Содержание
Первый радиоуправляемый квадрокоптер появился чуть более 10 лет назад. Сегодня эти устройства являются распространенными и относительно доступными гаджетами. Эти беспилотные аппараты используются в качестве игрушек, военных разведчиков и спортивных снарядов, платформы для фото- и видеосъемки.
Квадрокоптер — это беспилотный летательный аппарат с 4-мя пропеллерами. В обиходе также часто можно встретить понятия, используемые в качестве синонимов:
- Мультикоптер — общее название для беспилотных летательных аппаратов, у которых количество пропеллеров (несущих винтов) больше, чем 2;
- Коптер — беспилотник с любым количеством несущих винтов;
- Дрон — применяется для обозначения квадрокоптеров и других мультикоптеров, что является ошибкой, поскольку дроном называют беспилотники военного назначения, внешний вид которых существенно отличается.
Запрещены ли квадрокоптеры законом?
Сами по себе устройства, их покупка и использование на территории России законом не запрещены. Однако из-за участившихся в последние годы случаев посягательства на частную жизнь российских государственных чиновников, эпизодов несогласованной съемки секретных и военных объектов с использованием беспилотников, российское законодательство претерпело поправки. Закон о регистрировании коптеров рассмотрим ниже.
Более важным вопросом, чем раскрученная в СМИ тема о регистрации коптеров, является вопрос использования воздушного пространства.
Читайте также: ФЗ о частной детективной деятельности в РФ
Наиболее актуален он для Москвы, поскольку с 2009 года на территории города абсолютно все полеты на высоте от 0 до 8 тысяч метров запрещены. Нарушителям может грозить административный штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей. Совершать полеты над Москвой позволено только силовикам, МЧС, ФСБ (ФЗ о ФСБ по ссылке:) и ФСО. Как видно, эта норма закона — далеко не новая. Просто до поднятия темы регистрирования беспилотников, на квадрокоптеры ни власти, ни общество не обращали пристального внимания.
Необходимо понимать, что любая зона воздушного пространства обязательно кому-нибудь принадлежит: частникам, аэропортам, городской администрации, государственным структурам.
Согласно пункту 49 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, все полеты беспилотных летательных аппаратов, вне зависимости от габаритов и мощности, выполняются при наличии:
- Разрешения на использование воздушного пространства, полученного у его владельца;
- Разрешения от исполнительных органов власти (ФСБ или ФСО):
- При проведении фото- или видеосъемки;
- В любом случае — в городах федерального значения (Москва, С.Петербург, Севастополь) и на приграничных территориях (до 25 км).
При получении разрешений согласовывается каждая деталь: место или зона полета, промежуток времени для его проведения, цель и объекты фото- или видеосъемки и др. Процедура может занять до 2-х недель.
Внимание! Если по каким-то причинам полет в оговоренном месте в утвержденное время не состоялся, процедуру получения необходимых разрешений придется начинать с нуля.
Последние изменения, внесенные в закон о квадрокоптерах
Федеральный закон от N 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в части использования беспилотных воздушных судов» был принят 30 декабря 2015 года, вступив в законную силу спустя 3 месяца после официального опубликования. Любые дистанционно пилотируемые и беспилотные аппараты со взлетной массой свыше 250 грамм были приравнены к воздушным судам. Хотя более ранняя версия законопроекта предполагала регистрацию только БПЛА общим весом от 30 кг.
Вторая поправка в ст. 33 Воздушного кодекса была внесена Федеральным законом N 291-ФЗ 3 июля 2016 г., вступая в силу через год — с 5 июля 2017 года. Согласно изменениям, квадрокоптеры взлетной массой от 250 граммов должны быть поставлены на учет в упрощенном порядке. Дроны со взлетной массой свыше 30-ти килограммов подлежат регистрации в качестве полноценного воздушного судна.
Внесенная в текст Воздушного кодекса РФ поправка предполагает принятие Правительством России соответствующего нормативно-правового акта во исполнение норм закона до момента вступления положений о регистрации учета в силу. Однако ни к 5 июля 2017, ни на настоящий момент не выпущены подзаконные акты, не распределены обязанности в сфере регулирования, контроля и других процессов, не определен порядок регистрации квадрокоптеров. Документ по-прежнему находится на стадии разработки. В сентябре 2017 г. Минтранс сообщал, что приступят к учету дронов не раньше апреля 2018 года.
Как зарегистрировать дрон в РФ?
Предполагается, что для постановки квадрокоптера на учет владелец обязан будет предоставить все сведения об устройстве, свои личные данные и контактную информацию. Подать заявление можно будет в электронном виде, в отделениях Почты России и в Многофункциональных центрах. После владельцу отправят регистрационный номер, который надо наклеить или нарисовать на борту аппарата.
Судимых за терроризм, экстремизм и хулиганство, лиц, состоящих на учете в нарко- и психдиспансерах и тех, кто прежде уже был отстранен от управления, к регистрации не допустят.
Подготовленный Минтрансом проект постановления правительства о порядке учета гражданских беспилотных воздушных судов был раскритикован Министерством экономического развития и отраслевыми ассоциациями. Документ содержал чрезмерные административные ограничения:
- Регистрация дронов должна происходить в течение 10 дней с момента покупки либо ввоза его в РФ;
- Используется усиленная квалифицированная подпись (стоимость составляет от 3,5 тыс. руб. + обслуживание от 900 руб. ежегодно);
- Необходим учетный опознавательный знак для радиочастотной идентификации (технические требования в документе не разработаны).
В конечном итоге процедура постановки на учет, предложенная Минтрансом, оказалась сложнее процедуры регистрации любого транспортного средства в России.
На данный момент постановка на учет беспилотных летательных аппаратов не производится.
Согласно информации с сайта компании, которой Минтранс РФ передал полномочия касательно регистрации беспилотников, — ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» (дата публикации не указана), проект постановления разработан и вскоре будет направлен в Министерство юстиции и Правительство на рассмотрение и утверждение, а регистрация квадрокоптеров на территории РФ временно заморожена.
Скачать закон о квадрокоптерах в России
Регистрационная кампания с треском провалена и закон о дронах в России сегодня не работает. Соответственно, до начала регистрации ответственность за нарушение нормы закона владельцам беспилотников не грозит.
В России ежегодно производится около 3 тысяч коптеров для коммерческих целей, 30 тысяч авиамоделей для занятий спортом. Ввозится около 50–70 тысяч любительских квадрокоптеров. Если в постановлении правительства, которое рано или поздно будет утверждено, сохранятся вышеперечисленные положения, цены на них возрастут на 8-10%, а процедура постановки на учет станет сложнее регистрации любого транспортного средства.
Чтобы ознакомиться подробно с действующими положениями законодательства в части учета и использования гражданских беспилотных летательных аппаратов, предлагаем скачать Воздушный кодекс РФ в редакции от 31.12.2017.