Содержание
Процесс создания, функции и регламент деятельности учреждений, занимающихся рассмотрением и урегулированием споров между носителями гражданских прав и обязанностей, сегодня описывает новый закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве)» под номером 382. Он стал альтернативой закону № 102 от 2002 г. Рассмотрим его положения более подробно.
Общие положения 382 ФЗ
Новый закон о третейских судах действует с конца 2015 года. Его принятие Госдумой прошло 15 декабря, а одобрение Совфедом состоялось через 10 дней. Однако вступление ФЗ в силу датируется 1.09.2016.
Структура законодательного акта № 382
Гл. 1
- Практическое использование основ ФЗ 382;
- Лексика, терминология акта;
- Регламент приема документации;
- Возможность опротестования решений и отказ от него в границах права;
- Лимиты на интервенцию судебной инстанции;
- Список органов, занимающихся поддержкой и надзором над третейскими судами.
Гл. 2
Объясняет смысл «арбитражного соглашения» как компромисса вовлеченных в него сторон, соглашающихся на перенаправление возникших разногласий в третейскую инстанцию.
Основные положения об арбитраже:
- Договор оформляется строго в письменном виде;
- Письменный вид подразумевает не только бумажные документы, но и электронные и процессуальные. Закон позволяет это, если удается подтвердить, что автором документа является другая сторона;
- Допускается оформление соглашения по арбитражу посредством его интеграции в безналичные расчеты или биржевые торги;
- Предполагается разъяснение возникших сомнительных толкований разного рода в пользу актуальности и непременного исполнения;
- Резолюция по спору автоматически переносится на весь спектр сделок, заключаемых сторонами в отношении договора, если обратное не было обговорено заранее;
- Когда в процессе заключения сделки происходит замена кредитора или должника, условия соглашения также переносятся на них;
- Основным ориентиром являются установленные правила арбитража, а не правила сторон;
- П. 7 гл. 2 описывает регламент принятия соглашений арбитража с участием юридических лиц.
Другие пункты гл. 2 упоминают порядок передачи иска и срочные временные судебные меры.
Гл. 3
Показана структура третейского суда. Описан ход выбора арбитров, причины для отвода и его порядок, приостановка функций и процесс замены посредника.
Гл. 4
Права единоличного третейского судьи и коллегии посредников.
Гл. 5
Регламент проведения регулирования споров в третейском суде, а именно:
- Базовые правила, ход и место для осуществления данной процедуры;
- Предотвращение утечки информации об арбитраже;
- Структура и сегрегация издержек;
- Иск – регламент подачи и отзыва;
- Предоставление подтверждений;
- Этапы по рассмотрению и разбирательству;
- Порядок действий в случае неявки стороны и назначение эксперта;
- Компетентная помощь судебной инстанции для добывания доказательств.
Гл. 6
- Соглашение по арбитражу – совершение и прекращение, их этапы;
- Регламент споров;
- Итоговый пакт о завершении судебного спора посредством обоюдного соглашения сторон;
- Процессы выноса судебного декрета и приостановки арбитража;
- Поправки и объяснения касательно вынесенного заключения, оформление дополнительного соглашения. Возобновление арбитражной процедуры;
- Регулирование правил хранения вынесенных решений и документов, составляющих содержание дела.
Гл. 7
Опротестование резолюции третейского суда. Возможность и невозможность его отмены.
Гл. 8
Объяснение принципов претворения арбитражного решения в действительность. Важный момент – своевременность процесса в рамках установленного срока и его обязательная актуализация. Арбитражное решение как непреложное юридическое постановление и отказ его выполнения. Опциональные поправки в реестре на основе распоряжений третейского суда не предусматриваются.
Гл. 9
Приводится правовое регулирование функционирования заведений арбитража в России. Указываются правила по организации данных заведений, регламент их деятельности и порядок осуществления функций. Подчеркивается невозможность присутствия конфликта интересов для перманентной активной работы третейского суда. Описан этап ликвидации арбитражной организации.
Гл. 10
Арбитраж и медиативное урегулирование разногласий: корреляция.
Гл. 11
Понятие ответственности для посредников и НКО, в чьих рамках функционируют арбитражные учреждения.
Гл. 12
Заключения по приведенному закону, его актуализация.
ФЗ о третейском арбитраже определяет назначение идентичной правовой силы для терминов «арбитраж» и «третейское разбирательство». Однако арбитражное решение нельзя считать основанием для интеграции данных в государственные реестры (ст. 43 гл. 8).
Последние поправки, внесенные в закон об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации
Так как ФЗ 382 является относительно новым проектом в отечественной системе законов, корректура в его текст пока не была внесена. Один из ключевых акцентов в законе направлен на выделение прав и мер ответственности для арбитражных учреждений и самих посредников.
Скачать закон об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ
Согласно данным статистики официального сайта Федеральных арбитражных судов РФ, зарегистрированным последний раз в 2013, число исков, поступивших в суды первой инстанции, составляло 1,37 млн. Из них были возвращены 63,9 тысячи заявлений, что составило 4,7% от общего количества. Это цифра показывает, что в обществе имеется большой интерес и существенная необходимость в услугах третейских судей, поэтому изучение ФЗ об арбитраже будет полезным для всех.
Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29.12.2015 N 382-ФЗ можно найти по ссылке.