Закон Российской Федерации о частной детективной и охранной деятельности описывает правила предоставления данных услуг отдельными организациями физическим и юридическим лицам на основе соответствующего договора.
Общие сведения
Закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 регулирует отношения, возникающие между детективным или охранным агентством и клиентов, при заключении соответствующего договора об оказании услуг.
Детективная и охранная деятельность характеризуется текущим законодательством как оказание услуг на основе соглашения о соответствующем вознаграждении физическими и юридическими лицами, которые обладают лицензией, полученной согласно настоящему закону, с целью защиты прав и интересов обратившихся к ним клиентов.
Закон охватывает следующие виды охранных и розыскных услуг:
- Для сыскных целей предоставляются следующие услуги:
- сбор сведений для гражданских дел на основании соглашения с улицами, участвующими в процессе;
- исследование рынка, сбор сведений для ведения деловых переговоров, определение надёжных и ненадёжных деловых партнёров;
- сбор доказательств о незаконном использовании фирменных обозначений в предпринимательских сделках, нарушении принципов здоровой конкуренции и разглашении коммерческой тайны;
- сбор информации о биографии или других характеристиках личности определённых лиц, если они дают на это письменное согласие;
- поиск лиц без вести пропавших;
- поиск имущества, потерянного гражданами или организациями;
- сбор информации об уголовных делах на основе соглашения участвующих в процессе лиц. Детектив обязан в течении суток после утверждения соответствующего договора письменно уведомить лицо, занимающееся производством уголовного дела;
- поиск лиц, являющихся должниками, а также детей, которые незаконно удерживаются. Данные действия проводятся при наличии соответствующего исполнительного документа.
- Для охранных целей предоставляются следующие услуги:
- защита здоровья и жизни граждан;
- охрана объекта или имущества, включая во время транспортировки;
- обеспечение охраны недвижимых объектов или предметов имущества во время проведения проектировочных, монтажных или работ по техническому обслуживанию;
- консультация и разработка личных рекомендаций по защите от незаконного посягательства в допустимых рамках;
- слежение за порядком во время проведения массовых мероприятий;
- осуществление пропускного режима на объектах;
ФЗ о детективной и охранной деятельности состоит из 21 статьи, разбитых на 9 разделов. Краткое содержание закона № 227-ФЗ от 03.07.2017:
- Раздел 1 описывает общие положения закона;
- Раздел 2 предусматривает порядок выполнения детективной и сыскной деятельности;
- Раздел 3 регулирует особенности предоставления услуг охранной деятельности;
- Раздел 4, содержавший информацию о смешанной детективной и охранной деятельности, был признан утратившим силу 01.01.2010;
- Раздел 4.1 устанавливает требования к частным организациям и учреждениям, занимающимся подготовкой детективов и охранников;
- Раздел 5 излагает правила применения физической силы, специальных средств, а также огнестрельного оружия;
- Раздел 6 предусматривает социальную и правовую защиту для детективов и охранников;
- Раздел 7 устанавливает порядок контроля за осуществлением охранной и сыскной деятельностью;
- Раздел 8 регламентирует меры ответственности за нарушение текущего законодательства, а также за предоставление незаконных детективных и охранных услуг;
- Раздел 9, описывающий особенности частной охранной деятельности во время Олимпийских игр 2014 в городе Сочи, утратил силу 21.07.2014.
Полезно также узнать о последних изменениях в законе о конкуренции. Подробнее здесь:
Последние изменения
Последние изменения в законодательство о детективной и охранной деятельности были внесены федеральным законом № 227-ФЗ от 03.07.2017. Редакции подверглось большое количество статей, мы рассмотрим самые существенные:
- Статья 3 была изменена в части 4, предусматривающей обязанности частных охранных организаций содействовать правоохранительным органам в выполнении их обязанностей, а также частные детективные учреждения обязаны помогать правоохранительным органам раскрывать и предупреждать преступления и правонарушения;
- Статья 11, устанавливающая условия предоставления услуг в сфере охраны, была полностью переизложена:
- Предоставление охранных услуг осуществляется только аккредитованными организациями, имеющими соответствующую лицензию, выданную компетентным в данной сфере федеральным органом исполнительной власти;
- Частная охранная организация обязана уведомлять территориальный орган исполнительной власти ответственный за сферу охранной деятельности о начале и окончания предоставления услуг по охране, а также об изменениях состава участников;
- Частные услуги охранной деятельности не распространяются на государственные объекты.
- Охранные организации имеют право оказывать услуги вооруженной охраны и использовать защитные средства не наносящие вреда здоровью и жизни граждан;
- Запрещается осуществлять вооружённую охрану на территории закрытых административно-территориальных учреждений, а также нельзя приобретать использовать оружие частными охранными формированиями, которые зарегистрированы или располагаются на указанных территориях.
- Охрану объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств необходимо производить строго в соответствии с требованиями закона РФ о транспортной безопасности;
- Частные охранные организации, которые предоставляют охранные услуги для государственных и муниципальных организаций, должны действовать в соответствии требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Статья 16 устанавливает следующие правила использования физической силы, специальных средств защиты и огнестрельного оружия во время выполнения обязанностей по охране:
- Использовать оружие и специальные средства защиты, а также применять физическую силу следует строго в соответствии с требованиями текущего законодательства. Виды огнестрельного оружия и специальных средств, а также порядок их приобретения и эксплуатации устанавливается правительством РФ. Оснащение огнестрельным оружием осуществляется в зависимости от его потребности и не может быть больше одной единицы на двух охранников.
- Обязанности охранника при применении оружия, защитных средств и физической силы:
- перед применением перечисленных мер, охранник обязан предупредить об этом и предоставить время для выполнения своих требований, кроме случаев, когда промедление представляет угрозу его жизни и здоровью;
- стараться наносить минимальный ущерб нарушителям;
- лицам, которые получили повреждения, охранник должен оказать первую помощь и в кратчайший срок уведомить соответствующие здравоохранительные и охранные органы;
- сообщить немедленно прокурору при нанесении увечий нарушителю или в случае его смерти;
Охранники частных организаций должны проходить регулярные проверки на пригодность выполнения своих обязанностей и на умение использовать огнестрельное оружие или индивидуальные средства защиты. Порядок и состав проверок устанавливает федеральный орган исполнительной власти, компетентный в сфере частной охраны.
Статья 17 предусматривает условия использования специальных защитных средств:
- Охранник частной организации имеет право использовать особые средства защиты в следующих случаях:
- при отражении нападения, которое угрожает его жизни или жизни охраняемых лиц;
- для предотвращения преступления по отношению к охраняемому объекту, если нарушитель оказывает физическое сопротивление;
Специфические средства запрещается применять против беременных женщин, инвалидов и несовершеннолетних, если их признаки очевидны или известны охраннику, кроме случаев, когда они оказывают вооруженное сопротивление либо совершают групповое нападение, угрожающее жизни охранника или целостности охраняемого имущества.
Скачать действующую редакцию закона
Для детального ознакомления с положениями закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” рекомендуется скачать текст его актуальной редакции по ссылке ниже: