Конституция Российской Федерации гласит, что каждый человек имеет право на свободу перемещения и выбор места проживания. Люди имеют право на свободный выезд из страны, а лица, являющиеся гражданами РФ, вправе также беспрепятственно возвращаться в Россию.
Порядок осуществления процедуры выезда и въезда в РФ прописывает ФЗ-114, принятый Государственной Думой в 1996 году.
Содержание и последние изменения
Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» структурно представлен 8 главами, включающими 40 статей.
Сам порядок въезда в РФ и выезда из России иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов) прописан в главе V настоящего закона.
Статья 25.11 содержит отдельные правила для пассажиров круизных лайнеров, входящих в Российские порты. Статья 25.13 уточняет отдельные аспекты, касающиеся процедуры реадмиссии лица, передаваемого или принимаемого Россией, а также приводит перечень документов. В статье 25.14 данной главы указано, что особенности порядка въезда-выезда в страну и постановки на миграционный учет в период проведения в России чемпионата мира по футболу FIFA 2018 прописаны в статьях 7 и 8 ФЗ N 108.
Читайте также о ФЗ №115 тут:
Статья 25.15 гласит, что особенности въезда и выезда из РФ для иностранных студентов также могут прописываться в отдельных ФЗ или регулироваться международными договорами. Статья 25.17 содержит сведения об особенностях пропускного режима и порядка въезда-выезда в страну для лиц, прибывающих через пункты пропуска свободного порта Владивосток.
Статья 26 прописывает, по каким основаниям въезд иностранным гражданам в Россию может быть не разрешен:
- Нарушение правил пересечения государственной границы, санитарных норм и пр;
- Сообщение ложных сведений о себе или цели пребывания;
- Неоднократное привлечение к административной ответственности за последние 3 года;
- В последний период пребывания в РФ иностранный гражданин не покинул страну за положенные 30 дней со дня окончания срока временного пребывания;
- Участие в деятельности организаций, признанных нежелательными в России.
Крайне актуальной для мигрантов является статья 27 главы V о въезде в РФ и выезде из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. В части 1 статьи 27 перечислены основания для запрета на въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства.
Въезд на территорию России для иностранных граждан и апатридов запрещается в следующих случаях:
- В целях обеспечения обороноспособности или безопасности страны в целом, а также общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан (исключение — случаи, предусмотренные в п. 3 ст. 11 ФЗ-38 о предупреждении распространения ВИЧ);
- По причине наличия вынесенного решения об административном выдворении, депортации или передаче человека иностранному государству в соответствии с международными договорами о реадмиссии. Реадмиссия — это согласие государств на приём обратно на свою территорию лиц, которые подлежат депортации из иного государства. По большей части — собственных граждан, но иногда также иностранных, которые прежде проживали в стране. Запрет действует в течение пяти лет с момента вынесения соответствующего решения — п. 2 ст. 27 ФЗ 114;
- В отношении персоны 2 и более раз выносилось решение об административном выдворении из России, а также о депортации или передаче другому государству — в течение 10 лет со дня выдворения и др.
- В течение прежнего периода пребывания в России, в отношении лица прекращена была процедура реадмиссии (в соотв. со ст. 32.5 ФЗ о правовом положении иностранных граждан в РФ) — в течение 3-х лет со дня выезда за пределы РФ;
- Неснятая или непогашенная судимость за преступление, совершенное со злым умыслом, вне зависимости от того, совершено оно было в России или другом государстве;
- Люди, претендующие на въезд в страну, не представили соответствующие документы (для получения визы) — до момента их предоставления;
- Отсутствие полиса медстрахования, действующего на территории России. Требование не распространяется (по договоренности) на сотрудников дипломатических и консульских учреждений, международных организаций и членов их семей, а также отдельных категорий граждан;
- При оформлении визы или прохождении таможенного контроля не был подтвержден факт наличия средств, достаточных для проживания на территории России и последующего выезда за ее пределы (в т.ч. не представлены гарантии появления необходимых денежных средств в будущем — можно подтвердить, предъявив приглашение на работу);
- В отношении человека существует постановление о нежелательности его нахождения или проживания в России (п. 7 ч.1 ст. 27 относится к гражданам стран, принявших решение о запрете въезда россиян на их территорию и об аресте активов в связи с якобы причастностью к нарушению прав человека в России);
- Использовались подложные документы;
- В течение прошлого срока нахождения в РФ, т.е. до выезда, лицо уклонилось от уплаты налогов, штрафов, либо не возместило расходы, понесенные государством в связи с выдворением или депортацией — запрет длится до момента осуществления соответствующих выплат в полном объеме;
- Мигрант дважды и более раз привлекался за административные правонарушения в связи с нарушением общественного порядка и безопасности, режима нахождения в России или порядка ведения трудовой деятельности, установленного для иностранных граждан и лиц без гражданства. Запрет действует в течение 5 лет с момента вынесения последнего постановления о привлечении к ответственности;
- Иностранный гражданин (также апатрид) в период последнего нахождения в России превысил установленный законом временной лимит. В этом случае запрет действует в течение 3 лет с момента выезда из РФ;
- Лицо также осуществило вовремя выезд из России и превысило установленный лимит, находясь здесь более 180 суток, но менее 270 — длительность действия запрета на въезд составит 5 лет. Если же человек находился на территории страны более 270 суток вопреки требованиям закона, запрет продлится 10 лет со дня выезда.
Пункт 12 статьи 27 федерального закона. Правило «90/180», вступившее в силу еще 1 января 2014 года, до сих пор смущает и сбивает с толку многих. Суть его в том, что иностранный гражданин может свободно находиться на территории РФ в течение 90 суток в сумме за период, составляющий 180 суток. Это правило было введено с целью пресечь уловки, которые до этого предпринимали мигранты, обходя требование о длительности нахождения не более 90 суток. Большинство людей тогда просто пересекало границу РФ на ближайшем таможенном пункте и беспрепятственно возвращалось назад. Однако «свободное нахождение в России» не означает, что по прибытию гражданин освобождается от обязательств, связанных с постановкой на регистрационный учет, а также с оформлением разрешения на работу (патента), если мигрант прибыл в РФ с целью получения заработка.
Читайте также ФЗ 184 с последними изменениями по ссылке:
Если лицу запрещен въезд по одному из перечисленных выше оснований, въезд на территорию России может быть позволен при наличии письменного подтверждения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел о проведении в отношении данного человека процедуры реадмиссии. В письме указываются дата и предполагаемый контрольно-пропускной пограничный пункт.
Согласно ч. 2 ст. 27 ФЗ-114, сотрудники пограничных органов ФСБ и МВД проставляют в идентифицирующем документе иностранного гражданина или апатрида соответствующую отметку, если запрет на въезд связан с:
- Решением об административном выдворении, депортации или передаче (пункты 2, 2.1 и 2.2 части 1 статьи 27);
- Неснятой или непогашенной судимостью (п. 3 ч. 1 ст. 27);
- Нежелательностью нахождения лица в России (п. 7 ч. 1 ст. 27).
Скачать текст 27 статьи 114 ФЗ
Чтобы ознакомиться с положениями статьи 27 ФЗ-114 отдельно и Федерального закона от 15.08.1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в РФ» в целом, предлагаем скачать текст закона.
Иностранным гражданам, прибывающим и находящимся на территории России, следует быть подкованным в аспектах миграционного законодательства. Следите за вносимыми в законы изменениями, чтобы избежать различных проблем: от штрафов до депортации и запрета на въезд.