382 ФЗ об арбитраже в Российской Федерации

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Процесс создания, функции и регламент деятельности учреждений, занимающихся рассмотрением и урегулированием споров между носителями гражданских прав и обязанностей, сегодня описывает новый закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве)» под номером 382. Он стал альтернативой закону № 102 от 2002 г. Рассмотрим его положения более подробно.

Общие положения 382 ФЗ  

Новый закон о третейских судах действует с конца 2015 года. Его принятие Госдумой прошло 15 декабря, а одобрение Совфедом состоялось через 10 дней. Однако вступление ФЗ в силу датируется 1.09.2016.

Структура законодательного акта № 382

Гл. 1

  • Практическое использование основ ФЗ 382;
  • Лексика, терминология акта;
  • Регламент приема документации;
  • Возможность опротестования решений и отказ от него в границах права;
  • Лимиты на интервенцию судебной инстанции;
  • Список органов, занимающихся поддержкой и надзором над третейскими судами.

Гл. 2

Объясняет смысл «арбитражного соглашения» как компромисса вовлеченных в него сторон, соглашающихся на перенаправление возникших разногласий в третейскую инстанцию.

Основные положения об арбитраже:

  1. Договор оформляется строго в письменном виде;
  2. Письменный вид подразумевает не только бумажные документы, но и электронные и процессуальные. Закон позволяет это, если удается подтвердить, что автором документа является другая сторона;
  3. Допускается оформление соглашения по арбитражу посредством его интеграции в безналичные расчеты или биржевые торги;
  4. Предполагается разъяснение возникших сомнительных толкований разного рода в пользу актуальности и непременного исполнения;
  5. Резолюция по спору автоматически переносится на весь спектр сделок, заключаемых сторонами в отношении договора, если обратное не было обговорено заранее;
  6. Когда в процессе заключения сделки происходит замена кредитора или должника, условия соглашения также переносятся на них;
  7. Основным ориентиром являются установленные правила арбитража, а не правила сторон;
  8. П. 7 гл. 2 описывает регламент принятия соглашений арбитража с участием юридических лиц.

Другие пункты гл. 2 упоминают порядок передачи иска и срочные временные судебные меры.

Гл. 3

Показана структура третейского суда. Описан ход выбора арбитров, причины для отвода и его порядок, приостановка функций и процесс замены посредника.

Гл. 4

Права единоличного третейского судьи и коллегии посредников.

Гл. 5

Регламент проведения регулирования споров в третейском суде, а именно:

  • Базовые правила, ход и место для осуществления данной процедуры;
  • Предотвращение утечки информации об арбитраже;
  • Структура и сегрегация издержек;
  • Иск – регламент подачи и отзыва;
  • Предоставление подтверждений;
  • Этапы по рассмотрению и разбирательству;
  • Порядок действий в случае неявки стороны и назначение эксперта;
  • Компетентная помощь судебной инстанции для добывания доказательств.

Гл. 6

  • Соглашение по арбитражу – совершение и прекращение, их этапы;
  • Регламент споров;
  • Итоговый пакт о завершении судебного спора посредством обоюдного соглашения сторон;
  • Процессы выноса судебного декрета и приостановки арбитража;
  • Поправки и объяснения касательно вынесенного заключения, оформление дополнительного соглашения. Возобновление арбитражной процедуры;
  • Регулирование правил хранения вынесенных решений и документов, составляющих содержание дела.

Гл. 7

Опротестование резолюции третейского суда. Возможность и невозможность его отмены.

Гл. 8

Объяснение принципов претворения арбитражного решения в действительность. Важный момент – своевременность процесса в рамках установленного срока и его обязательная актуализация. Арбитражное решение как непреложное юридическое постановление и отказ его выполнения. Опциональные поправки в реестре на основе распоряжений третейского суда не предусматриваются.

Гл. 9

Приводится правовое регулирование функционирования заведений арбитража в России. Указываются правила по организации данных заведений, регламент их деятельности и порядок осуществления функций. Подчеркивается невозможность присутствия конфликта интересов для перманентной активной работы третейского суда. Описан этап ликвидации арбитражной организации.

Гл. 10

Арбитраж и медиативное урегулирование разногласий: корреляция.

Гл. 11

Понятие ответственности для посредников и НКО, в чьих рамках функционируют арбитражные учреждения.

Гл. 12

Заключения по приведенному закону, его актуализация.

ФЗ о третейском арбитраже определяет назначение идентичной правовой силы для терминов «арбитраж» и «третейское разбирательство». Однако арбитражное решение нельзя считать основанием для интеграции данных в государственные реестры (ст. 43 гл. 8).

Последние поправки, внесенные в закон об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации

Так как ФЗ 382 является относительно новым проектом в отечественной системе законов, корректура в его текст пока не была внесена. Один из ключевых акцентов в законе направлен на выделение прав и мер ответственности для арбитражных учреждений и самих посредников.

Скачать закон об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ

Согласно данным статистики официального сайта Федеральных арбитражных судов РФ, зарегистрированным последний раз в 2013, число исков, поступивших в суды первой инстанции, составляло 1,37 млн. Из них были возвращены 63,9 тысячи заявлений, что составило 4,7% от общего количества. Это цифра показывает, что в обществе имеется большой интерес и существенная необходимость в услугах третейских судей, поэтому изучение ФЗ об арбитраже будет полезным для всех.

Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29.12.2015 N 382-ФЗ можно найти по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону: