Содержание
С развитием электронных технологий и ростом популярности цифровых сделок, был разработан законопроект “Об электронной торговле”, который должен был обуславливать правовое регулирование соответствующей сферы, однако его рассмотрение было задержано, а спустя время отклонено.
Основные положения законопроекта об электронной торговле
Проект федерального закона № 11081-1 “Об электронной торговле” был внесён на рассмотрение Государственной Думой Российской Федерации 3 октября 2000 года, однако до настоящего времени не принят.
Цель настоящего закона заключается в установлении правовой базы для осуществления электронной торговли. Он закрепляет права и обязанности виртуальных предпринимателей, определяет порядок заключения сделок на основе цифровой документации, подписанной аналоговыми видами подписи, а также установления правового статуса данных документов, для признания их в качестве доказательств во время судебных процессов.
Вам будет интересно: ФЗ о торговле в новой редакции. Подробности тут:
Законодательство состоит из 23 статей и 6 глав следующего содержания:
- Глава 1 описывает общие положения законопроекта, устанавливает его цели,участников, регулируемых им отношений и принципы осуществления их деятельности;
- Глава 2 предусматривает порядок установления правового статуса электронных документов;
- Глава 3 определяет полномочия информационных посредников и особенности, предоставляемых ими услуг;
- Глава 4 устанавливает правовой статус лиц, которые осуществляют электронную торговлю, а также требования к их деятельности;
- Глава 5 предусматривает порядок заключения договоров в сфере цифровой торговли;
- Глава 6 содержит заключительные положения о вступлении законопроекта в силу.
Электронная торговля осуществляется на основе следующих принципов:
- равенство всех участников;
- свобода заключения договоров;
- беспрепятственная реализация деятельности по предпринимательству;
- товары, услуги и финансы перемещаются без препятствий;
- гарантированная защита прав предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере цифровой торговли, включая в судебные инстанции.
Участниками электронной торговли являются физические и юридические лица, однако на ряду с ними в отношениях, которые регулируются настоящим законодательством, могут участвовать Российская Федерация, её субъекты, а также отдельные муниципии.
Вам будет интересно: ФЗ 152 в новой редакции по ссылке:
Стороны, участвующие в цифровых торговых отношениях, могут приобретать и реализовывать права в своём интересе. Установление прав и обязанностей должно происходить на договорной основе и не имеет ограничений, кроме правомерности и соответствия законам Российской Федерации.
Читайте также о последних изменениях ФЗ 44, 223 здесь:
При заключении виртуальной торговой сделки сделки достаточно заключить соответствующий договор. Стороны соглашения обмениваются экземплярами документов и подписывают их электронными цифровыми подписями. ЭЦП является аналогом собственноручной подписи в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, соответственно сделки, утверждённые данным способом являются действительными.
Однако сделки, которые требуют нотариального удостоверения или должны быть подвергнуты государственной регистрации, не могут быть осуществлены с помощью обмена электронными документами с соответствующей ЭЦП. Подобные соглашения должны быть оформлены в письменном бумажном варианте в соответствии с требованиями законов РФ, в противном случае они являются недействительными.
Согласно положениям статьи 10 настоящего законодательства электронные документы, удостоверенные ЭЦП, могут предоставляться судебным инстанциям в качестве письменных доказательств. При рассмотрении данных актов, учитывается способ их хранения, передачи и меры по обеспечению их подлинности.
Документы, оформленные в цифровом варианте и подкреплённые ЭЦП хранятся только в оригинале и должны быть защищены от копирования, потому что наличие их цифровый копий является недопустимым. При необходимости дублирования, цифровая версия документа может быть распечатана в бумажном виде и подписана собственноручно уполномоченным лицом.
Какие были внесены изменения?
Последняя редакция законодательства об электронной торговле состоялась 6 июня 2001 года, в ходе которой текст был подвергнут исправлению графических опечаток, после чего Государственной Думой было подписано постановление о принятии настоящего закона в первом чтении.
Однако 23 апреля 2004 года Государственная дума утвердила постановление, которым отклонила рассмотрение законопроекта № 11081-1.
Скачать проект закона об электронной торговле
Для подробного ознакомления с положениями Проекта Федерального закона № 11081-3 “Об электронной торговле” рекомендуется скачать документ по ссылке ниже.