ФЗ 99 о лицензировании отдельных видов деятельности

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Для осуществления той или иной деятельности необходимо получить соответствую лицензию, позволяющую заниматься указанной активностью, особенно если данные действия могут повлечь за собой неблагоприятные последствия. С этой целью был принят закон о лицензировании отдельных видов деятельности, предусматривающий порядок лицензирования той или иной активности, с целью контролировать её безопасное и качественное протекание.

Общие положения ФЗ 99

ФЗ-99 “О лицензировании отдельных видов деятельности” был принят Государственной Думой в третьем чтении 22 апреля 2011 года и одобрен Советом Федерации 27 апреля 2011 года. Закон вступил в силу после того, как его подписал президент РФ 2 мая 2011 года.

Федеральный закон о лицензировании регламентирует отношения, которые возникают между лицензирующими органами и лицензиатами при выдаче лицензий на осуществление определённых видов деятельности.

Целью лицензирования является предупреждение нарушений прав, интересов и здоровья граждан и окружающей среды, а также нанесение вреда культурным памятникам и безопасности государства в целом.

Задачей лицензирования отдельных видов деятельности является предостережение, обнаружение и предотвращение нарушений требований настоящего законодательства получателями лицензии (физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также их представителями). Соискатели лицензии должны соответствовать предъявленным текущим ФЗ требованиям и обязаны соблюдать их при осуществлении своей деятельности.

Лицензирование осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • гарантия единого экономического пространства на территории РФ;
  • лицензирование видов деятельности только в соответствии с федеральным законом;
  • единый порядок лицензирования;
  • установка конкретных требований для каждого вида лицензируемой деятельности;
  • открытое предоставление информации о лицензировании;
  • запрет на взимание платы за предоставление лицензии, кроме государственной пошлины, установленной российским законодательством;
  • обеспечение правомерности лицензирования.

Помимо частных требований к каждому отдельному виду деятельности, ФЗ-99 предъявляет общие требования для всех типов занятий:

  • Требования к лицензированию обязывают создание юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и их деятельности в соответствующей сфере согласно законодательным и правовым нормативам Российской Федерации.
  • В соответствии с особенностями лицензируемой деятельности, перечень требований к соискателям лицензии состоит из следующих положений:
    • соискатель лицензии и лицензиат обязан иметь в наличии (собственности или долгосрочной аренде) здания, помещения и другие объекты, необходимые для осуществления его вида деятельности (выполнение работ, оказание услуг), включая необходимое оборудование и документацию к нему;
    • у соискателя лицензии и у лицензиата должен быть штат работников, заключивших с ним трудовые договоры, и имеющих соответствующую квалификацию и опыт работы, для выполнения необходимой деятельности;
    • наличие производственной системы контроля;
    • соискатель лицензии и лицензиат должен соответствовать установленным федеральным законом требованиям, согласно его организационно-правовой формы, а также объёма уставного капитала и отсутствие долгов перед третьими лицами;
    • другие требования, предусмотренные законодательством.
  • К лицензионным требованиям нельзя относить соблюдение законодательства РФ в соответствующей области лицензирования и в целом, потому что это является обязательным для всех лиц, находящихся на территории РФ.

ФЗ 116 в новой редакции здесь:

Срок выдачи лицензии по закону

В соответствии со статьёй 9 частью 4 настоящего законодательства о лицензировании, лицензия на осуществление отдельного вида деятельности действует бессрочно. Лицензия вступает в силу со дня присвоения ей регистрационного номера и внесения её в реестр лицензий, одновременно с изданием приказа о её выдаче и регистрации.

Обладатель лицензии имеет право осуществлять соответствующий вид деятельности на всей территории Российской Федерации и на землях, находящихся под её юрисдикцией, согласно федеральному законодательству и международному договору.

Какие были внесены изменения?

