Содержание
Лица, которые в своей стране являются жертвами преследования по расовым, вероисповедальным, национальным, гражданским и социальным признакам и не могут воспользоваться защитой своей отчизны или не желают этого делать, имеют право запросить у другого государства временного убежища. В Российской Федерации порядок принятия подобных лиц и предоставления им соответствующего статуса беженца регулируется федеральным законом № 4528-1.
Что представляет собой закон?
Федеральный закон № 4528-1 “О беженцах” был принят 19 февраля 1993 года. С момента вступления в силу он регулярно редактировался и дополнялся. Последние поправки законодательства были внесены 22 декабря 2014 года.
ФЗ-4528-1 устанавливает основания присвоения статуса беженца на территории Российской Федерации, регулирует их правовой статус, а также предоставляет им гарантии на экономическом, социальном и правовом уровнях, с целью защиты их прав и интересов в соответствии с конституционными требованиями.
Закон о статусе беженцев состоит из 19 статей, регулирующих следующие аспекты:
- Ст. 1 приводит определения основных терминов, используемых в законодательном документе;
- Ст. 2 устанавливает сферу действия закона;
- Ст. 3 предусматривает порядок предоставления лицу статуса беженца;
- Ст. 4 описывает особенности направления ходатайства о признании лица беженцем, а также правила предварительного рассмотрения прошения;
- Ст. 5 определяет перечень оснований при которых может быть отклонено рассмотрение ходатайства;
- Ст. 6 устанавливает права и обязанности лица, которому было выдано свидетельство о рассмотрении его прошения о беженстве;
- Ст. 7 предусматривает порядок рассмотрения по существу прошения о присвоении статуса эмигранта;
- Ст. 8 определяет права и обязанности лиц, которые были признаны беженцами;
- Ст. 8.1 описывает правила предоставления эмигрантам проездного документа, особенности его использования, а также необходимость контроля миграционной службой;
- Ст. 9 устанавливает перечень оснований по которым лицо лишается статуса беженца;
- Ст. 10 предусматривает гарантии соблюдения прав эмигрантов, получивших соответствующий статус;
- Ст. 11 определяет порядок формирования фонда для предоставления беженцам временного жилья;
- Ст. 12 описывает порядок обеспечения эмигрантов временными убежищами;
- Ст. 13 устанавливает правила депортации;
- Ст. 14 предусматривает порядок распределения беженцев на территории Российской Федерации, а также особенности их принятия в случае массового наплыва;
- Ст. 15 определяет правила финансирования мероприятий связанных с приёмом, размещением, расположением, а также депортацией эмигрирующих лиц.
- Ст. 16 была признана утратившей силу;
- Ст. 17 устанавливает полномочия государственных органов при реализации требования настоящего законодательства;
- Ст. 18 описывает особенности международного сотрудничество в области решения проблем беженцев;
- Ст. 19 предусматривает ответственность за нарушение положений настоящего федерального закона.
Признание лица беженцем осуществляется в следующем порядке:
- человек обращается с ходатайством о присвоении ему статуса беженца в таможенную миграционную службу;
- прошение проходит стадию первичного рассмотрения;
- лицу выдаётся свидетельство о рассмотрении по существу его ходатайства или уведомление об отказе в данной процедуре;
- прошение рассматривается по существу;
- принимается решение о присвоении статуса беженца человеку или об отказе ему в данном действии;
- лицу, направившему ходатайство, выдаётся документ, удостверяющий его как беженца или уведомлении об отклонении его просьбы.
При принятии решения о признании эмигрировавшего лица беженцем, оно должно пройти следующий ряд процедур:
- оформление индивидуальной анкеты;
- заполнение специального опросного листа;
- проведение индивидуального собеседования;
- проверка достоверности полученной информации;
- установление объективных обстоятельств прибытия.
После всестороннего изучения полученных сведений, а также прохождения процедуры идентификации личности и регистрации дактилоскопических данных, принимается соответствующее решение. Если приёмной комиссии недостаточно полученных сведений, она может назначить дополнительные собеседования.
В случае признания беженцами членов одной семьи, процедура принятия решения о присвоении соответствующего статуса проводятся для каждого совершеннолетнего представителя семьи отдельно.
Лицо, которое было признано беженцем в соответствии с положениями настоящего законодательства обладает следующими правами:
- предоставление информации о своих правах и обязанностях, а также услуги переводчика;
- содействие при оформлении необходимых для въезда на территорию Российской Федерации документов;
- помощь в осуществлении переезда и транспортировки багажа в установленное место;
- предоставление питания и коммунальных услуг в месте временного размещения;
- охрана прав и интересов, а также безопасность имущества;
- использование жилого помещение, которое предоставляется в месте временного пребывания;
- медицинская помощь;
- помощь в получении направление на профобучение и трудоустройство;
- работа по найму и занятие предпринимательской деятельностью;
- социальная защита, включая соцобеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- получение помощи при определении детей в образовательные учреждения;
- получение проездного документа. позволяющего пересекать границу Российского государства;
- обращаться за получением права постоянного проживания на территории Российской Федерации и получение российского гражданства;
- принимать участие в общественной деятельности;
- добровольно вернуться в страну прежнего проживания.
Также беженцы должны выполнять следующий ряд обязательств:
- соблюдать положения Конституции РФ, настоящего законодательства, а также других федеральных законов и правовых документов Российской Федерации;
- соблюдать сроки прибытия в центр временного размещения;
- следовать установленному порядку проживания и санитарно-эпидемиологическим требованиям в месте временного пребывания;
- в семидневный срок уведомить соответствующие миграционные органы об изменении документов, приобретении гражданства или получения разрешения на постоянное проживание;
- предупреждать о желании изменить место пребывания или покинуть территорию государства;
- при смене места пребывания в семидневный срок сняться с учёта в контролирующем миграционном органе и по приезду на новое место встать на соответствующий учёт;
Также беженцы обязаны ежегодно производить переучёт в миграционной службе или другом уполномоченным органом, который осуществляет функции по надзору за эмигрантами.
Последние поправки, внесенные в 4528-1 ФЗ
Последние изменения законодательства о предоставлении статуса беженцев были внесены 31 декабря 2017 года при принятии закона № 498-ФЗ. В ходе последней редакции была переизложен второй абзац части 3 статьи 3. В новом изложении уточняется возможность проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации за пределами Российской Федерации по месту подачи ходатайства о получении беженства.
Статья 12 настоящего законодательства описывает порядок предоставления беженцам временного убежища.
Решение о выделении эмигрировавшему лицу временного места для проживания принимается местным федеральным органом, который уполномочен выполнять контролирующие функции в миграционной сфере.
Пункт 2 ст. 12 предусматривает следующие основания для предоставления временного убежища для иностранных лиц:
- человек обладает основаниями для получения статуса беженца, но ограничивается письменным прошением о временном пребывании на территории Российской Федерации;
- человек не может получить статус беженца, однако в соответствии с принципами гуманизма, его нельзя депортировать.
Лицо, которому было выделено место для временного пребывания, должно пройти обязательную медицинскую проверку и получить соответствующий сертификат о состоянии здоровья, после чего миграционная служба выдаёт ему свидетельство, которое подтверждает законное пребывания на территории Российской Федерации.
Пункт 5 статьи 12 предусматривает следующие основания для утраты права на временное убежище:
- устранение обстоятельств, которые являлись причиной предоставления данного жилья;
- получения российского гражданства или разрешения на постоянное проживание;
- выезд из страны на своё предыдущее место жительства.
Пункт 6 ст. 12 устанавливает основания для лишения лица временного жилища миграционными службами:
- осуждение за совершение преступления на территории РФ и вступление приговора в силу;
- намеренное предоставление ложной информации и фальшивых документов для получения разрешения на пребывание;
- привлечение к административной ответственности за оборот наркотических и психотропных веществ.
Лицо, которое было лишено разрешения на временное убежище, должно по требованию миграционной службы покинуть территорию Российской Федерации в течение месяца.
Скачать закон о беженцах в последней редакции
Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 4528-1 от 19.02.1993 “О беженцах” рекомендуется скачать актуальный текст документа по ссылке.