При работе на предприятиях, использующих вредные или опасные материалы и сырьё, необходимо объективно оценивать уровень негативного воздействия производственных факторов на рабочий персонал, чтобы предпринять необходимые защитные меры. С этой целью был принят закон, предусматривающий порядок специального оценивания условий труда.
Суть федерального закона
Федеральный закон № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” был принят Государственной Думой в третьем чтении 23 декабря 2013 года и утверждён Советом Федерации 25 декабря того же года. Закон вступил в силу после подписания президентом 28 декабря 2013 года.
Законодательство о спецоценке условий труда регламентирует отношения работодателя и работника, которые возникают во время специального оценивания условий труда, включая обеспечение нанимателем безопасных условий труда и соблюдение прав рабочих на их трудовых местах согласно государственным постановлениям об охране труда. Настоящий ФЗ определяет законные организационные основания для специальной оценки факторов труда, а также ответственность сторон за соблюдение прав и обязанностей на рабочем месте и во время проведения оценивания.
Специальная оценка условий труда производится в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации настоящего Федерального закона, а также другими нормативными актами РФ. Если международный договор Российской Федерации устанавливает другие правила, отличающиеся от настоящего законодательства, тогда применяются положения международного договора.
Под специальной оценкой условий труда подразумевается комплекс мероприятий по определению вредных и опасных факторов промышленного окружения и рабочего процесса, а также расчёт их влияния на трудящегося с учётом отклонений от установленных норм и применением средств личной и коллективной защиты работников. Специальная оценка не проводится в отношении лиц, работающих на дому или дистанционно, а также если их работодатель является физическим лицом.
Результаты специального оценивания применяются в следующих целях:
- разработка и применение коррективов для улучшения условий труда;
- информирование работников об опасностях и рисках на рабочем месте и о необходимых мерах предосторожности;
- предоставление работникам индивидуальных защитных средств, а также рабочих мест средствами коллективной защиты;
- мониторинг условий труда;
- осуществление предварительного и периодического медицинского контроля работников при необходимости;
- соблюдение гарантий и предоставление компенсаций, установленных Трудовым кодексом РФ;
- начисление дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
- начисление скидок по обязательному социальному страхованию от несчастных производственных травм и заболеваний;
- финансирование мероприятий, которые направлены на улучшение условий труда;
- создание статистики об условиях труда;
- разрешение спорных ситуаций о взаимосвязи заболеваний работников и негативного воздействия на них опасных и вредных трудовых условий, в том числе расследование несчастных случаев на производстве;
- решение споров и разногласий между работниками и работодателем относительно обеспечения безопасности на рабочих местах;
- обеспечение медицинского обслуживания работников и санитарно-бытового ухода в необходимой, в зависимости от условий производства, мере;
- оценка уровней профессионального риска;
- установление ограничений для определённых категорий работников, которые предусмотрены трудовым кодексом.
- другие цели, предусмотренные федеральным законодательством и нормативными правовыми актами РФ.
Последние поправки
Последние изменения текущего законодательство были произведены Федеральным законом № 136-ФЗ от 01.05.2016. Существенной редакции подверглись следующие статьи:
- Статья 11, устанавливающая порядок декларирования соответствия условий труда государственным нормативам, состоит из нижеперечисленных положений:
- Результаты исследований, в ходе которых не были выявлены вредные и опасные факторы или условия труда являются приемлемыми в соответствии с допустимым уровнем опасности, подаются работодателем в региональный федеральный орган, ответственный за соблюдение трудового кодекса.
- Нормы оформления декларации соответствия, а также порядок её подачи устанавливает федеральный орган исполнительной власти, который отвечает за разработку и реализацию госполитики в сфере труда.
- Федеральный орган, осуществляющий надзор за соблюдением трудового кодекса, ведёт реестр деклараций о соответствии условий труда государственным нормативам в установленном порядке.
- Декларация соответствия действует на протяжении 5 лет.
- Если во время действия декларации соответствия с работником происходит несчастный случай, выявляется профессиональное заболевание из-за пагубного воздействия опасных факторов рабочей среды или обнаружение других нарушений нормативов трудового законодательства, в таком случае действие текущей декларации приостанавливается и проводится внеплановая проверка специальной оценки трудовых условий.
- Решение о приостановлении действия декларации соответствия принимает федеральный орган, отвечающий за соблюдение трудового законодательства, о чём в течении 10 дней вносится соответствующая запись в реестр деклараций.
- По окончанию срока действия декларации соответствия, если не найдены нарушения и несоответствия, тогда она продлевается ещё на 5 лет.
- Статья 15, о результатах проведения специальной оценки труда, включает в себя следующие части:
- Отчёт о проведении специальной проверки условий труда включает в себя перечисленные положения:
- информация о проверяющей организации и документы, подтверждающие её статус;
- список рабочих мест, которые были проверены и перечисление опасных и вредных факторов, обнаруженных на них;
- карты с данными об установленном классе или подклассе условий труда на каждом рабочем месте;
- протокол осмотра и измерения опасных факторов для каждого рабочего места;
- протокол осмотра и оценивания уровня эффективности защитных мер, которые используются работниками, и которые прошли необходимую техническую сертификацию;
- протокол, содержащий решение проверяющей комиссии об отсутствии возможности провести измерения, если такое имело место;
- сводный отчёт о проведённых исследованиях и оценках;
- список мер для улучшения условий труда;
- заключение эксперта проверяющей организации.
- Отчёт о специальной проверке должен быть подписан всеми членами контрольной комиссии и утверждён председателем комиссии. Если один из проверяющих не согласен с результатами проверки, он должен изложить своё мнение в письменной форме с соответствующими объяснениями. Это письмо будет приложено к отчёту.
- Федеральный орган, отвечающий за реализацию государственной политики в сфере труда, утверждает форму отчёта о проведении специальной оценки труда, а также инструкцию по её заполнению.
- Если на рабочих местах не были обнаружены опасные или вредные факторы, тогда в отчёте указывается информация по пунктам 1-4, 7 и 9.
- Работодатель должен ознакомить работников с результатами специальной проверки условий труда в течение тридцати календарных дней с момента, когда был утверждён отчёт о проверке.
- Работодатель должен в течении трёх рабочих дней после утверждения отчёта о специальной оценке условий труда отправить уведомление об этом в организацию, которая проводила проверку.
- Работодатель обязан разместить на своём официальном сайте информацию о результатах специальной оценки труда и списка мер для улучшения условий и охраны труда. Сведения должны быть размещены в течении 30 дней после утверждения отчёта, при этом должно соблюдаться законодательство о персональной информации и о государственной тайне.
- Отчёт о проведении специальной проверки условий труда включает в себя перечисленные положения:
- Статья 17 предусматривает следующий порядок проведения внеплановой специальной оценки условий труда:
- Внеплановая проверка проводится в случае:
- ввода новых рабочих мест;
- получением работодателем извещения о внеплановой проверке в связи с выявлением нарушений текущего законодательства и других нормативных и правовых актов;
- изменения процесса производства или замены оборудования, которое может повлиять на уровень опасных и вредных рабочих факторов;
- изменении состава применяемого сырья или материалов, что может воздействовать на уровень опасных факторов на производстве;
- изменении индивидуальных и коллективных средств защиты, что может повлиять на уровень опасного воздействия на производстве;
- несчастного случая или выявлении у рабочих заболеваний, причиной которых стало вредное воздействие опасных рабочих факторов;
- предъявления обоснованных мотивов профсоюзными организациями о проведении внеплановой проверки условий труда.
- Внеплановая проверка проводится в течении 12 месяцев после наступления случаев, вышеперечисленных в пункте 1 и 3, и в течении 6 месяцев в случаях 2, 4 — 7.
- Внеплановая проверка не проводится если работодатель изменяет фамилию, имя или отчество, а также при реорганизации юридического лица, при условии, что это не повлекло за собой оснований, вышеперечисленных в пунктах 3-5, вследствие которых необходимо провести экзаменацию условий труда. Решение о непроведении проверки должна принимать экзаменационная комиссия.
- При проведении внеплановой проверки условий труда по пункту 2, до утверждения нового отчёта, не допускается на время осуществления исследования ухудшать положение работников в части компенсации за работу во вредных условиях по сравнению с их предыдущими обстоятельствами.
- Внеплановая проверка проводится в случае:
- Статья 27, устанавливающая переходные положения текущего законодательства, состоит из следующих частей:
- Организации, которые были аккредитованы до вступления настоящего законодательства в силу, могут продолжать свою деятельность по специальным проверкам условий труда до истечения имеющихся аттестатов, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года.
- Организации, аккредитованные до вступления ФЗ-426 в силу, и аттестаты их лабораторий действительны до 2014 года, имеют право продолжать свою деятельность в соответствии с имеющимися аттестатами до 31 декабря 2014 года.
- Выполнять функции экспертов в организациях, аккредитованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, имеют право любые компетентные работники, которые работают в данных организациях по трудовому договору и имеющие соответствующий допуск к испытательным лабораториям.
- Если специальная оценка труда была проведена до вступления настоящего закона в силу, то новая аттестация рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня утверждения отчёта о проверке, за исключением возникновения обстоятельств, которые обязуют, в соответствии с ФЗ-426, провести внеплановую проверку условий труда. Также работодатель может сам провести внеплановую проверку до истечения предыдущего заключения, согласно порядку, установленному текущим законодательством.
- Специальная оценка условий труда рабочих мест, указанных в ч.7 ст.9 настоящего закона, осуществляется в общем порядке, согласно текущему законодательству до постановления других особенностей уполномоченным Правительством органом.
- Рабочие места, не указанные в ч.6 ст.10 настоящего закона, могут быть быть проэкзаменованы поэтапно, но проверка должна быть закончена не позже 31 декабря 2018 года.
При измерении уровней вредных и опасных факторов на производстве допустимо использование методов измерения, аттестованных до вступления в силу ФЗ-102 “Об обеспечении единства измерений” от 26 июня 2008 года, если данные методики были утверждены федеральными организациями. Однако данные методы должны быть аттестованы в соответствии с новым законодательством до 31 декабря 2020 года.
Скачать ФЗ 426 с последними изменениями
Для детального ознакомления с положениями Федерального закона “О специальной оценке условий труда” необходимо скачать текст документа с последними поправками по ссылке ниже.