Содержание
Банковская тайна является юридическим принципом, согласно которому банки и прочие кредитные конторы берут на себя обязательство хранить в тайне информацию о вкладах, счетах, транзакциях и сделках собственных клиентов и корреспондентов, а также данные о них самих, поскольку разглашение такой информации является прямым нарушением закона и прав этих лиц.
Банковская тайна закреплена российским законодательством в Конституции РФ (ст. 23), статье 857 Гражданского кодекса РФ и статье 26 Федерального закона N 395-1 «О банках и банковской деятельности».
Содержание 26 статьи
Статья 26 «Банковская тайна» очерчивает круг лиц, которые могут легальным путем получить доступ к сведениям, относящимся к банковской тайне, и прописывает строгий запрет их разглашения посторонним.
Читайте также основные положения Федерального закона №164 в новой редакции. Подробности тут:
Кредитные организации и банки, согласно положениям настоящей статьи закона, гарантируют сохранение в тайне информации о производимых операциях и имеющихся у клиентов денежных суммах на вкладах и счетах.
О федеральном законе 173 с последними изменениями на 2018 год можно ознакомиться тут:
Однако справки об операциях, вкладах и счетах, а также иные сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены не только самим клиентам банка и их представителям, но также — государственным органам, надзорным службам, следственным органам и другим лицам в случаях, которые предусмотрены законодательством России.
ФЗ о государственной тайне в новой редакции читайте тут:
На основании судебного решения справки о счетах и вкладах могут быть получены следственными органами, если содержащиеся в них данные служат для пресечения преступления или непосредственно относятся к делам, находящимся в производстве.
Информация об операциях, счетах и вкладах, вне зависимости от правового статуса их владельца, будь то гражданин, ИП или компания, представляется в государственный орган, уполномоченный в сфере противодействия отмыванию незаконных доходов и финансированию терроризма — Федеральную службу по финансовому мониторингу в РФ (Росфинмониторинг).
Читайте также об основных положениях Федерального закона №86 здесь:
Банки и микрофинансовые организации обязаны передавать данные о заемщиках и поручителях в Бюро кредитных историй без получения согласия на доступ к тайне самих лиц.
Документы и сведения о проведенных операциях с иностранной валютой, открытии и ведении валютных счетов, предусмотренные законом о валютном регулировании и контроле, передаются банками в уполномоченный Правительством РФ орган валютного контроля, налоговые и таможенные органы в случаях, порядке и объеме, предусмотренных указанным законом.
Также таможенным органам предоставляются документы и сведения, содержащие банковскую тайну российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, порядке и объеме, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза и ФЗ N 311 о таможенном регулировании в РФ.
Данные о совершенных операциях, наличии счетов, вкладов и имеющихся на них денежных суммах предоставляются налоговым органам в порядке, установленном законодательством России о налогах и сборах.
В случае реструктуризации банка, его участия в группе или холдинге банков, сведения о клиентах, являющиеся банковской тайной, могут быть переданы головную организацию (управляющую компанию) для составления отчетности группы (холдинга). Если банковская группа или холдинг располагается за рубежом, указанные сведения (кроме тех, что составляют государственную тайну) предоставляются с тем условием, что этими государствами будет обеспечен не меньший уровень информационной защиты (конфиденциальности), чем это предусмотрено российским законодательством.
Банк России имеет право на получение доступа к сведениям об операциях, счетах, вкладах и о конкретных сделках граждан, предпринимателей и организаций. При этом сама кредитная организация и его служащие, предоставляя доступ к банковской тайне, т.е. соответствующие документы и сведения, Банку России, не вправе информировать об этом своих клиентов.
Банк России по закону может предоставлять в рамках информационного сотрудничества:
- С зарубежными главными банками и различными надзорными органами — данные об определенных сделках и транзакциях кредитных компаний или их клиентов, полученные из отчетов кредитных организаций, банковских групп и холдингов;
- С органами иностранных государств, функции которых сводятся к урегулированию несостоятельности организаций — данные, которые были получены Банком России из представленных планов восстановления финансовой устойчивости кредитных организаций-членов групп, холдингов и иных объединений.
Предоставляемая зарубежным органам информация, опять же, не может составлять государственную тайну, а иностранными центральными банками должна быть обеспечена ее конфиденциальность и гарантировано дальнейшее нераспространение. Тайна не может быть раскрыта иностранным правоохранительным органам без согласования с Банком России (за исключением передачи указанных сведений в суд для разбирательств по уголовным делам).
Сведения о счетах, вкладах и произведенных операциях могут быть представлены по соответствующему запросу федеральным гос. органам, должностным лицам субъектов страны и Центробанку РФ для проведения в целях противодействия коррупции проверки информации о расходах, доходах, собственности и имущественных обязательствах лиц, которые претендуют на государственные должности различных уровней или уже занимают их. Подробный перечень таких должностей прописан в части 6 статьи 26 закона ФЗ 395-1 о банках и банковской деятельности, содержащей также ссылки к иным нормативно-правовым актам, актуальным для различных отраслей государственной службы. В перечень таких должностей входят:
- Государственные должностные лица РФ или субъектов страны;
- Судьи;
- Главы или служащие муниципальных образований;
- Федеральных государственных служб, гражданских служб субъектов РФ;
- Центробанка и Совета директоров ЦБ РФ;
- Руководящие должности в госкорпорациях (пенсионных и страховых фондах) и государственных учреждениях;
- Отдельные должности, которые создаются на основании трудового договора специально для выполнения определенных (конечных) задач, поставленных перед гос. органами и др.
В случае участия в выборной компании, информация об открытых в банках счетах, вкладах и имеющихся на них средствах кандидата в депутаты или на иную выборную должность, представляются банками в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) Российской Федерации или субъектов. Раскрытие банковской тайны в этих обстоятельствах необходимо для проведения предусмотренной законом проверки действительности представленных кандидатами сведений.
Аналогичной проверке подвергаются семьи указанных лиц (кандидатов на государственные и выборные должности) — их супруги и несовершеннолетние дети.
Государственные службы, органы, их руководители и должностные лица, работники банков, операторы платежных систем, коммерческие организации (страховые, аудиторские) и другие лица не вправе разглашать тайну об операциях и счетах, доступ к которой они получили в ходе выполнения ими собственных полномочий (лицензионных, контрольных и др. функций), третьим лицам. Российским законодательством предусмотрены определенные исключения.
За незаконное разглашение банковской тайны, согласно части 14 статьи 26 настоящего закона, предусмотрена ответственность, в том числе в виде возмещения нанесенного таким образом ущерба. Меры наказаний, грозящие за уголовные преступления, связанные с банковской тайной, рассмотрим ниже.
Кто имеет право получить информацию по операциям и счетам по закону?
Как мы уже выяснили, справки по транзакциям, вкладам и счетам могут быть выданы не только самим клиентам и их представителям, но также, в предусмотренных законом случаях, — государственным органам по официальному запросу.
Доступ к банковской тайне индивидуальных предпринимателей и юридических лиц может быть предоставлен суду, службе судебных приставов, Счетной палате РФ, налоговой службе, Пенсионному фонду, фонду соцстрахования и другим учреждениям.
Сведения о счетах и вкладах простых граждан могут быть переданы судам, приставам и агентствам по обязательному страхованию вкладов (в случае наступления страхового случая).
В случае смерти владельца счета или вклада, справка может быть выдана:
- Лицам, указанным в завещательном распоряжении;
- Нотариусу, в производстве которого находится наследственное дело;
- Консульским отделам других государств, если счет принадлежал иностранцу.
Справки по номинальным, залоговым и эскроу-счетам, которые являются разновидностями обязательств о банковском счете, могут быть предоставлены также третьим лицам в порядке, установленном гражданским законодательством России.
Предусмотрено ли наказание за разглашение банковской тайны?
Последняя поправка в текст настоящей статьи закона была внесена в мае 2017 года. Речь в ней шла об ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора».
Фонд консолидации — это специальный инвестиционный фонд, который был создан Центральным Банком России в 2017 году в целях финансового оздоровления обанкротившихся банков.
Так, статья 26 о банковской тайне пополнилась частями 41 и 42, которые гласят, что данный фонд не вправе разглашать третьим лицам конфиденциальные сведения, полученные им в результате осуществления мер по предупреждению банкротства банков. За разглашение тайны законом предусмотрена ответственность, в том числе в виде компенсации нанесенного материального ущерба.
Разглашение банковской тайны влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с положениями статьи 183 Уголовного кодекса РФ о незаконном получении и разглашении сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
- За сбор сведений, которые представляют собой банковскую тайну, посредством кражи документов, подкупа, шантажа служащих банка и другими незаконными способами, виновному лицу по закону может грозить:
- Штрафом до полумиллиона рублей или в размере дохода виновника за годовой период;
- Исправительными работами продолжительностью до года;
- Принудительными работами или лишением свободы на период до 2-х лет.
- Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих такую тайну, должностным лицом без получения на то согласия владельца, наказывается:
- Штрафом до 1 млн рублей или в размере дохода, полученного за последние 2 года. Виновник к тому же лишается права занимать определенные должности или работать в определенной сфере на трехлетний период;
- Исправительными работами сроком до 2-х лет;
- Принудительными работами или лишением свободы на срок до 3-х лет.
- Разглашение тайны, совершенное в корыстных целях, либо в результате которого потерпевшему лицу был причинен крупный ущерб, наказывается:
- Штрафом до 1,5 млн рублей или в размере доходов за трехлетний период. Также лишается права работать в соответствующей сфере деятельности на трехлетний период;
- Принудительными работами или лишением свободы на срок до 5 лет.
- Если разглашение тайны привело к тяжким последствиям, виновнику могут по закону грозить:
- Принудительные работы сроком до 5 лет;
- Лишение свободы на срок до 7-ми лет.
Скачать закон о банках и банковской деятельности в последней редакции
Российское законодательство гарантирует право человека на защиту тайны о его финансах. В банках в отношении клиента и его личных данных должна действовать строгая и надежная политика конфиденциальности. Однако законом предусмотрен круг государственных структур, имеющих доступ к банковской тайне, и в последние годы он все расширяется.
Предлагаем скачать Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 в последней редакции, чтобы ознакомиться подробно со своими правами в данной области, в частности касающихся условий соблюдения права человека на банковскую тайну.