Содержание
При возникновении споров и затруднения их решения в судебных инстанциях, стороны вправе прибегнуть к услугам независимого посредника, который изучает предмет конфликта и способствует установлению компромиссного решения. Деятельность данных посредников, именуемых медиаторами, регулируется законодательным актом № 193-ФЗ.
Общие положения
Федеральный закон № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” был принят Государственной Думой в третьем чтении 7 июля 2010 года и одобрен Советом Федерации 14 июля того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 27 июля 2010 года.
Законодательство о медиации состоит из 20 статей, определяющих следующие составные элементы:
- Ст. 1 устанавливает сферу действия закона;
- Ст. 2 содержит объяснение ключевой терминологии;
- Ст. 3 определяет основные принципы, согласно которым разворачивается процедура медиации;
- Ст. 4 устанавливает правила использования медиации при решении споров в судах и третейских судах;
- Ст. 5 предусматривает работу с конфиденциальной информацией;
- Ст. 6 определяет порядок предоставления сведений, являющихся предметом спора;
- Ст. 7 описывает основные условия, при которых применяется процедура медиации;
- Ст. 8 предусматривает правила составления соглашения о решении спора с помощью посредника;
- Ст. 9 устанавливает правила определения медиатора;
- Ст. 10 описывает особенности оплаты процедуры медиации;
- Ст. 11 предусматривает порядок осуществления процедуры посреднического решения спора;
- Ст. 12 определяет суть медиативного соглашения;
- Ст. 13 устанавливает сроки осуществления процедуры посредничества;
- Ст. 14 предусматривает условия прекращения медиации;
- Ст. 15 определяет требования к медиаторам;
- Ст. 16 устанавливает правила профессиональной деятельности медиаторов;
- Ст. 17 описывает меры ответственности посредников и организаций, которые выполняют роль посредников при решении конфликтных ситуаций;
- Ст. 18 определяет статус, полномочия и требования к организациям, выполняющим роль медиаторов;
- Ст. 19 устанавливает основные функции организаций, которые предоставляют услуги по медиации споров;
- Ст. 20 описывает порядок вступления законодательства в силу.
Настоящее законодательство предусматривает применения процедуры медиации только для решения споров, возникающих при гражданских правоотношениях, включая предпринимательскую и экономическую деятельность, а также при решении трудовых и семейных конфликтов. Данная операция осуществляется во время разрешения спорных ситуаций во время судопроизводства в гражданских и арбитражных судах. Если конфликт является коллективных или он затрагивает третьи лица, а также выходит за компетенции установленных судебных инстанций, запрещается использовать услуги посредников.
ФЗ о статусе судей с последними изменениями на 2018 год по ссылке:
Процедура медиации осуществляется на основе следующих принципов:
- добровольность;
- конфиденциальность;
- сотрудничество;
- равноправие;
- беспристрастность;
- независимость.
Нельзя прибегать к услугам медиатора, если одна из сторон не поддерживает данной инициативы.
Процедура медиации применяется при следующих условиях:
- Стороны должны добровольно составить письменное соглашение о привлечении медиатора для решения спорной ситуации и предоставить ссылку на материалы, являющиеся предметом конфликта;
- Процедурой можно воспользоваться до обращения в суд для решения спора или после, во время судебного разбирательства по рекомендации судьи;
- Договор о медиации не препятствует одновременному обращению в суд;
- Осуществление процедуры разбирательства при помощи посредника начинается с момента подписания соответствующего соглашения;
- Если одна из сторон не отвечает на инициативу о применении медиации в течении тридцати дней, данное предложение является отклонённым.
Договор о применении процедуры медиации должен оформляться в соответствии с требованиями ч.2 ст.8 настоящего законодательства.
Также читайте ФЗ 161 о национальной платежной системе в последней редакции.
Какие были внесены изменения?
Последние поправки в ФЗ-193 были внесены 27 июля 2013 года. В ходе указанной редакции был изменён пункт 1 части 4 статьи 18, предусматривающий включение саморегулируемой организации медиаторов в государственный реестр при условии, что в её штате находится более ста действующих профессиональных представителей, выполняющих медиаторную деятельность или при объединении двадцати организаций, предоставляющих услуги по решению споров при помощи медиации.
Комментарии к 193 ФЗ
Комментарии к законодательству о медиации позволяют разобраться в неоднозначных положениях и спорных утверждениях. Разработанные опытными юристами объяснения как ко всему закону, так и к каждой отдельной статье разъясняют суть законодательного документа, а также исключают возможность двоякого понимания и толкования требований закона.
ФЗ-193 был принят с целью разгрузки судебных инстанций посредством создания дополнительного правового инструмента, который позволяет разрешать судебные споры наряду с существовавшими на момент его создания третейскими судами и прямых переговоров конфликтующих сторон. Данный альтернативный способ урегулирования споров с помощью независимого посредника, медиатора, направлен на содействие развитию партнёрских отношений и установлению деловой этики, а также согласования социальных связей.
Скачать действующую редакцию закона о медиации
Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 193-ФЗ от 27.07.2010 “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” рекомендуется скачать текст законодательства, содержащим последние изменения, по ссылке ниже.