73 ФЗ об объектах культурного наследия с последними изменениями

Жители Российской Федерации включают представителей множества национальностей со своими уникальными особенностями культуры и быта, которые со временем забываются. Поэтому был принят закон, помогающий в защите и сохранении объектов, представляющих собой уникальные образцы культуры и быта наций.

Суть закона

Федеральный закон № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 24 мая 2002 года и одобрен Советом Федерации 14 июня 2012 года.

Суть настоящего законодательства заключается в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране культурного наследия, а также исторических и культурных памятников народов Российской Федерации. Данный закон обеспечивает конституционное право каждого гражданина относительно доступа к культурным и историческим ценностям и объектам, а также предусматривает конституционную обязанность населения по заботе и сохранению культурного и исторического наследия, включая памятники, представляющие его.

Федеральный закон о культурном наследии обеспечивает право всех народов Российской Федерации и этнических общностей сохранять и развивать свою культурно-национальную самобытность, защищать, сохранять и восстанавливать культурно-историческую среду обитания, а также сохранять источники информации о зарождении и развитии той или иной культуры. Причиной этого является уникальная ценность культурного многообразия многонационального народа Российской Федерации, который также составляет неотъемлемую часть мирового культурного наследия.

Читайте также ФЗ о нотариате в последней редакции здесь:

Целью ФЗ о памятниках культурного наследия является сохранение разнообразия памятников истории и культуры в интересах настоящих и будущих поколений народов РФ. Настоящий закон устанавливает приоритетную задачу по охране культурных объектов и исторических памятников для всех государственных органов власти как Российской Федерации, так и её субъектов.

Читайте также об актуальных изменениях ФЗ об экологической экспертизе. Подробности тут:

ФЗ-73 о памятниках культурного наследия состоит из 66 статей, собранных в 14 глав:

  • Глава 1 описывает общие положения закона: обозначает объекты историко-культурного наследия, разделяет их на категории и устанавливает требования по обращению с территориями, на которых располагаются упомянутые предметы;
  • Глава 2 предусматривает полномочия государственных органов власти по обеспечению сохранности культурных и исторических памятников, а также их популяризации и использования;
  • Глава 3 описывает принципы финансирования мероприятий по сохранению, распространению и государственной охране культурных объектов, перечисляет источники финансирования, а также предусматривает льготы для физических и юридических лиц, принимающих участие в указанных действиях;
  • Глава 4 устанавливает необходимость создания и ведения единого государственного реестра исторического и культурного наследия: перечисляет порядок определения наличия культурно-исторической ценности объектов, особенности внесения в реестр, а также правила его ведения;
  • Глава 5 предусматривает необходимость проведения государственной историко-культурной экспертизы для определения соответствующей ценности памятников и включения их реестр для обеспечения должного обращения;
  • Глава 6 устанавливает порядок обеспечения государственной охраны памятников культурного наследия, а также ограничения по использованию окружающих их территорий;
  • Глава 7 перечисляет мероприятия для обеспечения сохранности историко-культурных объектов: охрана, ремонт, реставрация, консервация, восстановление и другие виды деятельности по отношению к памятникам, а также описывает правила проведения указанных работ;
  • Глава 8 предусматривает особенности владения, пользования и распоряжения культурными объектами , включая ограниченные имущественные права и особые требования эксплуатации;
  • Глава 9 описывает условия появления и пресечения материальных прав на предметы культурного наследия, включенные в единый государственный реестр;
  • Глава 10, предусматривавшая условия соглашения об аренде исторических объектов, утратила силу 22.10.2014;
  • Глава 10.1 устанавливает требования по охране отдельных культурно-историческим памятникам: жилым домам, произведениям монументального искусства, ландшафтным архитектурным и садовым объектам, а также достопримечательностям;
  • Глава 11 описывает исторические заповедники и предусматривает правила их эксплуатации;
  • Глава 12 определяет исторические поселения и предъявляет требования по их охране;
  • Глава 13 предусматривает ответственность за нарушения текущего законодательства;
  • Глава 14 охватывает заключительные положения закона.

Последние изменения в текущий ФЗ были внесены 29.07.2017 под номером 222-ФЗ.

