Содержание
Добыча и переработка многих ресурсов зачастую связана с риском для жизни. Для обеспечения сохранности на опасных промышленных объектах был принят Федеральный закон о безопасности, который классифицирует опасные производственные объекты и предписывает правила безопасности и нормы их соблюдения.
Суть ФЗ 116
Федеральный закон № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” был принят Государственной Думой в третьем чтении 20 июня 1997 года, подписан президентом и вступил в силу 21 июля 1997 года.
ФЗ 116 регулирует нормы безопасного использования опасных промышленных объектов с точки зрения экономических, социальных и правовых основ. Положения данного закона направлены на предупреждение аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией небезопасных производственных предприятий и установок, а также для подготовки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к использованию этих объектов и ликвидации предполагаемых аварий.
Предписания закона распространяются на все виды предприятий, независимо от их формы организации и вида собственности, которые работают в области промышленной безопасности опасных объектов производства, находящихся как на территории Российской Федерации, так и на землях, находящихся под её юрисдикцией.
Действующая редакция закона с изменениями
ФЗ 116 о промышленной безопасности опасных производственных объектов в связи с изменениями промышленных технологий неоднократно редактировался со времени вступления в силу.
Статья 3, регулирующая требования к промышленной безопасности, была изменена 07 марта 2017 года, в пункте 4. В новой редакции, положение предусматривает возможность отступления от установленных требований промышленной безопасности, если для работы на объекте данное постановление не обеспечивает должной надёжности. В таком случае, лицо, занимающееся подготовкой проектной документации, вправе установить новые требования безопасности, приведя основания для их принятия и зарегистрировав необходимые документы в государственном ведомстве, в компетенции которого находится регистрация в госреестре мер предосторожности на предприятиях.
Также читайте: ФЗ 116 в последней редакции. Подробнее тут:
Статья 4, устанавливающая правовое регулирование в сфере промышленной безопасности, была изменена 02.07.2013 приказом 186-ФЗ в пункте 3. В изменённом виде пункт статьи предусматривает, к каким областям применяются федеральные правила и нормы надёжности:
- к работам в сфере индустриальной безопасности, включительно к работникам опасных производственных объектов и экспертам по безопасности в этой области;
- к надёжности проведения технологических процедур и поведению персонала при аварийных ситуациях;
- к обоснованию принятых норм безопасности на производстве, связанном с риском.
Статья 6, регулирующая деятельность в области промышленной безопасности, была изменена 01.07.2011, Федеральным законом № 169-ФЗ. В редакции был добавлен пункт 2, предусматривающий следующие 2 положения:
- Лица, которые предоставляют лицензию на использование опасных промышленных объектов, обязаны иметь документы, которые подтверждают, что опасные объекты, устройства, оборудование и здания можно вводить в эксплуатацию. Для этого проводится соответствующая экспертиза и составляется соответствующая декларация безопасности, предусматривающая правила использования объекта.
- Лицензирующий орган, выдающий лицам разрешения на использование промышленных объектов, связанных с риском для жизни, не имеет права требовать у заявителей на лицензию документы об экспертизе оборудования, если такие бумаги находятся в подведомственных ему органах. Лицензирующий орган самостоятельно направляет запрос на необходимые ему дополнительные документы, если их не предоставляет искатель лицензии добровольно. У заявителя можно требовать только пакет документов, предусмотренный Федеральным законом № 210-ФЗ от 27.07.2010.
Статья 7 о технических устройствах, которые используются на опасном промышленном производстве, была изменена приказом № 22-ФЗ от 04.03.2013. В редакции была переизложена вся статья, теперь она состоит из трёх пунктов, определяющих следующие положения:
- Обязательные технические требования к используемым на опасном производстве устройствам и оборудованию, а также параметры оценивания их соответствия с предписанными нормами, устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.
- Если технический регламент не устанавливает другой формы оценки соответствия технического оборудования, тогда необходимо для устройства, применяемого на опасном промышленном производстве, проводить техническую экспертизу в следующих случаях:
- перед применением;
- после истечения срока службы или количеству установленных производителем циклов работы;
- при отсутствии в документах срока эксплуатации, если он составляет по факту больше двадцати лет;
- после ремонта оборудования с изменением несущих конструкционных элементов или восстановлении после аварии, во время которой устройство было повреждено.
- Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности предусматривают возможность опытного применения оборудования на опасном объекте без предварительной экспертизы, если соблюдаются все параметры технологического процесса, нарушения которых может привести к аварии.
Статья 8 устанавливает требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, восстановлению, полному ремонту, вводу в использование, техническому переоснащению, консервации и устранению промышленного объекта. Последняя редакция данной статьи (от 02.03.2013 № 186-ФЗ) изменила пункт 1. В текущей редакции он постановляет следующие положения:
- Техническое переоснащение, капитальный ремонт, заморозка и устранение опасного промышленного объекта производится в соответствии со специально разработанной документацией, которая составляется с учётом текущего ФЗ и законодательства о градостроительстве.
- Если замена технического оборудования производится одновременно с его реконструкцией, тогда документация по техническому перевооружению входит в состав проектной документации по восстановлению.
- Если документация по обновлению технического оборудования не входит в состав проектной реконструкции объекта, тогда её необходимо отправить на отдельную экспертизу по безопасности.
- Документы по заморозке и устранению опасного объекта требуется подвергнуть экспертизе по промышленной безопасности.
- Без положительного ответа экспертной комиссии по промышленной безопасности нельзя проводить техническое переоснащение, заморозку и устранение производственного объекта.
Статья 9, предписывающая требования к промышленному использованию опасного производственного объекта, была изменена в последний раз 03.04.2013 законом № 22-ФЗ. Редактирование изменило несколько положений первого пункта, постановляющего обязанности организации, которая эксплуатирует опасный объект.
Таким образом, предприятие обязано:
- следовать требованиям обоснования надёжности промышленного объекта, в случаях, предусмотренных п.4 ст.3 настоящего ФЗ;
- обусловить надёжность опытного использования технического оборудования в соответствии с п.3 ст.7 настоящего ФЗ;
- уведомлять федеральный орган, отвечающий за производственную безопасность, и его местный филиал о старте любого вида работ на предприятии в соответствии с законом РФ о защите прав юридических лиц и ИП;
- проектировать схему управления безопасностью на производстве и обеспечивать её работу в случаях, предусмотренных ст.11 текущего Федерального закона;
- гарантировать проведение осмотра всех промышленных сооружений и устройств, которые используются на объекте, экспертами по безопасности, а также диагностировать и испытывать технические сооружения и устройства в установленные сроки и по предписанному порядку компетентных органов промышленной безопасности;
- подготавливать декларацию о промышленной безопасности в соответствии с предписаниями статьи 14 настоящего ФЗ.
Статья 10, предусматривающая необходимые требования к промышленной безопасности по готовности к изоляции и устранению последствий аварии на опасном объекте, была полностью переизложена законом № 22-ФЗ от 04.03.2013.
- Пункт 1 текущей статьи обязывает компанию, использующую опасный производственный объект, производить следующие действия для подготовки к ликвидации последствий аварии:
- разрабатывать и проводить мероприятие по изоляции и устранению последствий аварии на производстве;
- подписывать соглашения об обслуживании с профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями, а также создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы и нештатные формирования из числа сотрудников, для устранения последствий чрезвычайных ситуаций;
- создавать дополнительные горноспасательные команды для вспомогательных действий на опасных промышленных объектах, где проводятся горнодобывающие работы;
- обладать запасами денежных средств для устранения и изоляции последствий аварии;
- обучать рабочий персонал действиям во время аварийных ситуаций;
- создавать и обеспечивать работу коммуникационных систем для координирования действий во время аварийных ситуаций.
- Пункт 2 десятой статьи предусматривает необходимость подготовки процедур по локализации и устранению последствий аварий на промышленных объектах I, II и III уровней опасности, посредством создания и утверждения планов по изоляции и ликвидации аварийных последствий на подобных объектах. Требования к разработке этих планов устанавливает Правительство РФ.
Статья 11 была полностью переписана актом № 22-ФЗ от 04.03.2013. Данная статья предусматривает следующие требования к осуществлению контроля за соблюдением промышленной безопасности:
- Организация, использующая опасный промышленный объект, обязана проводить процедуры по контролю за соблюдением техники безопасности на опасном объекте согласно требованиям Правительства РФ.
- Информация об организации, следящей и ответственной за соблюдение мер предосторожности на небезопасном объекте, должна подаваться ежегодно в письменном виде или электронной форме с идентификационной электронной печатью, в компетентные федеральные органы не позднее 1 апреля текущего года.
- На опасных производственных объектах I и II классов опасности, эксплуатирующие их организации обязаны обеспечить рабочие системы управления безопасностью.
Системы управления безопасностью обеспечивают:- анализ и прогноз возможных аварий и их последствия;
- проектирование действий по снижению риска аварий и оказанию помощи сторонних организаций;
- согласование действий по предотвращению аварий и инцидентов;
- проведение контроля за выполнением требований безопасности;
- меры предосторожности по опытному использованию опасных устройств на промышленных объектах;
- содействие работников организации в разработке мер по предотвращению аварийных ситуаций на опасных объектах;
- предоставление информации об осуществляющихся действиях в сфере производственной безопасности.
Требования к документации, необходимой для систем регулирования промышленной безопасности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 12, о техническом расследовании причин аварии, последние изменения претерпела 03.07.2016 № 283-ФЗ. Изменён был пункт 4, предусматривающий, что комиссия по расследованию причин аварии вправе привлекать как экспертов по промышленной безопасности и специалистов в сфере расследования, разработки научных работ и оборудования, также и общественных инспекторов в сфере производственной безопасности.
Статья 13, предусматривающая правила проведения экспертизы промышленной безопасности, была в большей части изменена Федеральным законом от 02.07.2013 № 186-ФЗ.
- Первый пункт устанавливает список объектов, подлежащих технической экспертизе:
- документы, предписывающие порядок изоляции и устранения опасного производственного объекта;
- документация о техническом переоснащении;
- техническое оборудование, которое используется на опасном промышленном объекте;
- здания и сооружения;
- декларация промышленной безопасности;
- обоснование надёжности объекта.
- Второй пункт текущей статьи предусматривает, что экспертизу промышленной безопасности должна проводить организация, имеющая соответствующую лицензию, а также эта организация не имеет права проводить экспертизу, если является совладельцем промышленного объекта.
- Третий пункт обязывает проводить экспертизу промышленной безопасности в соответствии с принципами непредвзятости, объективности и всесторонности.
- Четвёртый параграф устанавливает необходимость подписывать документ о заключении экспертизы как организации, проводившей исследование, так и экспертами по безопасности, непосредственно участвовавшими в осмотре предприятия на пригодность к работе.
- Пятый пункт обязывает заказчика экспертизы безопасности предоставить её результаты в федеральный орган, отвечающий за промышленную сохранность, где соответствующий документ вводится в реестр в течение пяти рабочих дней, и далее может быть использован в предусмотренных законом ситуациях.
- Шестой пункт ст.13 даёт определение ложному заключению экспертизы безопасности — это документ об экспертизе, подготовленный без соответствующих исследований и процедур или противоречащий информации, которая была предоставлена экспертам по промышленной безопасности. Ложное заключение экспертизы исключается из государственного реестра.
- Седьмой пункт предусматривает ведение реестра заключений экспертиз о пригодности предприятий к работе федеральным ведомством в области промышленной безопасности согласно административному регламенту.
- Восьмой пункт текущей статьи предписывает следующие обязательства руководителя опасного производства, который заказывает экспертизу:
- организация проведения экспертизы в соответствии с федеральными нормами;
- организация проверки экспертами в сфере промышленной безопасности;
- обеспечение необходимого оборудования, информации и документов для проведения экспертизы.
- Девятый пункт устанавливает обязанности эксперта, проводящего осмотр на пригодность предприятия к работе:
- определять промышленные объекты на соответствие с требованиями безопасности путём анализа предоставленной информации и фактического состояния используемых устройств и оборудования. Заключение осмотра необходимо предоставить руководителю организации, занимающейся экспертизой промышленной безопасности;
- соблюдение правил проведения экспертизы и составления заключения о промышленной надежности;
- обеспечение объективности заключения с соответствующими доказательствами исследования;
- гарантия конфиденциальности информации.
- Десятый пункт запрещает эксперту в сфере промышленной безопасности проводить экспертизу предприятия, совладельцем которого является его организация, на которую он работает.
Статья 16, о федеральном государственном надзоре в сфере промышленной безопасности, была в последний раз отредактирована в части а) пункта 7 Федеральным постановлением от 03.07.2016 №283-ФЗ. В новом изложении одной из причин проведения внеплановой проверки безопасности является истечение срока постановления об устранении найденных нарушений в надёжности или уведомление об их исправлении.
Статья 17, предусматривающая ответственность за нарушение настоящего законодательства о промышленной безопасности гласит, что нарушители Федерального закона 116 несут ответственность согласно законодательству РФ.
Скачать ФЗ 116
ФЗ 116 о промышленной безопасности с изменениями на 2017 год находится в свободном доступе для скачивания. Настоящий Федеральный закон включает в себя 2 приложения с таблицами, которые доступны для скачивания отдельно от самого закона.
Приложение к закону 1
Приложение 1 описывает критерии, на основании которых промышленные объекты признаются опасными. Также подробно описываются вещества, которые перерабатываются на производстве и их допустимые нормы, при превышение которых предприятие признают опасным и смертельные дозы, когда работа на объекте недопустима.
Приложение к закону 2
В приложении 2 приводится классификация промышленных предприятий по уровню опасности от I до IV для каждого типа добычи и переработки ресурсов и веществ. В приложении также приводятся 2 таблицы, в которых расписаны количества опасного вещества для каждой категории опасности.