8 ФЗ об обеспечении доступа к информации с изменениями

Федеральный закон 8 был принят, чтобы контролировать и регулировать предоставление информации различным лицам. Согласно закону существуют сведения, открытые для доступа всем, есть сведения, открытые только для определенных категорий лиц и есть запрещенная информация, являющаяся государственной тайной. Засекреченная информация определяет безопасность государства, поэтому для доступа к ней необходимо специальное разрешение.

Общие сведения

ФЗ о доступе к информации о деятельности гос. органов был принят Государственной Думой 21 января 2009 года, а одобрен Советом Федерации 28 января 2009 года. Последние изменения в него были внесены 28 декабря 2017 года. ФЗ 8 содержит 5 глав и 26 статей. Этот закон регулирует и контролирует возникающие отношения, когда пользователи и граждане могут ознакомиться со сведениями о работе органов государственной власти, местного самоуправления и других гос. учреждений. Он регламентирует процесс и осуществление передачи сведений о работе и изменениях в органах СМИ.

Краткое содержание Федерального закона номер 8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов»:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Описаны цели, задачи и сфера, на которую влияет закон. Перечислены другие акты, законы и нормы, регулирующие настоящую область. Оформлены основные виды, категории, процессы, способы и нюансы обеспечения доступа гражданам РФ. Описан процесс запрета или разрешения на доступ к информации о деятельности органов, которая считается запрещенной. Дан список способов и форма, по которой предоставляется доступ. Перечислены и подробно описаны права пользователей, владеющих информацией;
  • В главе второй описаны причины и основные способы осуществления организации доступа лиц к информации о деятельности гос. органов и органов самоуправления. Также перечислены основные требования для доступа к такого вида информации для ее размещения впоследствии в сети Интернет;
  • В главе номер три описаны процессы осуществления публичного распространения информации о деятельности государственных учреждений. Подробно оформлен процесс обнародования и опубликования сведений. Перечислены категории и виды информации, которые разрешено размещать в сети Интернет. Перечислены лица, которым разрешено присутствовать на заседаниях органов и причины таких разрешений. Оформлены причины и процесс размещения и ознакомления со сведениями в помещениях, где органы располагаются. Описан способ и форма отправки запроса на получение информации о деятельности, а также порядок и процесс утверждения запроса и выдачи сведений по запросу или отказа. Перечислены причины возможного отказа, описана запрещенная к доступу информация. Оформлены причины и способы предоставления бесплатной информации и пути ее использования. Также описаны пути использования платных сведений, способы оплаты и цены;
  • В четвертой г. перечислена и описана ответственность за нарушения положений закона, совершение преступлений и виды наказания. Оформлен процесс защиты собственных прав на получение необходимых сведений. Перечислены органы и лица, осуществляющие контроль и регулирующие настоящую сферу. Описан процесс осуществления надзора за сотрудниками, предоставляющими сведения о деятельности органов. Описаны способы и причины несения ответственности;
  • В г. пять оформлены заключительные и дополнительные положения, требования и условия закона.

Настоящая сфера регулируется не только описываемым Федеральным законом, но и другими ФЗ, Конституцией России, международными договорами, Федеральным законом 262 об обеспечении доступа к информации о деятельности судебных органов и муниципальными нормативными актами.

Меры наказания за нарушение 8 ФЗ

Сотрудники, занимающие высокое положение в муниципальных и гос. учреждениях, должностные лица, при нарушении положений закона 8 о доступе к информации, несут уголовную, дисциплинарную, гражданскую и административную ответственность. Наказание за нарушение определяется согласно законодательству России.

Привлечение вышеперечисленных лиц к ответственности не освобождает их от выполнения собственных обязанностей. Такие лица имеют право составлять и отправлять ходатайства и извещения в антимонопольную службу. В случаях, когда лицо считает, что согласно антимонопольному закону были нарушены его права, человек может подать иск в суд для получения возмещения, восстановления прав и получения денежной суммы для возмещения убытков или нанесенного вреда.

Если какое-либо гос. учреждение, организация или орган кроме обязательной деятельности осуществляют коммерческую деятельность и антимонопольный орган выдвинул иск против их деятельности, компания должна быть разделена. Такие организации, которые разделены вследствие судебного решения, не могут быть зарегистрированы на определенную группу лиц. Разделение происходит для повышения уровня конкуренции.

Для разделения и нарушения монополии организации осуществляются следующие действия:

  • Каждая структура или подразделение организации отделяется и обосабливается;
  • Каждому обособленному подразделению предоставляется возможность развить собственный вектор деятельности на товарном рынке;
  • Связь между структурами и подразделениями прерывается.

Судебный орган предоставляет организации определенное время для разделения, минимум суд может дать полгода.

Последние изменения

Последние изменения в законе об обеспечении доступа к информации были внесены 28 декабря 2017 года, при принятии ФЗ номер 423. Изменения произошли в статье 13, в части 2.1. В этом пункте написано, что вся информация о кадровом обеспечении, предоставляемая для использования, обязательно размещается сотрудниками на официальных сайтах гос. органов, муниципальных и государственных учреждений. В этом пункте, согласно изменениям, государственную информационную систему в области гос. службы заменили на федеральную государственную информационную систему в области гос. службы.

Согласно 4 статье описываемого закона, основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности учреждений и органов считаются:

  • Сведения должны быть доступны и открыты, исключениями считаются случаи, предусмотренные законодательством;
  • При предоставлении сведений должны соблюдаться права граждан на семейные тайны и частную жизнь, на сохранение репутации и защиту чести. Должны соблюдаться права организаций и учреждений на защиту деловой репутации;
  • Сведения должны распространяться, передаваться и быть получены свободно, открыты для поиска и быть доступными всеми законными способами;
  • Сведения должны быть достоверны.

Информация может быть запрещена к доступу только в случаях, если она засекречена и относится к государственной тайне.

Скачать ФЗ об обеспечении доступа к информации

Федеральный закон 8 был принят для регулирования доступа к информации о деятельности гос. органов и органов местного самоуправления. В случаях, если сотрудник или гражданин считает, что его права, согласно настоящему закону, были нарушены, рекомендуется изучить закон для защиты собственных прав и подачи иска в судебные органы.

Скачать Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» можно по ссылке.

Похожее
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 577-01-78 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 467-38-97 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (9 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
ПОДЕЛИТЬСЯ