Содержание
Один из насущных вопросов граждан Российской Федерации о стоимости услуг теплоснабжения и их качества долгое время не получал правовой основы. В связи с этим в июле 2010 года был принят закон, регламентирующий стоимость тепла и горячей воды, а также обязанности компаний, которые обеспечивают потребителей теплоэнергией.
Что представляет собой закон о теплоснабжении?
Федеральный закон № 190-ФЗ “О теплоснабжении” был принят Государственной Думой в третьем чтении 9 июля 2010 года и одобрен Советом Федерации 14 июля того же года. Закон был подписан президентом Российской Федерации и вступил в силу 27 июля 2010 года.
Закон о теплоснабжении устанавливает и регулирует правовую основу отношений, которые возникают при теплопроизводстве. Текущее законодательство определяет и контролирует следующие сферы:
- производство, подача и потребление тепловой энергии;
- регулирование тепловой мощности;
- определение и установка теплоносителей;
- использование теплопередающих систем;
- создание, функционирование и развитие систем теплоснабжения;
- полномочия государственных и местных органов власти в сфере теплоснабжения;
- права и обязанности потребителей теплоэнергии и организаций теплоснабжения;
- подача горячей воды, при которой используются открытые системы теплоснабжения.
При обеспечении горячей водой, законодательство не определяет уровень качества и безопасности её подачи.
Вам будет интересно: ФЗ 126 о связи в последней редакции 2018 года. Подробности тут:
Фз о техническом регулировании в последней редакции. Читайте подробнее здесь:
ФЗ-190 осуществляет организацию теплоснабжения в соответствии со следующими принципами:
- надёжность теплоснабжения в соответствии техническим регламентам безопасности;
- энергетическая эффективность теплоснабжения;
- комбинированная выработка электрической и тепловой энергии;
- совершенствование централизованных систем теплоснабжения;
- баланс экономических интересов организаций теплоснабжения и интересов потребителей;
- стабильные условия для предпринимательской деятельности в области теплоснабжения;
- экономическая обоснованность доходов теплоснабжающих организаций;
- экологическая безопасность;
- безопасная эксплуатация теплоснабжающих объектов;
Настоящие положения определяют общую государственную политику в сфере теплообеспечения, которая ставит приоритет на соблюдение данных положений с целью обеспечения безопасного, качественного и экономически прозрачного обеспечения граждан тепловой энергией.
Нововведения в законе 416 по ссылке:
Какие были внесены изменения?
Последние изменения в законодательство о теплоснабжении были внесены 29.07.2017 с принятием закона № 279-ФЗ. При осуществлении данной редакции были внесены многочисленные поправки в формулировках положений, а также добавлены новые главы и статьи. Рассмотрим самые объёмные и значимые из них.
Введена статья 4.2, которая предусматривает порядок осуществления антимонопольного регулирования и контроля в области снабжения тепловой энергией. Надзор осуществляется соответствующим органом исполнительной власти согласно антимонопольному законодательству и положениям настоящего закона. Целью регулирования является своевременное предупреждение, нахождение, ограничение и предотвращение действия или бездействия, которое может повлечь за собой такие последствия, как нарушение прав организаций, осуществляющих теплоснабжение, и прав потребителей. Для достижения поставленных целей осуществляется контроль над следующими действиями:
- необоснованный отказ в заключении соглашений о поставке тепловой энергии и контрактов по оказанию услуг, связанных с теплоснабжением, а также договоров по подключению к теплоснабжающей системе;
- создание дискриминирующих или других неблагоприятных условий для потребителей с целью получения преимуществ теплообеспечивающей организацией;
- намеренное создание препятствий по отношению к доступности услуг в области снабжения теплоэнергией;
Также антимонопольный контроль осуществляет регулировку:
- цен на услуги теплового обеспечения;
- распределения нагрузок в системе;
- соблюдения порядков оформления контрактов в области теплоснабжения.
Субъекты, которые занимают лидирующие позиции в области обеспечения тепловой энергии, обязаны регулярно предоставлять антимонопольному органу информацию о своей деятельности для проверки на предмет нарушения требования текущего законодательства. При обнаружении правонарушений принимается решение о принудительном лишении теплоснабжающей организации её полномочий.
Вам будет интересно: ФЗ №261 в последней редакции. Подробности по ссылке:
Добавлена глава 5, регулирующая особенности правового регулирования в ценовых зонах теплоснабжения. Глава состоит из следующих статей:
- Ст. 23.3 даёт определение ценовым зонам и устанавливает порядок их формирования. Такими территориями считаются следующие:
- городские округи с утверждённой схемой обеспечения тепловой энергией;
- зона, в которую поставляется более половины теплоэнергии, вырабатываемой комбинированными источниками;
- отнесение городского округа к ценовой зоне муниципальными властями в результате обращения граждан с соответствующим заявлением.
- Ст. 23.4 предусматривает порядок установки ценовых значений на тепловые услуги в указанных зонах. После причисления округа к ценовой территории стоимость теплового обслуживания устанавливается государственными органами и не подлежит изменению. К данным услугам относятся следующие:
- цена тепловой энергии, которая поставляется потребителям;
- стоимость услуг по передаче теплоэнергии и теплоносителей;
- цена вырабатываемого тепла, включая комбинированное производство электрической и тепловой энергии;
- стоимость теплоносителей в виде пара и горячей воды, доставляемых потребителям в открытых и закрытых системах теплоснабжения;
- Ст. 23.5 гласит, что в переходный период в ценовых зонах стоимость услуг по обеспечению тепловой энергией устанавливается в соответствии со статьями 7-10 и учётом положений п. 7.1 статьи 29 настоящего закона.
- Ст. 23.6 предусматривает порядок установления предельной стоимости тепловых услуг в ценовых зонах. По завершению переходного периода орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен, утверждает стоимость услуг теплоснабжения для каждой системы с учётом индексов предельных ценовых значений и техническо-экономических условий работы тепловырабатывающих установок и сетей.
- Ст. 23.7 устанавливает следующие требования к работе единой организации, осуществляющей теплоснабжения в ценовой зоне:
- теплоснабжающая организация обязана регулярно размещать в интернете на своём официальном сайте информацию о своей деятельности;
- до окончания переходного периода тепловая компания обязана разработать и опубликовать для общего доступа, а также отправить антимонопольному органу следующую информацию:
- стандарты качества предоставляемой теплоэнергии пользователям и порядок их обслуживания;
- особенности взаимодействия с другими теплоснабжающими организациями;
- единое теплообеспечивающее учреждение обязано осуществлять строительство, реконструкцию и модернизацию теплоснабжающих объектов и систем, для улучшения надёжности и качества.
- Ст. 23.8 предусматривает особенности заключения договоров о теплоснабжении в ценовых зонах.
- С началом переходного периода в течение трёх месяцев теплоэнергетическая организация обязана направить всем потребителям уведомление о заключении контракта. Граждане должны в течение тридцати дней с момента получения вышеуказанного уведомления заключить договор или отправить мотивированный отказ.
- Соглашение между потребителем и единой теплоснабжающей организацией должен обязательно предусматривать следующие положения:
- способы определения объёмов тепловой энергии, которая доставляется потребителю, мощность теплоносителя, а также используемые для этого приборы учёта;
- параметры качества тепловой энергии и допустимые отклонения от них и перерывы в обеспечении;
- снижение тарифов на теплоэнергию при нарушении значений качества и допустимых отклонений;
- режим потребления теплоресурса;
- ответственность сторон за нарушение положений контракта;
- Ст. 23.9 устанавливает порядок обеспечения параметров качества теплоподачи и ответственность за отклонения от них.
- Единая теплоснабжающая организация обязана соблюдать следующие условия теплообеспечения, предусмотренные в контрактах с потребителями:
- слежение за параметрами качества и допустимыми перерывами в теплоснабжении и обязательное их соблюдение;
- публикация на официальном информационном ресурсе информации о нарушениях качества обеспечения тепловой энергией;
- понижение стоимости на предоставляемые услуги, если нарушается их качество и допустимые отклонения;
- Если у потребителя есть задолженность по оплате тепловой энергии, тогда снижение стоимости услуг осуществляется только после погашения им долгов.
