Закон о медиации с последними изменениями

Бесплатная консультация юриста по телефону:

При возникновении споров и затруднения их решения в судебных инстанциях, стороны вправе прибегнуть к услугам независимого посредника, который изучает предмет конфликта и способствует установлению компромиссного решения. Деятельность данных посредников, именуемых медиаторами, регулируется законодательным актом № 193-ФЗ.

Общие положения

Федеральный закон № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” был принят Государственной Думой в третьем чтении 7 июля 2010 года и одобрен Советом Федерации 14 июля того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 27 июля 2010 года.

Законодательство о медиации состоит из 20 статей, определяющих следующие составные элементы:

  • Ст. 1 устанавливает сферу действия закона;
  • Ст. 2 содержит объяснение ключевой терминологии;
  • Ст. 3 определяет основные принципы, согласно которым разворачивается процедура медиации;
  • Ст. 4 устанавливает правила использования медиации при решении споров в судах и третейских судах;
  • Ст. 5 предусматривает работу с конфиденциальной информацией;
  • Ст. 6 определяет порядок предоставления сведений, являющихся предметом спора;
  • Ст. 7 описывает основные условия, при которых применяется процедура медиации;
  • Ст. 8 предусматривает правила составления соглашения о решении спора с помощью посредника;
  • Ст. 9 устанавливает правила определения медиатора;
  • Ст. 10 описывает особенности оплаты процедуры медиации;
  • Ст. 11 предусматривает порядок осуществления процедуры посреднического решения спора;
  • Ст. 12 определяет суть медиативного соглашения;
  • Ст. 13 устанавливает сроки осуществления процедуры посредничества;
  • Ст. 14 предусматривает условия прекращения медиации;
  • Ст. 15 определяет требования к медиаторам;
  • Ст. 16 устанавливает правила профессиональной деятельности медиаторов;
  • Ст. 17 описывает меры ответственности посредников и организаций, которые выполняют роль посредников при решении конфликтных ситуаций;
  • Ст. 18 определяет статус, полномочия и требования к организациям, выполняющим роль медиаторов;
  • Ст. 19 устанавливает основные функции организаций, которые предоставляют услуги по медиации споров;
  • Ст. 20 описывает порядок вступления законодательства в силу.

Настоящее законодательство предусматривает применения процедуры медиации только для решения споров, возникающих при гражданских правоотношениях, включая предпринимательскую и экономическую деятельность, а также при решении трудовых и семейных конфликтов. Данная операция осуществляется во время разрешения спорных ситуаций во время судопроизводства в гражданских и арбитражных судах. Если конфликт является коллективных или он затрагивает третьи лица, а также выходит за компетенции установленных судебных инстанций, запрещается использовать услуги посредников.

ФЗ о статусе судей с последними изменениями на 2018 год по ссылке:

Процедура медиации осуществляется на основе следующих принципов:

  • добровольность;
  • конфиденциальность;
  • сотрудничество;
  • равноправие;
  • беспристрастность;
  • независимость.

Нельзя прибегать к услугам медиатора, если одна из сторон не поддерживает данной инициативы.

Процедура медиации применяется при следующих условиях:

  • Стороны должны добровольно составить письменное соглашение о привлечении медиатора для решения спорной ситуации и предоставить ссылку на материалы, являющиеся предметом конфликта;
  • Процедурой можно воспользоваться до обращения в суд для решения спора или после, во время судебного разбирательства по рекомендации судьи;
  • Договор о медиации не препятствует одновременному обращению в суд;
  • Осуществление процедуры разбирательства при помощи посредника начинается с момента подписания соответствующего соглашения;
  • Если одна из сторон не отвечает на инициативу о применении медиации в течении тридцати дней, данное предложение является отклонённым.

Договор о применении процедуры медиации должен оформляться в соответствии с требованиями ч.2 ст.8 настоящего законодательства.

Также читайте ФЗ 161 о национальной платежной системе в последней редакции.

Какие были внесены изменения?

Последние поправки в ФЗ-193 были внесены 27 июля 2013 года. В ходе указанной редакции был изменён пункт 1 части 4 статьи 18, предусматривающий включение саморегулируемой организации медиаторов в государственный реестр при условии, что в её штате находится более ста действующих профессиональных представителей, выполняющих медиаторную деятельность или при объединении двадцати организаций, предоставляющих услуги по решению споров при помощи медиации.

Комментарии к 193 ФЗ

Комментарии к законодательству о медиации позволяют разобраться в неоднозначных положениях и спорных утверждениях. Разработанные опытными юристами объяснения как ко всему закону, так и к каждой отдельной статье разъясняют суть законодательного документа, а также исключают возможность двоякого понимания и толкования требований закона.

ФЗ-193 был принят с целью разгрузки судебных инстанций посредством создания дополнительного правового инструмента, который позволяет разрешать судебные споры наряду с существовавшими на момент его создания третейскими судами и прямых переговоров конфликтующих сторон. Данный альтернативный способ урегулирования споров с помощью независимого посредника, медиатора, направлен на содействие развитию партнёрских отношений и установлению деловой этики, а также согласования социальных связей.

Скачать действующую редакцию закона о медиации

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 193-ФЗ от 27.07.2010 “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” рекомендуется скачать текст законодательства, содержащим последние изменения, по ссылке ниже.

Скачать ФЗ-193

Бесплатная консультация юриста по телефону: