Гипермаркет — это супермаркет большего размера, в котором оформляется продукция различной направленности и категорий. В основном в гипермаркетах действует механизм самообслуживания, что удобно для клиентов. По ГОСТу, оформленному в 2009 году, носящему идентификационный номер Р 51773, гипермаркет может быть только определенных размеров, в пределах от 4000 до 20000 метров квадратных.
Отличия гипермаркета от других видов магазинов:
- Размеры и масштаб помещений и всего здания;
- Более 50 000 категорий непродовольственной продукции;
- Система, предназначенная для оптовых закупок;
- Равное количество пищевых и не пищевых товаров.
Перечисленные отличия привлекают большое количество клиентов для различных видов закупок.
Режим работы гипермаркетов в РФ
Все чаще в городах открываются новые сети гипермаркетов. Такое происходит из-за выгодных условий работы магазинов. Частные магазины, в отличие от сетей гипермаркетов, не получают настолько выгодные условия сделок с поставщиками. Поставщики соглашаются на условия, требуемые владельцам сетей больших магазинов для раскрутки собственных товаров и услуг. Чем чаще гипермаркеты пользуются услугами поставщика, тем более популярным становится поставщик для других заказчиков.
Владельцам и собственникам описанных категорий объектов нужно принять во внимание, что не стоит слишком завышать требования. При завышенных условиях поставщику невыгодно работать с владельцем магазина и гипермаркет может разориться.
В законодательстве РФ подробно описаны правила поставки товаров в крупные сети магазинов:
- Принимать товары, материалы или любую другую продукцию гипермаркета имеют право только специализированные сотрудники, в обязанности которых входит соответствующая деятельность;
- Во время поступления товаров, материалов или продуктов на склад сотрудник с соответствующими обязанностями сразу начинает составлять документацию. В составленных бумагах обязательно должно присутствовать количество поставленной продукции, общая цена и дата поступления;
- Гипермаркет не имеет права принять продукцию или товары, которые не соответствуют стандартам и нормам, оформленным в законах Российской Федерации. Перед получением проверяются материалы и устанавливается, соответствует ли продукция тех. требованиям и санитарным нормам. Существуют исключения, когда руководство магазина в индивидуальном порядке имеет право допустить неподходящий товар к продаже, такие случаи оформлены в законодательстве РФ.
Законом о торговле разрешено также перемещать товары из одного магазина в другой. Этим правом часто пользуются владельцы сетей, но важно помнить, что транспортировка должна проходить по всем нормам, чтобы продукция по дороге не испортилась. Чтобы осуществить транспортировку продукции, необходимо оформить специальную документацию с подписью начальства, бухгалтера и заведующего отделом.
Прочтите также ФЗ 164 в новой редакции. Подробности тут:
В гипермаркетах время торговли по закону не определено. Магазины имеют право самостоятельно выбирать удобное время для продаж. Продавцы, кассиры и другой персонал работают по графикам, установленным руководством. Представлена информация только с категорией товаров, приуроченных к определенному периоду времени — это алкоголь. Согласно законодательству РФ об алкогольной продукции, граждане могут его купить только в период с 8:00 до 23:00. Соответственно продажа алкогольных напитков запрещена в период с 23:00 до 8:00. В дни, официально считающиеся праздничными в стране, запрещено продавать алкогольные напитки.
Законопроект о режиме работы гипермаркетов
Часто встречается, что гипермаркеты, супермаркеты или определенная сеть магазинов работают круглосуточно. В Государственной Думе представлены предложения о принятии закона о работе супермаркетов. Согласно этим предложениям существует вероятность, что работа гипермаркетов будет ограничена по времени в выходные дни. По новому закону о режиме работы торговых центров, магазины должны будут закрываться в 16:00, а в воскресенье вообще не должны будут работать, так как это официальный выходной день.
Но важно знать, что закон о режиме работы сетевых магазинов еще не принят и находится в разработке, в виде предложения законопроекта.
Федеральная антимонопольная служба и Министерство промышленности и торговли РФ высказались против принятия описанного закона. Сотрудники перечисленных организаций, считают, что время работы гипермаркетов не должно быть ограничено, так как ограничение работы — это крайняя мера административного контроля.
Увеличение количества сетей различных магазинов, гипермаркетов и супермаркетов — это нормальная в наши дни система, особенно потому что ФАС старается увеличить количество конкурентов и улучшить антимонопольную систему, и наработка гипермаркетов за счет круглосуточного режима не прекратится.
Чтобы улучшить работу магазинов, которые относятся к категории малого и среднего предпринимательства, согласно мнениям депутатов Гос. Думы необходимо:
- Для владельцев магазинов с малым и средним ИП осуществлять выдачу кредитов по более выгодным системам и льготам;
- Подготавливать специалистов, проводить тренинги и курсы;
- Использовать систему налоговых каникул.
Владельцам гипермаркетов в первую очередь важно, чтобы покупателям (потребителям) было удобно покупать у них продукцию. Так как граждане чаще всего осуществляют покупки в выходные дни, собственникам магазинов не выгодно сокращение режима работы.