ФЗ 95 о политических партиях

Признание идеологического и политического многообразия, а также принципа многопартийности служит одной из незыблемых основ Конституции России. Это дает возможность государству гарантировать законный паритет политических блоков, а гражданину – делать осознанный демократический выбор в пользу определенной политической ячейки, если ее идеи и цели в максимальной степени соответствуют его интересам. Для утверждения базовых положений многопартийной системы был разработан Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях».

Содержание закона о политических партиях

Закон о политических партиях в РФ поступил на рассмотрение в Государственную Думу в 2001 году 29.06.2001. Он был принят палатой Федерального собрания, одобрение закона Советом Федерации России датируется 29.06.2001 г. Последняя поправка в закон была внесена 5.12.2017 г. Как предмет законодательной регламентации, он регулирует следующий перечень общих моментов, таких как:

  • Гражданские права: права граждан на создание, вступление, участие и выход из партии или полный нейтралитет к данному процессу, если оказывается, что личные убеждения и интересы индивида лежат вне политики как таковой;
  • Концепция, структура и функционирование партии: ее роль как инструмента выражения воли общества посредством добровольного участия его членов в любых политических (выборы, референдум, протестные акции и пр.) мероприятиях на всем территориальном пространстве России. Будучи по сути организационно-правовой формой юридических лиц, политическая партия обязана иметь региональные представительства в большей части территориальных единиц РФ. 95 федеральный закон четко определяет количество членов в партии и в ее каждом отдельно взятом региональном филиале. Информация о партийной программе должна быть максимально прозрачной и доступной для всех слоев населения. Закон гарантирует свободное членство в партии представителям любого пола вне зависимости от материального статуса или других причин, которые могут нарушить права граждан, прописанные в Конституции;
  • Наименование: согласно данному пункту, утверждается ряд положений, по которому лидеры политического формирования должны выбирать для него имя. Закон прописывает, что название не может содержать слова или символы, которые не соответствуют законодательству страны и/или являются предметом оскорбления расовых и религиозных чувств ее граждан. Запрещено употребление личных инициалов (ФИО) и названия органов власти;
  • Символика: подробное описание эмблемы и атрибутики партии должно присутствовать в ее уставе. Не допускается эксплуатация изображений или символов, которые нарушают авторские/интеллектуальные права уже существующих организаций (включая иностранные), запрещенных в РФ организаций либо формирований, а также оскорбительные или порочащие символы. Использование религиозной атрибутики не разрешается;
  • Ограничения: основной устав закона N 95-ФЗ запрещает формирование политических партий, деятельность которых признана экстремистской. Эта статья является залогом того, что цели и программа отдельно взятого политического формирования не будут направлены на разжигание противоречий социального и профессионального характера (подразумевается, что члены партии не могут быть представителями только одной профессии), религиозных, национальных, расовых конфликтов. Она также предусматривает дистанцирование партий от образовательного процесса и запрещает иностранным подданным создавать свои политические ячейки в России;
  • Участие государства в жизни партии: ее деятельность освобождена от влияния на нее государства. Это правило работает и в другую сторону – партийные члены не уполномочены вмешиваться в деятельность органов власти. Кроме того, участникам политической ячейки строго возбраняется использование своего статуса или извлечение персональных выгод с помощью своего социального положения или партийной роли.

Помимо общих положений, закон РФ о политических партиях в РФ регламентирует специфику функционирования политических партий, начиная этапом их создания и заканчивая процессом ликвидации либо реорганизации структуры. Главы II – X закона 95-ФЗ подробно рассматривают ключевые аспекты для следующих положений:

  • Процесс создания;
  • Регистрация на государственном уровне;
  • Внутреннее устройство (устав, цели, программа, членство);
  • Права и обязанности (род деятельности, имущество и порядок распоряжения финансами партии, благотворительная активность и распределение дотаций в региональных ячейках);
  • Поддержка государством;
  • Выборы и референдумы – участие;
  • Остановка деятельности;
  • Дополнения, заключительные положения и пр.

Основные положения Федерального закона об адвокатуре читайте тут:

Последние поправки, внесенные в ФЗ 95

За последние 17 лет федеральный закон 95-ФЗ претерпел ряд коррективов в соответствии с изменениями в политической и социальной жизни общества и государства в целом. Последняя редакция датируется 5.12.2017 г. Согласно новой версии, модификации подверглись четыре статьи закона.

Подпункт «а» пункта 1 статьи 29

По сравнению с предыдущей редакцией, новый вариант предусматривает более конкретное определение размеров взносов, членских и вступительных, для каждого участника партии. В том числе контролируется предельный размер суммы, выплаченной на протяжении одного года. Имеется в виду календарный год, при этом сумма не должна быть выше цифры объема пожертвований от одного физического лица (см.пункт 8 Статья 30 ФЗ 95).

Пункт 5 Статья 34

Данная поправка направлена на уточнение информации касаемо поступлений и расходования финансовых средств. Информация о ресурсах финансирования, стоимости имущества и размерах сумм, которые поступают на счета партии и в ее отделения, должна содержать полный перечень сведений. К примеру, должно быть понятно, кто сделал пожертвование и каково его назначение. Информация о личных данных участника партии предоставляется в случае, если сумма взносов превышает установленный ЦИК РФ порог.

Пункт 6 Статья 34

Изменения касаются общего финансового отчета, который составляет партия. Статья предусматривает процесс предоставления партийными членами совокупных данных, указывающих количество и источники дотаций. Сюда включаются сведения о кредитных договорах с указанием процента денежных займов, реквизиты кредитора, размер годовой ставки, сроки и условия кредита. Как и в предыдущем пункте, изменения коснулись и процедуры предоставления информации о членских взносах. Это необходимо, если их сумма превышает размер, установленный Центральной Избирательной Комиссией страны.

Пункт 7 Статья 34

Существенных преобразований данный пункт не претерпел. Была скорректирована фраза о порядке составления формы финансового отчета политической партии (в печатном и виртуальном виде). Последний, как упоминалось выше, регламентируется ЦИК России.

Скачать 95 ФЗ в последней редакции

Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ содержит всеобъемлющую информацию. Ее изучение требует вдумчивого подхода и достаточного количества времени.

Ознакомиться с полной версией закона можно по ссылке.

Похожее
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):