Содержание
Местное самоуправление представляет собой избираемое муниципальным органом правительство регионального назначения. Данная организация определяется следующей структурой:
- Представительный орган;
- Глава;
- Администрация;
- Орган контроля.
Численность депутатов в органе самоуправления напрямую зависит от города, в котором данная система располагается. Таким образом, данное число должно превышать:
- 7 человек — при численности населения менее 1000 граждан;
- 10 — от 1 000 до 10 000;
- 15 — от 10 000 до 30 000;
- 20 — от 30 000 до 100 000;
- 25 — от 100 000 до 500 000;
- 35 — свыше 500 000.
Деятельность органов местного самоуправления требует строгой регламентации и правового урегулирования. В этих целях был издан Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», об актуальной редакции которого пойдёт речь в данной статье.
Общие сведения
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ принят в результате слушания Государственной Думой 16 сентября, одобрен Федерационным советом 24 сентября и подписан Президентом Российской Федерации 6 октября 2003 года.
ФЗ 131 состоит из 12 глав (86 статей):
- Общие положения (ст. 1-9);
- Принципы формирования органов местного самоуправления по территориальному принципу (ст. 10-13.2);
- Вопросы территориального значения (ст. 14-18.1);
- Федеральные полномочия отдельных управляющих систем (ст. 19-21);
- Формы осуществления самоуправления (ст. 22-33);
- Должностные лица в рассматриваемых организациях (ст. 34-42);
- Нормативные акты муниципального значения (ст. 43-48);
- Экономические нюансы в сфере муниципального самоуправления (ст. 49-65);
- Сотрудничество муниципалитетов (ст. 66-69);
- Ответственность членов муниципалитета и ревизия их деятельности (ст. 70-78);
- Организационные нюансы (ст. 79-82.4);
- Итоговые (переходные) положения Федерального закона № 131.
Правовой базой для создания рассматриваемого нормативного акта служит Конституция Российской Федерации. 131 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ регламентирует юридические, социальные, организационные и территориальные нюансы изучаемого явления.
Вам будет интересно: ФЗ 181 в последней редакции.
Основная терминология
Для юридических целей, преследуемых рассматриваемым нормативным актом, используются следующие термины:
- Муниципальный район — несколько объектов, находящихся под патронажем определённого органа местной власти;
- Межселенная территория — земельные участки, находящиеся за границами поселений;
- Органы местного самоуправления — система власти, избираемая непосредственно на основании голосования населения;
- Депутат — избираемый на основании тайного голосования член представительства определённого субъекта Российской Федерации;
- Муниципальный правовой акт — документ, имеющий юридическую силу исключительно на определённой территории, направленный на решение вопросов местной значимости;
- Иные определения, используемые в тексте изучаемого Федерального закона.
Полный перечень актуальной терминологии представлен в статье 2 ФЗ об организации местного самоуправления.
Последняя редакция ФЗ 131
Как и другие нормативно-правовые акты РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ претерпевает регулярную процедуру внесения поправок. Данный процесс необходим для обеспечения актуальности текущего документа.
Последние поправки в ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ были внесены 30 октября 2017 года. В качестве модифицирующего акта выступил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 299-ФЗ.
В статье 3 ФЗ 299 указывается перечень поправок, вносимых в Федеральный закон № 131. Таковыми являются:
- Дополнение статьи 17 пунктом 4.4, гласящим, что в числе прочих полномочий, органы муниципального самоуправления уполномочены принимать меры по стратегическому планированию (в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»);
- Пункт 6 той же статьи в новой редакции определяет, что муниципальные управляющие структуры обязуются организовывать сбор статистической информации в отношении экономической и социальной сферы подвластного им субъекта Российской Федерации. Полученные данные направляются в органы официальной государственной власти;
- Статья 28 изучаемого Федерального закона, повествующая о порядке проводимых по инициативе населения публичных слушаний, дополнилась пунктом 2.1. Согласно рассматриваемой части изучаемого нормативного акта, в числе других предложений, на рассмотрение должен выноситься проект стратегии социального и экономического развития населённого пункта;
- В пункте 3 той же статьи исключаются слова «проекты планов и программ развития муниципального образования»;
- В статье 35, раскрывающей принципы работы представительных органов самоуправления, преобразовался 4 пункт. В соответствие с текущей редакцией рассматриваемого Федерального закона, данный орган может состоять из глав объектов Российской Федерации, входящих в определённый муниципалитет. Члены данной правительственной структуры избираются на тайном закрытом голосовании. Важно помнить, что число представителей одного поселения не в представительном органе местного самоуправления не может превышать 2/5 от общего числа депутатов.
Предыдущие существенные изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ были внесены 29 июля 2017 года. Основные изменения коснулись проблемы теплоснабжения в регионах Российской Федерации. В соответствии с изменениями, снесёнными в статью 14 ФЗ 131, органы муниципальной власти обязаны следить за строительством и поддержанием строений, перерабатывающих и поставляющих гражданам теплоэнергию. Также в полномочии местных правящих структур прослеживание и вмешательство в ценовую политику в рассматриваемой сфере.
Читайте также 294 ФЗ с изменениями на 2018 год тут:
Скачать Федеральный закон
Для более подробного ознакомления с обновлённым регламентом Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ, рекомендуется изучение актуального текста данного акта. Скачать ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ можно по следующей ссылке:
Комментарии к ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ
Лицам, желающим более подробно изучить рассматриваемый нормативный акт с юридической точки зрения, также рекомендуется ознакомиться с официальными комментариями к нему. Подробные комментарии к ФЗ 131 подготовлены Фондом развития парламентаризма в России. Скачать данный документ можно по ссылке: