Содержание
В 2016 году в России в законодательстве, регулирующем сферу торговли, появились нововведения. Предпосылками к тому явилось стремительное развитие современных маркетинговых технологий, в условиях которых старые правила становились неактуальными и тормозили рынок.
Законодательные требования к товарным ценникам
В конце декабря 2015 года Правительством Российской Федерации было подписано Постановление N 1406 о внесении изменений в текст пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров (скачать актуальную версию). Новая редакция п. 19 вступила в законную силу в середине января 2016 года.
Обновленные правила помимо бумажных карточек и наклеек предусмотрели использование в оформлении электронных табличек и вывесок, световых табло, стендов и грифельных досок. Последние особо популярны в демократичных кофейнях, кафе и иных местах общественного питания, поскольку позволяют оперативно и эстетично отображать информацию о реализуемом продукте.
ценники заполняются на русском языке хорошо читаемым почерком (шрифтом) и располагаются на видном месте!
Основным и обязательным требованием к оформлению ценников согласно закону является единообразие дизайна. Вне зависимости от того, какой метод оформления выберет продавец — стикеры, заполненные от руки, прямоугольные карточки, распечатанные на черно-белом принтере, крупные объявления на цветной бумаге или любой другой дизайн — важно, чтобы все ценники в магазине были оформлены одинаково.
Все эти действия будут признаны нарушением закона:
- Измененное оформление прейскуранта с надписями вроде «скидка» или «акция»;
- Ценники, часть которых заполнена вручную, а другая — на компьютере;
- Выделенные более ярким цветом стикеры акционных товаров;
- Исправления, внесенные ручкой в напечатанный ценник.
Однако, согласно разъяснениям Роспотребнадзора, обнародованным на официальном сайте ведомства, при проведении маркетинговых акций и мероприятий по распродаже разновидных товаров в виде групповой выкладки, когда товар размещается в корзинах, на тележках, специальных стендах и др., допустимо оформление с использованием общей вывески с единой ценой за единицу товара.
Что обязательно указывается на ценнике по закону?
Информирование потребителя о розничной стоимости товара по закону является неотъемлемым условием его реализации. Предоставление информации о цене является основной, но не единственной задачей ценника. В обязательном порядке информационная табличка должна содержать следующие сведения:
- Наименование;
- Сорт, категорию и др., если это применимо к конкретному продукту;
- Цена за вес и за единицу товара.
Закон о защите прав потребителей расширяет этот перечень. В ценник либо информацию на стенде должны быть также включены сведения о:
- Свойствах товара;
- Сроке годности;
- Гарантийном сроке;
- Наименовании фирмы-изготовителя.
Непродовольственные товары должны сопровождаться информацией о:
- Габаритах (размерах);
- Материале изготовления;
- Характеристиках;
- Артикуле;
- Марке и модели.
Ценники на товары, реализуемые путем разносной или уличной торговли (в парках, на пляжах), должны быть заверены подписью ответственного лица (индивидуального предпринимателя), а прейскурант — содержать информацию о стоимости и наименовании.
Что можно не указывать?
Изменения, внесенные в закон о ценниках на товар однако предусмотрели не только ужесточение требований по оформлению, но и послабления в части информации, которую необходимо в них указывать.
Так, до 2016 года закон требовал в каждой карточке указывать дату её заполнения. Затем она заверялась подписью и печатью ИП, директора магазина или другого ответственного лица. Согласно разъяснениям Роспотребнадзора, наличие этой информации не будет являться нарушением. Сведения могут быть включены в текст информационной таблички по усмотрению продавца в качестве дополнения.
Прежде по желанию магазина можно было указывать страну изготовления продукта или товара. Сейчас соответствующих требований в законе нет.
Наказание за неправильное оформление ценников
Нарушение установленных правил продажи товаров, т.е. несоблюдение требований по оформлению ценников либо полное их отсутствие, обнаруженное сотрудниками Роспотребнадзора или зафиксированное недовольным потребителем соответствующим образом, по закону грозит магазину административным штрафом в размере:
- От 300 до 1500 руб. — для продавцов и ИП;
- От 1000 до 3000 руб. — для должностных лиц;
- От 10 до 30 тыс. руб. — для компаний и организаций.
Как быть, если стоимость товара на кассе отличается от указанной на ценнике?
Статья 10 закона о защите прав потребителей в п. 1-ом обязывает продавца предоставлять своим клиентам актуальную информацию, дающую человеку полное представление о продукте и позволяющую ему сделать правильный выбор. Цена в перечне обязательных характеристик товара, которые должны быть указаны на витрине, является для многих из нас важнейшим критерием выбора.
В российском гражданском законодательстве существует понятие «публичной оферты» — задокументированного и объявленного коммерческого предложения. Товарный ценник является публичной офертой соответствующего магазина, следовательно, цена на кассе не может отличаться ни в большую, ни в меньшую сторону от заявленной.
На кассе обязаны продать товар по цене, указанной в ценнике!
Если кассир и администратор отказали в удовлетворении законного требования о продаже товара по обозначенной в ценнике стоимости, оставьте запись в книге жалоб и предложений, потребовав от администрации письменного ответа. Не трогайте и не снимайте таблички с витрины! Вам могут приписать порчу имущества или даже кражу торгового оборудования. Сфотографируйте цену, обозначенную на витрине в торговом зале. Если товар был оплачен прежде чем вы заметили разницу в цене, — вернитесь в зал и сфотографируйте чек на фоне ценника на стенде.
Заручившись фото-доказательствами, письменным ответом магазина, кассовым чеком и заявлением о произошедшем нарушении, отправляйтесь в территориальное отделение Роспотребнадзора своего города. После проверки вы получите компенсацию, равную сумме, которая была вами переплачена.
Данное нарушение является фактически обманом потребителя и служит основанием для привлечения руководства магазина к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ. Введение покупателя в заблуждение по закону грозит административным штрафом в размере:
- От 3 до 5 тыс. руб. — для физических лиц и ИП;
- От 12 до 20 тыс. руб. — для должностных лиц;
- От 100 до 500 тыс. руб. — для организаций и компаний.