Закон об органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания

Уголовно-исполнительное законодательство, целью которого является исправление осужденных и недопущение совершения новых уголовных преступлений как ранее осужденными, так и иными лицами, имеет достаточно широкую базу нормативно-правовых актов. Условно их можно разделить на три группы:

  • Непосредственно регулирующие аспекты общественных отношений, которые возникают в ходе исполнения и отбывания уголовного наказания;
  • Федеральное законодательство, составляющее правовую основу отдельных видов занятости сотрудников в рамках уголовно-исполнительной системы;
  • Законодательные акты, дополняющие процесс правового регулирования конкретных общественных отношений, к которым отсылает Уголовно-исполнительный кодекс.
    Закон об исправительных органах и учреждениях, который мы рассмотрим в настоящей статье, относится к первой категории.

Основные положения закона

Закон РФ N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» был принят 21 июля 1993 года. Последние изменения настоящий закон претерпел в декабре 2016 года.

Задача уголовно-исполнительного законодательства состоит в:

  • Регулировании процесса исполнения и отбывания уголовных наказаний в местах лишения свободы;
  • Выборе мер, необходимых для исправления осужденных;
  • Защита их прав, свобод и законных интересов;
  • Оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Настоящий закон является законодательной основой работы учреждений и органов, полномочия которых заключаются в исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы и составляющих вкупе единую уголовно-исполнительную систему.

Структурно представлен семью главами, содержащими 38 статей, 7 из которых на настоящий момент утратили законную силу. Рассмотрим тезисно аспекты, которые регламентирует настоящий нормативно-правовой акт:

  • Общие положения: принципы деятельности уголовно-исполнительной системы, профильная законодательная база;
  • Организация и обеспечение деятельности уголовно-исполнительной системы: учреждения, исполняющие уголовные наказания, их использование для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, центральные и территориальные органы, финансовое обеспечение и государственная поддержка, полномочия органов государственной власти субъектов в данной сфере, имущество уголовно-исполнительной системы, обеспечение безопасности ее объектов, содействие перевозчиков и владельцев инфраструктуры подразделениям по конвоированию;
  • Организация деятельности учреждений, исполняющих наказания: обязанности, права, в том числе права специальных подразделений по конвоированию, порядок исполнения уголовных наказаний, образование, обучение и привлечение к труду осужденных, собственные производства и предприятия учреждений, а также особенности привлечения заключенных к труду на объектах предприятий, не входящих в систему, выполнение работ по хоз. обслуживанию следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания;
  • Права и обязанности работников системы: персонал, его права и обязанности, гарантии сотрудникам, назначенным на должности в органы государственной власти или местного самоуправления, трудовые коллективы предприятий учреждений, порядок награждения;
  • Применение силы, спецсредств и оружия: общие требования, порядок их применения, гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника;
  • Правовая и социальная защита работников системы: гарантии личной безопасности персонала учреждений, сотрудников системы и их семей, государственное страхование и компенсация ущерба на случай смерти (гибели) или травмы работников следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, социальные гарантии, единовременная «стартовая» выплата;
  • Надзор за деятельностью уголовно-исполнительной системы.

Рассмотрим положения отдельных статей. Согласно ст. 1, работа органов пенитенциарной системы строится на принципах законности, гуманизма и уважения человеческих прав.

Согласно статье 5, структура уголовно-исполнительной системы включает в себя:

  • Учреждения, исполняющие уголовные наказания;
  • Территориальные органы системы;
  • Федеральный орган исполнительной власти, основными функциями которого являются правоприменение и надзор;
  • Могут входить также следственные изоляторы, производственные предприятия, научно-исследовательские, медицинские, образовательные и другие организации.

К числу учреждений относятся:

  • Исправительные колонии;
  • Воспитательные колонии;
  • Тюрьмы;
  • Лечебные исправительные учреждения.

В свою очередь, главным органом исполнительной власти в России является созданная по приказу Президента в 2004 году Федеральная служба исполнения наказаний, сокращенно ФСИН. Служба подчиняется Министерству Юстиции РФ. Орган осуществляет следующие функции:

  • Правоприменительные;
  • Контрольные функции в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных;
  • По содержанию лиц, которые подозреваются либо обвинены в совершении уголовных преступлений, а также подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию;
  • По контролю за поведением и образом жизни лиц, которые были осуждены на условный срок, а также за выполнением наложенных судом запретов и ограничений лицами, находящимися под домашним арестом по подозрению или обвинению.

Какие были внесены изменения?

В декабре 2016 года с выходом федерального закона N 503-ФЗ были внесены изменения в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Наиболее существенные правки коснулись положений закона, регламентирующих порядок применения силы сотрудниками ФСИН в целях пресечения попыток неповиновения заключенных. Еще на этапе обсуждений документ вызвал массовый резонанс. В адрес первоначальной редакции законопроекта правозащитники высказывали мнение, что она едва ли не узаконивала применение пыток в тюрьмах. В итоге было выработано компромиссное решение.

Статья 28 была изложена в новой редакции, а закон также пополнился статьей 28.1 о порядке применения силы, оружия и спец. средств. Закон обязывает сотрудников учреждений, исполняющих уголовные наказания, принимать меры для обеспечения минимально возможного причинения вреда заключенному, незамедлительного оказания медицинской помощи пострадавшему. Медики должны зафиксировать телесные повреждения, нанесенные заключенному. О каждом эпизоде применения силы или оружия с причинением заключенному травм, а также в случае наступления смерти, начальство учреждения обязано сообщать в органы прокуратуры незамедлительно.

В статье 29, также претерпевшей редакцию, прописаны аспекты, связанные с применением физической силы сотрудниками уголовно-исполнительной системы (лично или в составе подразделения). Боевые приемы борьбы должны быть применены только если несиловые способы не возымели должного результата, и прибегнуть к ним можно в следующих случаях:

  • Для пресечения преступлений и правонарушений;
  • Задержания осужденного или заключенного под стражу;
  • В случае неповиновения или противодействия законным требованиям.

Применение оружия и спецсредств допустимо при следующих обстоятельствах (статья 30):

  • Для отражения нападений;
  • Пресечения уголовных преступлений;
  • Пресечения физического сопротивления, неповиновения или противодействия, связанных с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья;
  • В случае массовых беспорядков и групповых дезорганизующих нарушений;
  • Для освобождения заложников, захваченных зданий, помещений и транспорта;
  • При конвоировании, охране и сопровождении, если осужденные дают основание полагать, что намерены совершить побег или причинить кому-либо;
  • При попытке насильственного освобождения осужденных из-под охраны при конвоировании;
  • Для задержания лиц, относительно которых есть основания полагать, что они окажут вооруженное сопротивление;
  • Для пресечения побега и задержания бежавших преступников.

Перечень специальных средств, выдаваемых сотрудникам пенитенциарных учреждений, устанавливает российское правительство. В их число входят специальные палки, газовые средства, наручники, электрошокеры, светошоковые и акустические спецсредства. Также в определенных законом ситуациях можно привлекать служебных собак. Законом прописаны порядок и существенные ограничения их применения. Нововведениями было запрещено:

  • Бить по бунтовщикам из водомета при температуре ниже нуля;
  • Применять электрошокер и наносить удары в определенные зоны тела (шея, голова, пах, область сердца и др.)

Отдельная глава в обновленном законе посвящена гарантиям личной безопасности сотрудников органов уголовно-исполнительной системы. В ситуациях, представляющих угрозу (соответствующие обстоятельства также прописаны в законе), сотрудник вправе направить на заключенного огнестрельное оружие. При попытке того приблизиться, сократив указанное расстояние, или прикоснуться к оружию, сотрудник получает право стрелять.

Если применение оружия, специальных средств или физической силы было признано правомерным, сотрудник не понесет ответственности за вред, нанесенный здоровью заключенного. Заведомо незаконный приказ о применении насилия в отношении арестанта не должен выполняться сотрудником.

Скачать закон 5473 1 в последней редакции

Рассмотренный нами закон является вторым по значимости актом после Уголовно-исполнительного кодекса РФ в данной области законодательства. Чтобы подробно ознакомиться с аспектами работы исправительной системы и полномочиями, предоставленными ФСИН, предлагаем скачать Закон РФ N 5473-I от 21.07.93 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в последней редакции.

Похожее
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.