Содержание
Федеральное законодательство о культуре, руководствуясь Конституцией РФ как основным законом страны, а также иными федеральными договорами и нормами международного права, провозглашает следующие базовые принципы:
- Основополагающую роль культуры в развитии и реализации личности, воспитании в человеке гуманности, а также сохранении самобытности народностей России;
- Тесную связь между процессами создания и сохранения культурных ценностей и прогрессом в социально-экономической, демократической сферах, консолидацией населения и укреплением государственного суверенитета;
- Нацеленность на межэтническое сотрудничество в области культуры и интегрирование российской культуры в мировую.
Что представляет собой закон?
Правовой базой в сфере сохранения и развития масскультуры, творчества и искусства в России является документ N 3612-1 под названием «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», утвержденный Верховным Судом РФ в октябре 1992 года.
Документ составлен из десяти разделов, включающих 62 статьи. В кратком выражении структура закона выглядит следующим образом:
- Общие положения: цели, задачи, терминология, профильное законодательство, область применения, суверенитет РФ в области культуры, равенство статуса культур различных народов России, их прав и обязанностей в данной сфере, обязательность включения культурных направлений в федеральные программы и планы;
- Неотъемлемые права и свободы человека на творчество, самобытность, приобщение к ценностям, эстетическое воспитание и художественное образование, создание различных творческих организаций и объединений, свобода вывоза собственных произведений за рубеж, ведение культурной деятельности в других странах и др.;
- Права и свободы народностей и этно-сообществ на сохранение и развитие национальной самобытности, культурно-национальную независимость; государственная защита культур малочисленных этносов, творческие и культурные организации российской диаспоры за рубежом, а также иностранные — у нас в РФ;
- Культурное наследие: достояние народов России, всероссийские библиотечные, архивные, музейные и другие фонды;
- Статус работника творческой сферы: государство и работники, государство и творческие организации;
- Обязанности государства: госпрограммы сохранения и развития культуры в РФ, обеспечение доступности культурной деятельности и ценностей для населения, предоставление свободы и самостоятельности субъектам культурной деятельности, создание предпосылок для реализации талантов, обеспечение приоритетных позиций для нац. культур РФ, ведение профильной статистики, независимая оценка качества условий оказания услуг, информационная открытость;
- Полномочия участников: федеральных и региональных органов гос. власти, а также органов местного самоуправления; ежегодный доклад государства о достижениях и состоянии российской культуры;
- Экономическое регулирование: создание и ликвидация творческих организаций, особенности управления, источники финансирования, доходы от деятельности, ценообразование, сотрудничество с организациями из других сфер деятельности, соцподдержка работников культуры;
- Международный культурный обмен: субъекты обмена, политика и приоритеты, сотрудничество с согражданами, проживающими за рубежом, российские культурно-исторические ценности за границей, зарубежные центры российской культуры;
- Ответственность за нарушение профильного законодательства.
Полезно также ознакомиться с последними изменениями Федерального закона №161. Подробнее здесь:
Первая статья закона гласит, что основными задачами профильного законодательства являются:
- Охрана и реализация конституционного права населения России на культурную деятельность;
- Обеспечение свободы деятельности объединений, этнических сообществ и народностей РФ в сфере творчества и искусств;
- Обозначение принципов планирования профильной федеральной политики, оказания гос. поддержки; принцип обеспечения невмешательства в творческую деятельность.
Положения закона охватывают следующие области:
- Памятники истории и культуры — их определение, изучение, защита, восстановление и использование;
- Жанры искусства, такие как: худ. литература, музыка, кинематограф и фотография, театральное и хореографическое искусство, архитектура, дизайн и др.;
- Народная культура во всех ее проявлениях: промыслы и ремесла, языки, диалекты, фольклор, традиции и обряды;
- Творческая самодеятельность;
- Коллекционирование и экспонирование;
- Издание книг и печатной продукции, их распространение, использование, архивное и библиотечное дело;
- Теле- и радиовещание в контексте создания и распространения культурных ценностей;
- Образование в сфере художественных искусств;
- Изучение культуры с точки зрения различных наук;
- Международные обмены (знаниями, произведениями и др);
- Создание материально-технической базы и иная деятельность, способствующая сохранению, созданию и популяризации культурных ценностей.
Читайте также ФЗ № 161 в последней редакции по ссылке:
Последние поправки
Закон о культуре в последней редакции датируется 5-м декабря 2017 года. Тогда, с выходом закона ФЗ-392 о внесении изменений в отдельные акты РФ по вопросам усовершенствования независимой оценки качества условий оказания услуг, поправку претерпели статьи 36.1 и 36.2.
Большая часть изменений в законе коснулась однотипных формулировок. Словосочетания, в которых присутствовало слово «качество», были дополнены после него словом «условий» (напр., качество условий оказания услуг).
Отдельные положения статей закона были изложены в новой редакции.
Часть 2 ст. 36.1 гласит, что независимая оценка качества условий оказания услуг проводится на основании следующих критериев:
- Открытость и доступность информации о проводимых мероприятиях;
- Комфортность;
- Доброжелательное и вежливое отношение работников организаций;
- Удовлетворенность аудитории качеством оказанных услуг;
- Доступность услуг для людей с физическими ограничениями.
Согласно части 6-ой статьи 36.1, общественные палаты РФ, субъектов России и муниципальных образований в случае обращения органа исполнительной власти, уполномоченного в области выработки и реализации гос. политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, в течение не более одного месяца должны сформировать общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры. В состав совета входят представители общественных организаций, уполномоченных в сфере защиты прав и интересов граждан, а также члены объединений инвалидов. Такая проверка может быть проведена в отношении государственных организаций, либо организаций, финансируемых из бюджета.
В части 7-ой той же статьи говорится, что упомянутый выше совет формируется на трехлетний срок не менее, чем из пяти человек. При назначении нового состава сменяется не менее 1/3 членов совета. Действует совет на общественных началах. Представители органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных творческих объединений, руководители и работники организаций, оказывающих услуги в культурной сфере, не могут входить в состав совета по независимой оценке. Однако они могут привлекаться в качестве консультантов. Информация о ходе и результатах деятельности совета должна публиковаться на официальном сайте органа, при котором он был создан.
Статья 36.1 была дополнена частями 17 и 18, которые гласят, что руководители государственных и муниципальных культурных учреждений, в соответствии с трудовым законодательством России, должны нести ответственность за неисполнение указаний по устранению недостатков, выявленных в результате проведения независимой оценки.
Сведения об эффективности работы руководителя, в том числе о результатах независимой оценки и о выполнении плана по устранению недостатков, вносятся в трудовой договор. Эти результаты учитываются также при оценке эффективности деятельности руководителей исполнительных органов, органов самоуправления и должностных лиц.
Скачать текст закона о культуре РФ
Статья 8 рассмотренного нами закона гласит, что творческая деятельность признается неотъемлемым правом всех россиян, вне зависимости от расового и этнического происхождения, пола, социального и финансового статуса, языковой принадлежности, взглядов на политику и религию, образования, профессии и других факторов.
Чтобы ознакомиться подробнее с порядком реализации такого права, а также нормативной базой в сфере сохранения и развития искусства и творчества, предлагаем скачать «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ от 09.10.1992 N 3612-1) в актуальной редакции.
Список федеральных законов о культуре
Рассмотренный в настоящей статье закон является базовым, но далеко не единственным в данной области. Творческую сферу прямо или косвенно регулируют десятки законов и подзаконных актов. Ниже приведены наименования и ссылки на скачивание основных таких документов.
- Конституция России, которая в статье 44 провозглашает свободу творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни общества, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям;
- Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», определяющих важнейшие направления политики государства в данной сфере. Позиционируется как базовый документ, который служит для написания и усовершенствования иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития России в указанном направлении;
- Распоряжение Правительства РФ N 326-р от 29 февраля 2016 г. об утверждении Стратегии государственной культурной политики (ГКП) на период до 2030 года. На основе этого документа разрабатываются соответствующие региональные стратегические планы.