- Единая теплоснабжающая организация обязана соблюдать следующие условия теплообеспечения, предусмотренные в контрактах с потребителями:
- Ст. 23.10 описывает особенности подключения с системе теплоснабжения.
- Подключение с системе теплообеспечения осуществляется во время переходного периода.
- Для этого заинтересованное лицо должно обратиться в компанию, которое предоставляет тепловую энергию для заключения договора о подключении. Вся обязательство по установке оборудования берёт теплоснабжающая организация. Подключение производится в соответствии с положениями статьи 14 настоящего закона.
- Ст. 23.11 определяет особенности и условия распределения тепловой нагрузки, которые осуществляются по принципу уменьшения потери энергии теплоносителем, а также исходя из приоритетов снабжения и технических условий выработки тепла;
- Ст. 23.12 предусматривает принципы вывода источников тепловой энергии и их сетей, а также порядок проведения ремонтных работ и эксплуатации.
- Ремонт тепловых сетей производится теплоснабжающей организацией по согласованию с органами местного самоуправления в переходный период. В случае необходимости осуществления ремонтных работ во время отопительного сезона, компания обязана заранее предупредить об этом потребителей.
- Ст. 23.13 устанавливает правила модернизации систем теплоснабжения и утверждения новых схем.
- Согласно положениям статьи, разработкой проектов теплообеспечения занимается соответствующая организация или органы местного самоуправления. План проекта должен содержать следующие положения:
- принципы, предусмотренные частью 3 статьи 23 настоящего законодательства;
- информация о мощности теплоэнергетических источников;
- список строительных и восстановительных мероприятий;
- данные о тепловой нагрузке теплоносителя;
- цели, которые теплоснабжающая организация должна достичь при реализации проекта;
- План утверждается в муниципальных органах самоуправления. При положительном решении властей, компании выдаётся соглашение об исполнении схемы теплоснабжения, которое должно содержать следующую информацию:
- цели, которые должны быть реализованы теплообеспечивающей организацией;
- обязанности компании по реализации поставленного проекта и соответствующих мероприятий;
- ответственность за неисполнение или нарушение условий договора;
- предоставление гарантий теплоэнергетической организацией о выполнении намеченных работ;
- правила установления прав собственности на объекты теплоснабжения, которые соответственно плану должны быть построены, усовершенствованы или восстановлены.
- Данное соглашение должно быть опубликовано в общедоступном информационном ресурсе в течение 10 дней с момента его подписания.
- Согласно положениям статьи, разработкой проектов теплообеспечения занимается соответствующая организация или органы местного самоуправления. План проекта должен содержать следующие положения:
- Глава 6.1 дополнена статьёй 28.5, предусматривающей особенности заключения договоров аренды объектов теплоснабжения:
- Согласно положениям настоящей статьи, единая теплообеспечивающая организация в ценовых зонах обладает правом на предоставление в аренду тепловых объектов, которые находятся в собственности государства или муниципалитета. При этом данное право является преимущественным и для этого не требуется проводить конкурс среди потенциальных арендаторов;
- Если теплоэнергетическая компания отказывается от заключения договора аренды или не отвечает на заявку в тридцатидневный срок, орган исполнительной власти, ответственный за передачу прав владения государственными или муниципальными владениями, проводит конкурс на возможность подписания договора аренды;
- При участи в конкурсе на аренду объектов теплоснабжения, потенциальные арендаторы должны предоставить банковскую гарантию, соответствующую следующим условиям:
- безотзывность и непередаваемость;
- срок действия более одного года;
- сумма банковской гарантии должна быть не меньше установленной конкурсной документацией;
- соответствие обязательств принципала и арендатора;
- Все стороны заключенного соглашения об аренде обязаны выполнять требования, предусмотренные частями 23-33 статьи 28.1 настоящего закона.
Закон о теплоснабжении постоянно редактируется и дополняется с целью улучшения качества предоставляемых услуг и их стоимости для обеспечения доступности теплоэнергии и защиты прав потребителей.
Скачать новую редакцию 190 ФЗ
Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 “О теплоснабжении” рекомендуется скачать документ с последними изменениями по ссылке ниже.