Новые поправки

В результате последней редакции в федеральный закон были внесены следующие поправки:

  • в первом абзаце пункта 7 статьи 3.1, а также в подпункте 7 пункта 3 статьи 20 государственный кадастр объектов недвижимости был заменён на единый государственный реестр недвижимости;
  • в пункте 3 статьи 7 к праву беспрепятственного получения информации об объекте культурного наследия были также добавлены и территории данного памятника и зонах его охраны;
  • в пункте 3 статьи 20, перечисляющем сведения вносимые в реестр были изменены следующие подпункты:
  • подпункт 8, предусматривающий внесение информацию о наличии или отсутствии охранных зон культурных объектов, а также утверждение указанных зон и особенности их использования, был переизложен;
  • был добавлен подпункт 8.1, указывающие на необходимость внесения информации о наличии или отсутствии защитных зон историко-культурных памятников;
  • пункт 1 статьи 20 об информационном взаимодействии при ведении реестра был дополнен несколькими абзацами, предусматривающими особенности отправки установленной информации об объектах культурного наследия региональными органами охраны в соответствующие организации по регистрации прав;
  • статья 63 о сроках и пределах действия нормативных актов об охране и использовании культурно-исторических памятников Российской Федерации была дополнена пунктом 8, обязывающим направлять установленные сведения о культурных объектах региональным органам по их охране в предусмотренный срок.

Помимо перечисленных изменений следует рассмотреть следующие статьи настоящего законодательства, чтобы сформировать представление о действии ФЗ-73

Статья 18 устанавливает порядок включения памятников культурного наследия в соответствующий единый реестр и состоит из нижеперечисленных положений:

  • После выявления признаков культурной и исторической ценности объекта и решения включить его в соответствующий реестр назначается государственная экспертиза для подтверждения статуса памятника;
  • Заключение культурно-исторической госэкспертизы должно содержать следующие сведения:
    • наименование объекта;
    • информация о возникновении памятника и его изменениях, а также исторических событий связанных с ним;
    • месторасположение объекта;
    • категория историко-культурного значения;
    • данные о виде памятника;
    • подробное описание объекта и особенностей, которые представляют ценность,
    • подлежащую обязательному сохранению;
    • данные о территории, на которой располагается объект культурного наследия: текстовое и графическое описание его границ, а также координаты характерных точек;
    • фотографии, передающие структуру и особенности объекта;
  • Территориальный орган, охраняющий памятники культурного наследия, на основании полученной государственной экспертизы, в течении 30 дней принимает решение о внесении исторического объекта в соответствующий реестр и предпринимаются необходимые меры для данного действия на местном уровне;
  • Если экспертиза предлагает внести культурно-исторический объект в реестр на федеральном уровне, то местный орган охраны культурных ценностей должен принят соответствующее решении в течении 30 календарных дней или подготовить отказ о включении его в предложенный список;
  • Местные органы охраны памятников, а также физические и юридические лица, обладающие объектами культурной ценности, имеют право направить заявление о внесении указанного памятника в реестр федерального наследия, приложив необходимое для этого заключение экспертизы;
  • Федеральный орган охраны памятников культурного достояния, пр получении необходимых документов о внесении объекта в федеральный реестр, должны в течении 5 дней принять положительное или отрицательное решение.
  • Включением культурных объектов в реестр занимаются следующие органы:
    • Федеральные органы рассматривают памятники на уровне федерального значения;
    • Местные органы занимаются включением культурных объектов в реестр регионального значения, согласуя при этом данный вопрос с муниципальными органами самоуправления;
  • Положительное или отрицательное решение о внесении найденного культурно-исторического объекта в реестр должен принять соответствующий орган защиты памятников культурного наследия в течении одного года после положительного решения регионального органа о включении данного артефакта в перечень наследия;
  • Отказ включить культурный объект в реестр федерального наследия не препятствует положительному решению о внесении данного мемориала в перечень культурных ценностей регионального уровня;
  • Местный орган охраны ценных культурных предметов и памятников имеет право не согласиться с решением государственной экспертизы в следующих случаях:
    • экспертиза была проведена с нарушением текущего законодательства;
    • выводы не соответствуют содержанию;
    • выводы и содержание не соответствует требованиям данного закона.
  • Местные и федеральные органы по охране культурных ценностей могут отказаться включить памятник в соответствующий реестр по следующим причинам:
    • отрицательное заключение экспертизы;
    • неверная информация о памятнике;
    • данные об объекте уже присутствуют в реестре;
  • В реестр включаются предметы культурной ценности, со момента образования которых или с даты исторических событий, к которым данные объекты причастны, прошло не меньше сорока лет. Исключением являются мемориальные здания, связанные с жизнью и деятельностью личностей, обладающих особыми заслугами перед Россией, они вносятся в реестр без прошествия указанного срока. Памятники археологического наследия включаются в реестр только, если со времени из появления прошло не менее ста лет;
  • Объекты культурного наследия находятся под государственной защитой с момента внесения их в соответствующий реестр. Их снос запрещён законом;
  • При включении объекта, представляющего культурно-историческую ценность, в реестр, владельцу указанного памятника или владельцу земельного участка на территории которого он находится, направляется соответствующее уведомление в течении трёх дней в момента принятия положительного решения;

Статья 25 предусматривает основания для внесения объектов культурной ценности в Список всемирного наследия, а также особенности подготовки необходимой документации для данной процедуры:

  • Объекты культурного наследия, которые представляют предмет особой универсальной исторической, археологической, архитектурной, художественной, научной, эстетической, этнологической или антропологической ценности, могут быть отнесены к памятникам мирового культурного и природного наследия согласно установленного соответствующей Конвенцией порядку;
  • Для включения культурного объекта в Список всемирного наследия федеральные органы исполнительной власти подготавливают документацию о мемориале на основе государственной историко-культурной экспертизе в соответствии с требованиями Комитета всемирного наследия при ЮНЕСКО, куда в последствии и направляются.

Статья 45 предусматривает следующий порядок проведения работ по сохранению памятников культурного наследия:

  • Работы по сохранению культурных объектов проводятся строго при наличии специального разрешения, выданного органом, осуществляющим охрану данного памятника и только в соответствии с техническими предписаниями по обращению с указанной историко-культурной ценностью;
  • Получение разрешения на проведение работ по восстановлению объектов культурного наследия, а также соответствующего задания и проектной документации осуществляется в следующих органах:
    • Федеральные органы защиты культурных памятников осуществляют выдачу разрешений на работу с объектами на федеральном уровне;
    • Региональные органы контролируют выдачу разрешений и работу с памятниками на уровне регионов и федерации, кроме ряда объектов, который устанавливает правительством;
    • Органы муниципалитета ответственны за защиту и сохранение памятников, представляющих культурную ценность на муниципальном уровне.
  • Задание для проведения ремонта историко-культурного объекта составляется при участии его законного владельца, с учётом его мнения;
  • Задание и разрешение на работы с объектом культурного наследия выдаются охранным органом, он также определяет форму и порядком получения данных документов.
  • Проектная документация для работы с памятниками культуры подготавливает градостроительный муниципалитет, согласно соответствующему законодательстве о градостроительстве.
  • Лицо, подготавливающее проектную документация для работы в памятником культурного наследия, выполняет роль научного руководителя при проведении указанных работ, а также осуществляет надзор за правильностью их проведения;
  • Работы по сохранению объектов, представляющих культурную ценность, проводятся только лица, имеющие соответствующую аттестацию и лицензию в данной области;
  • Лицо, следившее за правильностью проводимых работ с историко-культурным памятником, после окончания всех действий должен в течении 90 дней представить в отчётную документацию и научный отчёт о проведённой работе в орган, выдавший соответствующее разрешение.
  • Принимает работу по сохранению памятника культуры его законный владелец, при участии ответственного охранного органа;
  • Акт о приёме выполненных работ по сохранению памятника культуры в течении пятнадцати дней после утверждения всех отчётных документов выдаётся собственнику культурного объекта.
  • Если при проведении работ по сохранению памятника культуры изменилась его площать или другие его части и элементы, тогда акт о приёме проделанной работе послужит одним из документов для ввода указанного объекта в эксплуатации в соответствии с кодексом РФ о Градостроении;
  • Порядок оформления акта о приёме проделанных работ по сохранению памятника культурного наследия разрабатывает и утверждает соответствующий федеральный орган охраны;
    Порядок проведения работ на археологических объектах предусматривается статьёй 45.1.

Скачать действующую редакцию 73 ФЗ

Скачать полную версию Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” для подробного ознакомления с его положениями можно по ссылке ниже.

Скачать ФЗ-73

Похожее
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
ПОДЕЛИТЬСЯ