Содержание
Третейский суд выполняет функции саморегулирования общества посредством решения споров, связанных с гражданско-правовыми отношениями. Особенности формирования данного судебного учреждения и его деятельность регулируется федеральным законом № 102-ФЗ.
Общие сведения
Федеральный закон № 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 21 июня 2002 года и одобрен Советом Федерации 10 июля того же года. Законодательство было подписано президентом и вступило в силу 24 июля 2002 года.
ФЗ-102 устанавливает порядок формирования и особенности работы третейских судов. В указанные инстанции, по соглашению сторон спора, могут направляться любые дела, касающиеся гражданских правоотношений. Исключение составляют дела, связанные с международным коммерческим арбитражем.
Настоящее законодательство состоит из 47 статей и 9 глав, регулирующих следующие положения:
- Глава 1 устанавливают сферу деятельности закона, предусматривает порядок создания и осуществления деятельности третейских судов, а также правила направления в данные суды споров и нормы, которые применяются ими для решения конфликтов;
- Глава 2 предусматривает требования к форме и содержанию третейского соглашения;
- Глава 3 определяет правила формирования состава судебной коллегии, число судей, а также приводит перечень требований к арбитражному исполнителю и устанавливает его полномочия;
- Глава 4 описывает особенности распределения расходов на разрешение споров;
- Глава 5 устанавливает порядок осуществления арбитражного разбирательства;
- Глава 6 предусматривает требования к принятию решений третейскими инстанциями;
- Главы 7 и 8 были признаны утратившими силу;
- Глава 9 содержит заключительные положения о вступлении законодательства в силу.
Решение споров в третейских судах производится на основании следующих принципов:
- законность;
- конфиденциальность;
- независимость;
- беспристрастность;
- диспозитивность;
- равноправие.
Статьёй 17 настоящего законодательства устанавливаются следующие компетенции третейского суда:
- Суд вправе самостоятельно принимать решение о наличии или отсутствии компетенций для решения направленного ему спора;
- Одна из сторон спора вправе подавать заявление об отсутствии полномочий арбитражного суда на решение направленного ему дела;
- Стороны разбирательства могут заявлять о превышении компетенций посреднического суда, если в ходе решения спора были затронуты вопросы, которые выходят за рамки полномочий указанной судебной инстанции;
- Если суду поступает заявление, указанное в предыдущих пунктах, он обязан рассмотреть его и принять соответствующее решение. Если в результате определяется, что решение спора выходит за рамки юрисдикции третейского суда, он отказывает в рассмотрении вопроса по существу.
Стороны спора могут самостоятельно выбирать нечётное количество судей для решения их вопроса. Однако если они не договорились по поводу данного положения, число судей устанавливается по умолчанию в количестве трёх человек..
Третейский судья должен соответствовать следующим требованиям:
- беспристрастность и незаинтересованность в исходе разбирательства;
- наличие высшего юридического образования;
- соответствие требованиям квалификации, предъявляемым по согласованию сторон или правилами судебного учреждения;
- отсутствие привлечений к уголовной ответственности;
Также в качестве третейского судьи не может выступать физическое лицо, которое было лишено полномочий работника исполнительных или правоохранительных органов вследствие нарушений, которые несовместимы с профессиональной деятельностью.
Последние изменения, внесенные в 102 ФЗ
Последние поправки в настоящее законодательство были внесены 29 декабря 2015 года. В ходе изменений статьи 7 и 8 были признаны утратившими силу.
Статьи 7 и 8, регулирующие порядок оспаривания решений третейских судов и порядок их исполнения соответственно, были упразднены в связи со вступлением в силу федерального закона № 382-ФЗ “Об арбитраже (третейском разбирательстве)”.
С началом действия нового законодательства об арбитраже, им осуществляется регулирование гражданско-правовых разбирательств, а ФЗ-102 был признан частично утратившим силу. Исключения составляет арбитраж, который начался и не окончился до момента вступления в силу ФЗ-382.
Скачать закон о третейских судах в Российской Федерации
Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 102-ФЗ от 24.07.2002 “О третейских судах в Российской Федерации” рекомендуется скачать документ по ссылке.