31 ФЗ о мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации

Мобилизация и мобилизационная подготовка являются схожими по происхождению юридическими терминами, однако каждый из них несет индивидуальную смысловую нагрузку. В своде законов РФ словом «мобилизация» называют совместные меры, направленные на переведение экономических субъектов, органов власти и самоуправления в рабочий режим на условиях военного времени. Мобилизационная подготовка – это ряд мер по подготовке всех вышеперечисленных субъектов к функционированию на случай объявления военного положения, который проводится в мирное время. Для правового регламента основных положений данных процессов разработан закон о мобилизационной подготовке и мобилизации в России.

Общие сведения

ФЗ 31 от 1997 года о мобилизационной подготовке и мобилизации действует уже более 20 лет. Его принятие Госдумой РФ состоялось 24.01.1997 г. Совфед одобрил закон в следующем месяце того же года (13.02). На протяжении своей долгой истории он редактировался единожды, изменения были внесены 22.02.2017 г. Ядро закона составляют 7 разделов и 26 статей.

Основное содержание 31 ФЗ:

В разделе номер 1 приводятся общие сведения о законе. Согласно ему, мобилизацию в Российской Федерации разделяют на частичную и общую. Общей называют мобилизацию, проводимую по всей стране. Частичный призыв может вводиться в отдельных регионах государства и/или относиться к конкретной части экономической сферы и пр.

Подробное описание содержания предметов закона дается во второй статье. В нее включены следующие аспекты:

  • Нормативы права – регламент;
  • Поддержка сути закона с точки зрения науки и методики;
  • Описание требований к деятельности вышестоящих органов на момент действия мобилизации и мобилизационной подготовки;
  • Переведение вышеуказанных органов власти на функционирование в особом режиме с учетом создавшейся ситуации;
  • Действия по подготовке военных организаций РФ при мобилизации;
  • Создание экономических мобилизационных планов и общие этапы приготовления экономики для данных процессов;
  • Общее оценивание состояния готовности РФ к мобилизации и принятие комплекса мер для его улучшения (подготовка технического оборудования, материальных и страховых фондов и пр.);
  • Работа со СМИ;
  • Контроль над формой учета по призыву ресурсов;
  • Тренинги и учения для реализации мобильных планов.

В разделе втором о мобилизации ФЗ приводится список полномочий в области мобильной подготовки и мобилизации, которыми наделяются органы власти и президент. Глава государства обязан установить ключевой перечень целей и задач для внедрения вышеуказанных явлений на территории страны. В перечень его полномочий входят: объявление мобилизации при внешней военной угрозе, контроль над работой органов власти на период введения мобилизации, издание нормативных актов, ведение переговоров и подписание международных соглашений и резолюций и пр.

Третий раздел 31 ФЗ разделяет обязанности, выполняемые гражданами и организациями при мобилизации и мобилизационной подготовке. Для первых обязательными для исполнения требованиями являются:

  • Своевременная явка по призыву военкома и выполнение предписаний, назначенных последним;
  • Предоставление своего имущества (недвижимое, транспорт и пр.) в военное время по требованию органов власти с последующим возмещением понесенных материальных потерь;
  • Исполнение работ, направленных на укрепление оборонной способности и безопасности государства.

В обязанности организаций входят:

  • Устроение мероприятий для гарантирования статуса своей готовности к мобилизации;
  • Разрабатывание планов, назначение ответственных лиц;
  • Исполнение мобилизационных заказов;
  • Комплексное содействие военкомам, включая контроль над оповещением и явкой мобилизованных граждан, поставки техники и предоставление материальных ценностей различного рода по требованию государства, создание подразделений военного учета и пр.

В четвертом разделе закона содержится информация, посвященная основам организации в области мобилизации и мобилизационной подготовки. Оговаривается роль мобилизационных органов как центров контроля над исполнением основополагающих предписаний закона. В статье тринадцатой указывается ареал распространения военно-транспортной обязанности, которая в период действия военного положения накладывается на органы власти и самоуправления, но и граждан, владеющих тем или иным видом транспортного средства. Упоминается прямое обязательство государства в предоставлении финансовых средств для мобилизационных расходов. Последние являются обязательной частью национального бюджета.

Раздел под номером 5 описывает условия призыва гражданских лиц по мобилизации, включая граждан, находящихся в запасе. По закону, под призыв не подпадают лица с неснятой и непогашенной судимостью. От прохождения военной службы освобождаются женщины-военнослужащие, у которых есть несовершеннолетние дети (возрастом до 16 лет). Указываются категории граждан, получающих право отсрочки от обязательной мобилизации. Обозначаются сроки призыва. Подробно расписывается организация призывного процесса.

В шестом разделе ФЗ 31 от 1997 года приведен порядок бронирования военнообязанных запаса во время мобилизации/военное время.

Седьмой раздел закона регулирует его заключительные положения.

Последние изменения, внесенные в 31 ФЗ

Новая редакция закона датируется 22.01.2017. Основанием для внесения коррективов служит N 19-ФЗ. Откорректированный текст пункта третьего статьи 11 содержит сведения о персональной ответственности, которая накладывается на вышестоящих лиц при исполнении служебных обязанностей в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации.

Непосредственные изменения в законе были внедрены в перечень лиц с ответственностью за выполнение мобилизационных задач. Данный пункт закона напрямую относится к:

  • Руководителям федеральных органов власти;
  • Главам муниципалитетов;
  • Главам локальных администраций и организаций.

Усовершенствованная редакция пункта номер 3 ст. 20 включает измененную фразу о комиссии, руководящей военным призывом по мобилизации. Комиссия создается на основе решения высшего должностного лица субъекта РФ и «по представлению военного комиссара». Как дополнение, пункт 3.1 указывает, что роль председателя комиссии по призыву берет на себя руководитель высшего органа власти или же глава муниципалитета. Таким образом, в новой версии более четко разграничиваются обязанности руководящих лиц, отвечающих за соблюдение правовых норм при мобилизации и мобилизационной подготовке.

Скачать закон о мобилизационной подготовке и мобилизации

В ноябре 2017-го глава России, Владимир Путин, по ходу итогов стратегических учений «Запад-2017» сделал заявление о необходимости усиления мобилизационной готовности отечественных войск. Эта новость еще раз напомнила обществу об их роли в обороноспособности государства. Именно поэтому Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» сегодня остается актуальным источником информации.

Тех, кого интересует подробное описание, советуем скачать полный текст закона по ссылке.

Похожее
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 577-01-78 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 467-38-97 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (8 оценок, среднее: 4,13 из 5)
Загрузка...
ПОДЕЛИТЬСЯ