматривает меры наказания за несоблюдение положений текущего законодательного акта;
  • Глава 11 — Заключительные положения — охватывает перечень изменений других законов, относящихся к использованию и строительству дорожных путей.

Смотрите здесь о последних изменениях в законе об обороте земель сель-хоз назначения.

Какие были внесены изменения?

Последние поправки в закон о дорожной деятельности были внесены Федеральным законом № 390-ФЗ от 05.12.2017. В ходе редакции было изменено название 22 статьи, а также добавлен пункт 13, предусматривающий распространение положений 6-12 текущей статьи на торговые объекты около автомобильных дорог, которые не превышают площадью десять тысяч квадратных метров.

Статья 13 устанавливает следующие полномочия местных органов управления в сфере эксплуатации автомобильных дорог и проведения дорожных работ:

  • муниципальный контроль за соблюдением сохранности автомобильных путей местного значения;
  • привлечение инвестиций для развития местных дорог;
  • назначение платного использования местных автомобильных путей, а также прекращение такого использования;
  • создание платных парковок около местных дорог общего пользования;
  • разработка способов расчёта за использование платных дорог и установка таксы за проезд и использование парковок;
  • установление списка автомобильных дорог местного значения для общего и частного пользования;
  • осуществление дорожной деятельности на трассах местного значения;
  • расчёт вреда, который причиняют местным дорогам тяжёлые транспортные средства;
  • определение списка и стоимости услуг дорожного сервиса, присоединяемого к автомобильным путям местного значения;
  • использование дорог для проведения мероприятий по гражданской обороне и подготовке для мобилизации, а также при устранении последствий экстренных ситуаций, согласно положениям соответствующих законодательств;
  • обеспечение пользователей дорог необходимой информацией;
  • установления нормы финансовых затрат для ремонта и содержания местных дорог;
  • реализация других полномочий, предусмотренных иными законодательствами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 19 предусматривает следующие требования для прокладки, переустройства, переноса инженерных коммуникаций и их использования рядом с автомобильными дорогами и полосами отвода:

  • Работы с инженерными коммуникациями и их использование в установленных границах производится владельцами данного оборудования или за их счёт на основании соглашения с собственниками автомобильных дорог. В договоре предусматриваются обязательные требования по прокладке, переносе, переустройстве и использовании инженерных коммуникаций;
  • При разработке проектов дорожных работ, владельцы инженерных коммуникаций согласовывают с собственниками автомобильных путей планы размещения оборудования и техники;
  • Эксплуатация инженерных коммуникаций осуществляется с письменного согласия местных исполнительных властей, выданного в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ;
  • Если в случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций на территории полосы отвода или придорожной полосе автомобильного пути требует реконструкции или капитального ремонта автомобильного полотна или его отдельных участков, то указанные восстановительные работы проводятся собственниками инженерных коммуникаций;
  • Собственники инженерных коммуникаций, осуществляющие дорожные работы без соответствующего согласия или с нарушениями необходимых к исполнению требований, обязаны прекратить всю деятельность, снести незаконно возведённые сооружения и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние по первому требованию исполнительных властей, уполномоченных контролировать данную сферу деятельности. В случае отказа от выполнения указанных требований владельцами инженерного оборудования, их обязанности должны выполнить собственники автомобильной дороги.

Статья 20 устанавливает следующий ряд требований при осуществлении дорожных работ на пересечениях автомобильных путей:

  • Строительные и восстановительные работы на участках пересечения автомобильных дорог, а также на фрагментах примыкания одного дорожного пути к другому осуществляется только с соответствующего письменного разрешения на строительство, выданного согласно требованиям настоящего ФЗ и Градостроительного кодекса РФ;
  • Вышеуказанное разрешение на проведение отдельных дорожных работ выдаётся федеральными органами исполнительной власти или другими государственными учреждениями, уполномоченными вести надзор за эксплуатацией соответствующего участка дороги;
  • Автомобильные пути, примыкающие к дорогам общего пользования, а также подъезды к ним и съезды, должны иметь твёрдое покрытие, начиная с места примыкания до установленного техническим регламентом расстояния;
  • Капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыкающих федеральных, региональных или местных автомобильных трасс осуществляется только с письменного согласия их владельцев;
  • Также в данном согласии должны быть предусмотрены технические требования и порядок проведения указанных работ;
  • При разработке планов строительных работ, владельцы автомобильных дорог должны проинформировать о планируемом ремонте всех заинтересованных лиц;
  • Расходы за строительные и ремонтные работы автомобильных дорог, а также их пересечений, включая дополнительные расходы на обеспечение безопасного дорожного движения, водоотведение и другие обязательства, несут лица, в чьих интересах производятся вышеуказанные действия.

Статья 31 предусматривает требования к передвижению по автомобильным дорогам тяжёлого и крупногабаритного транспорта, включая перевозящего опасные вещества. Статья состоит из следующих положений:

  • Передвижение крупногабаритных транспортных средств, перевозящих опасные грузы по автомобильным дорогам, кроме военной техники Вооружённых Сил РФ, осуществляется только при наличии специального разрешения;
  • Передвижение по автомобильным путям тяжеловесных транспортных средств, вес которых превышает допустимую нагрузку на ось более чем на 2 процента, кроме военной техники, осуществляется при наличии специального разрешения;
  • Движение военной техники Вооружённых Сил Российской Федерации по автомобильным дорогам осуществляется без специальных разрешений, на основе согласования с уполномоченными федеральными исполнительными властями;
  • Требования по организации передвижения тяжёлого и крупного транспорта по автомобильным дорогам, а также формы бланков для специальных разрешений, разрабатывает федеральный орган исполнительной власти, ответственный за государственную политику и нормативно-правовое регулирование в области дорожного хозяйства;
  • Для получения специального разрешения необходимо выполнить следующие требования:
    • согласовать маршрут передвижения;
    • возместить ущерб, который причинит транспортному полотну средство передвижения;
    • получить уведомление о внесении транспортного средства в реестр тяжёлого транспорта, осуществляющего перевозки, а также уведомление о соответствии требованиям техники безопасности.
  • Орган, выдающий специальные разрешения на передвижение тяжёлого и крупного транспорта, согласует маршрут передвижения с владельцами автомобильных дорог, проверяет состояние транспортных путей и распоряжается об их укреплении;
  • Порядок выдачи специального разрешения устанавливается Правительством Российской Федерации. Выдачей специального разрешения занимается федеральный орган исполнительной власти в ведомстве которого находится маршрут передвижения;
  • За выдачу специального разрешения уплачивается государственная пошлина согласно закону РФ о налогах и сборах;
  • Порядок возмещения ущерба, нанесённого тяжёлым транспортом устанавливается Правительством Российской Федерации. Размер повреждений рассчитывается органами, которые несут ответственность за целостность дорог того или иного значения;
  • При необходимости укреплять отдельные участки дороги для передвижения крупного и тяжелого транспорта, расходы на соответствующие работы берут на себя лица, осуществляющие перевозку и в интересах которых производится транспортировка грузов;
  • Получение специальных разрешений для одного и того же маршрута в течение 12 месяцев может быть основанием для установления постоянного маршрута.

Статья 54, предусматривавшая малозначительные изменения в формулировках нескольких фраз Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», была признана утратившей силу с 1 марта 2015 года.

Текст действующей редакции 257 ФЗ

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можете скачать его в актуальной редакции с последними изменениями по ссылке ниже.

Скачать ФЗ-257

Похожее
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.