Содержание
Закон об общественном контроле – это правовой инструмент универсального надзора, помогающий улучшить повседневный ритм жизни в обществе. Выполнение установленных нормативов поведения, их детальная мотивировка и принципы действия служат хорошим подспорьем по противодействию криминальным формированиям. Свод данных правил наиболее четко отражает ФЗ под номером 76.
Основные положения
Государственная Дума России ознакомилась с законопроектом об общественном контроле 21.05.2008. Совет Федерации принял его спустя девять суток. Новейшие поправки внесли в структуру акта в 2017 году, 7.06. Акцент в ключевых задачах закона строится на оформлении перечня правил, по которым общественные организации осуществляют контроль над соблюдением правового регламента в пенитенциарных учреждениях. Также акт описывает условия по предоставлению узникам помощи в аккомодации, пока они находятся в неволе. Основой для выполнения данных целей законопроекта служат факторы гуманности, человеколюбия и личностные приоритеты.
Терминология ФЗ № 76 подробно приведена в ст. 2. Согласно закону, субъектом, отбывающим срок в местах изоляции, называют:
- Лицо, которому инкриминируется правонарушение, находящееся в перманентном или временном заключении;
- Лицо, подвергнутое ограничению свободы в рамках административного задержания или заключения под стражу;
- Иностранных поданных или лиц, не имеющих подданства РФ, которым назначена депортация;
- Правонарушителей, не достигших 18 лет;
- Военных служащих, в вину которым вменяется нарушение армейского устава.
также ознакомьтесь с последними изменениями закона 99 тут:
Лексика, используемая в ФЗ 76, устанавливает определение для мест заключения. Таковыми считают:
- Локации, выделенные для пребывания лиц, имеющих статус заключенных;
- Места временного пребывания арестованных граждан;
- Изоляторы;
- Воинские части дисциплинарного назначения;
- Исправительные учреждения для несовершеннолетних;
- Закрытые заведения и учреждения, ведущие специализированную учебно-дисциплинарную деятельность.
Суть других статей ФЗ № 76 вкратце:
- Ст. 3 – юридический регламент предмета общественного контроля;
- Ст. 4 – регламент осуществления этапов по надзору и содействию заключенным;
- Ст. 5 – организации и субъекты, ведущие данную деятельность;
- Ст. 6, 7, 7.1, 8 – структура и главные приоритеты общественных комиссий, ведущих наблюдение, их этический кодекс, регламент деятельности;
- Ст. 9, 10, 11 – описывают факторы содействия функционированию общественных комиссий, порядок их формирования, этапы приостановления активности и ликвидации;
- Ст. 12, 13, 14, 15, 16 – требования к участникам вышеописанных комиссий, их права и обязанности, процедура по прекращению полномочий членов организаций общественного контроля;
- Ст. 16.1 – контроль по предоставлению заключенным права на охрану здоровья;
- Ст. 17 – указывает перечень рестрикций, накладываемых на участников комиссии;
- Ст. 18 – меры по защите лиц, входящих в структуру общественных наблюдательных комиссий;
- Ст. 19 – описание этапов, по которым идет разбор апелляций, составленных членами комиссии в адрес вышестоящих структур;
- Ст. 20 – оформляет правило о неразглашении членами комиссии данных, входящих в состав предварительного расследования;
- Ст. 21, 22 – перечень этапов, ориентируясь на которые объединения общественного типа осуществляют помощь заключенным, формы данного содействия;
- Ст. 23 – пояснение порядка оказания материальной помощи;
- Ст. 24 – оформление ответственности для участников комиссии по общественному наблюдению и для лиц, которые препятствуют их деятельности;
- Ст. 25 – регламент по соблюдению норм законодательства РФ организациями, ведущими общественный контроль;
- Ст. 26 – итоги закона;
- Ст. 27 – актуализация ФЗ № 76.
Последние изменения, внесенные в 76 ФЗ
Любой законодательный документ со временем подвергается пересмотру. При необходимости в него добавляют поправки и изменения. Последняя редакция ФЗ номер 76 вышла седьмого июня 2017 г. Откорректированная версия статьи десятой закона включает следующие положения:
Ч. 16
Текст данной части был пополнен положением о возможности доукомплектования состава общественной комиссии, ведущей наблюдение в пенитенциарных заведениях, новыми членами. Кандидатуры данных лиц выдвигаются по инициативе совета Общественной палаты, омбудсмена РФ, Совета при Президенте либо других уполномоченных организаций. Если процесс признается легитимным и необходимым, члены Общественной палаты выносят резолюцию о дополнении комиссии определенным количеством новых членов, которое устанавливается для субъекта РФ по регламенту, описанному в ч. 1 – 8 ст. 10.
Ч. 17
Процедура доукомплектования предусматривает выдвижение не больше чем двух кандидатов, прежде не принимавших участие в формированиях подобного рода. Если объединение общественного типа выдвигает одного кандидата, аналогичное предложение может сделать коллегиальный орган, который управляет деятельностью социального объединения.
Ч. 18
Выбранный делегат, вошедший в комиссию, располагает полномочиями в течение всего срока деятельности формирования. Описание его прав приводится в ч. 7 ст. 10 ФЗ 76. В срок десяти дней после назначения член получает мандат, утвержденный советом Общественной палаты, согласно которому он может проводить свою активность на подведомственной территории.
Скачать ФЗ об общественном контроле за обеспечение прав человека
Лица, попавшие под арест, часто оказываются без поддержки. Закон об общественном контроле дает шанс организовать их жизнедеятельность в рамках пенитенциарного учреждения с выполнением основных прав и свобод. Это особенно актуально, так как, например, арестованный может находиться под действием презумпции невиновности, и со временем обвинения могут быть сняты.
Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» можно скачать по этой ссылке.