Последним изменением законодательства № 99-ФЗ о лицензировании стал Федеральный закон № 216-ФЗ от 29.07.2017, который дополнил статью 1 часть 8, следующего содержания: «Настоящий закон применяется к отношениям по осуществлению лицензированной деятельности медицинских, образовательных и других организаций на территории инновационного научно-технологического центра».

Статья 12 перечисляет виды деятельности, для осуществления которых необходима лицензия:

  • создание и реализация криптографических средств и информационных и телекоммуникационных систем, использующих шифровальные устройства, а также предоставление услуг в сфере шифрования данных;
  • создание, реализация и покупка для дальнейшей продажи устройств для негласного получения информации;
  • занятие по нахождению электронных аппаратов для негласного получения информации;
  • создание средств для защиты конфиденциальной информации;
  • действия по охране конфиденциальной информации;
  • изготовление и распространение полиграфической продукции, которая защищена от подделывания;
  • проектирование, изготовление, тестирование и ремонт авиационной техники;
  • проектирование, изготовление, тестирование, монтирование, обслуживание, ремонт, ликвидация и распространение вооружения и военной техники;
  • проектирование, изготовление, тестирование, монтирование, обслуживание, ремонт, ликвидация и распространение гражданского и служебного оружия, а также частей огнестрельного оружия;
  • проектирование, изготовление, тестирование, хранение, торговля и ликвидация боеприпасов, включая патроны к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов, а также пиротехнических изделий 4 и 5 классов, в том числе и их применение согласно техническому регламенту;
  • складирование и ликвидация химического оружия;
  • использование взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных промышленных объектов 1, 2, и 3 степени опасности;
  • тушение пожаров в населённых пунктах, промышленных и инфраструктырных объектах;
    монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств для обеспечения пожарной безопасности строений;
  • изготовление лекарств;
  • изготовление и техническое содержание медицинской техники;
  • обращение психотропных и наркотических веществ, включая предшествующие их производству препараты, а также выращивание наркотических растений;
  • использование возбудителей инфекционных болезней людей и животных, если это не применяется в медицинских целях, а также изменённых генной инженерией организмов 3 и 4 степени опасности, содержащихся в замкнутой системе;
  • перевозка пассажиров и грузов (требуются разные лицензии) посредством внутреннего водного транспорта и морских судов;
  • перевозка пассажиров и грузов (требуются разные лицензии) с помощью воздушного транспорта;
  • перевозка пассажиров и грузов (требуются разные лицензии) железнодорожными транспортными средствами;
  • перевозка пассажиров посредством автомобильного транспорта, оснащённого для перевозки более 8 человек;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на железнодорожном и водном, морском транспорте (требуются отдельные лицензии);
  • буксировка морского транспорта;
  • сбор, перевозка, переработка, ликвидация, обезвреживание, складирование отходов 1-4 классов опасности;
  • организация и проведение азартных игр в букмекерских конторах и на тотализаторах;
  • деятельность по частной охране;
  • деятельность по осуществлению частного розыска и предоставлению детективных услуг;
  • накопление, складирование, обработка и продажа чёрных и цветных металлов;
  • трудоустройства граждан РФ за границей;
  • предоставление услуг связи;
  • теле и радиовещание;
  • изготовление копий аудиовизуальных материалов, программного обеспечения и баз данных для всех видов электронных носителей;
  • использование оборудования, генерирующего ионное излучение;
  • образовательная деятельность;
  • геодезия и картография;
  • маркшейдерские работы;
  • активное воздействие на процессы и явления гидрометеорологического и геофизического характера;
  • работы в гидрометеорологической сфере и близких к ней областях;
  • медицинская и фармацевтическая деятельность;
  • работы по защите и сохранению культурных и исторических памятников народов РФ;
  • проведение оценивания промышленной безопасности;
  • работы в сфере оборота и применения взрывчатых материалов в промышленных нуждах;
  • управление многоквартирными домами и другая предпринимательская деятельность в данной сфере.

Введение новых видов лицензируемой деятельности производится только с осуществлением поправок в текущее законодательство.

Статья 19, предусматривающая порядок организации и проведения лицензионного контроля, состоит из следующих положений:

  1. Для осуществления лицензионного контроля, помимо текущего федерального закона, применяются положения ФЗ № 294 от 26 декабря 2008 года.
  2. Лицензирующий орган проводит внеплановые проверки соискателя лицензии или лицензиата для подтверждения его соответствия необходимым требованиям.
  3. Поводом для проведения экзаменации соискателя лицензии или лицензиата является подача заявления для получение или переоформления лицензии, и возникающая с этим необходимость подтверждения соответствия требованиям.
  4. Документарная проверка соискателя лицензии или лицензиата включает в себя анализ сведений из представленных документов на предмет соответствия положениям ст. 13 ч. 1 и 3 и ст.18 ч.3 настоящего ФЗ, а также сравнение информации из госреестров.
  5. Внеплановая выездная проверка проводится на предмет соответствия с требованиями состояния помещений и зданий, а также используемого оборудования и квалификации рабочего персонала.
  6. Лицензирующий орган проводит документарные проверки лицензиата, запланированные проверки, а также внеплановые выездные экзаменации в соответствии с ч. 10 текущей статьи. Внеплановые выездные проверки не требуют согласования с органами прокуратуры.
  7. Предметом плановых и документарных проверок является анализ имеющейся документации на используемые здания, помещения, оборудование и прочее, а также документы нанятых работников и выполняемая ими работа, анализируется на предмет соответствия с установленными, текущим законодательством, требованиями.
  8. Порядок проведения плановых проверок лицензиата устанавливается и утверждается лицензирующим органом.
  9. Лицензиат включается в список ежегодных плановых проверок на следующих основаниях:
    • по прошествию одного года после принятия решения о предоставлении или переоформлении лицензии;
    • по истечению трёх лет после последней плановой проверки;
    • по истечению установленного Правительством РФ срока для последней плановой проверки лицензиата в области здравоохранения, образования и социальной сферы.
  10. Основания для проведения внеплановой выездной проверки:
    • прошел срок установленного лицензирующим органом для устранения выявленных нарушений;
    • поступление заявлений о нарушениях лицензиатом предписанных требований;
    • прошло время, на которое была приостановлена лицензия;
    • поступление ходатайства лицензиата о проверке досрочного выполнения предписаний лицензирующего органа;
    • в соответствии с распоряжением Президента или Правительства РФ.
  11. Нарушения лицензионных требований устанавливаются для каждого вида деятельности отдельно, однако такими нарушениями могут быть любые действия, повлёкшие за собой следующие последствия:
    • потенциальная угроза жизни или вред здоровью людей, животных и окружающей среды, включая целостность культурных и исторических памятников народов Российской Федерации, а также техногенные угрозы;
    • появление человеческих жертв или нанесение тяжкого вреда здоровью людей и животных, причинение вреда окружающей среде и памятникам культурного и исторического наследия народов РФ, а также техногенные ситуации и нарушение прав и интересов граждан, обороны страны и безопасности государства.
  12. Внеплановая выездная поездка в связи с поступлением заявления о нарушениях лицензиатом предписанных требований должна быть согласована с местным органом прокуратуры. Подобная проверка может проводиться без предварительного уведомления лицензиата.
  13. При проведении лицензионной проверки, лицензирующий орган имеет право получить все необходимые документы соискателя лицензии или лицензиата, подтверждающие подлинность информации о соответствии заявителя необходимым требованиям.

Лицензирующие органы предоставляют всю информацию о проведённых проверках для ежегодного сводного доклада о состоянии лицензирования для регулирования его эффективности.

Скачать закон о лицензировании в последней редакции

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности и необходимых требованиях для каждого вида лицензируемой активности, рекомендуется скачать текст текущего законодательства, .

Скачать ФЗ-99 (ред. от 29.07.2017) “О лицензировании отдельных видов
деятельности”

Бесплатная консультация юриста по телефону: