Закон о науке и государственной научно-технической политике

Научная деятельность в Российской Федерации регулируется сразу несколькими документами. Один из основных – ФЗ № 127 «О науке и государственной научно-технической политике», успешно действующий на протяжении более двадцати лет.

Общие сведения

ФЗ о научной деятельности поступил на рассмотрение членам Государственной Думы в 1996 году. 12 июля народные избранники приняли проект. 7 августа его одобрили члены Совфеда. «Свежая» редакция закона появилась в 2016-м (23 мая). Она получила законодательную силу 1 июля 2017 года. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» состоит из пяти глав и восемнадцати статей.

Структура документа включает описание взаимосвязей между работниками научной сферы, представителями властей и лицами, которые являются пользователями результатов научных исследований и полученных в их результате продуктов и услуг.

Также читайте о последних изменениях в Федеральном законе №102 здесь:

Юридический акт номер 127 предполагает полномочия сотрудников сферы науки в поиске и определении тем для осуществления научных изысканий, включая:

  1. Свободу выбора в вопросах предмета и методов опытных работ и исследований;
  2. Право на защиту от недобросовестной конкуренции;
  3. Осознание возможных рисков в процессе проведения работ;
  4. Право на получение необходимых данных, кроме тех, которые не подлежат разглашению в соответствии с законодательством РФ.

Закон № 127 определяет, что научным деятелем следует называть лицо, имеющее научную степень уровня кандидата, доктора, доцента или профессора. Присуждение данного звания проходит в соответствии с итогами соответствующей аттестации. В перечень законных привилегий научных работников входят следующие аспекты:

  • Закрепление авторских прав на созданные труды и исследования;
  • Прерогатива на компенсацию за результаты своей деятельности;
  • Право на процент от выработки по итогу реализованного конечного продукта научного исследования;
  • Возможность осуществлять совмещенную научно-предпринимательскую деятельность;
  • Привилегия по получению государственных дотаций на научную работу;
  • Право становиться участником научных симпозиумов, семинаров, тендеров, конкурсов и пр.;
  • Возможность получения дополнительного образования.

Поводом для присуждения научной степени является наличие высшего образования и диссертации за авторством соискателя. Получить данное звание могут лица, имеющие степень магистра или аспиранта. Вердикт о ее присвоении выносит комиссия по аттестации, которая также оценивает представленную работу. Свидетельство о наличии научной степени должно быть юридически заверено, если соискатель планирует работать за рубежом. Данное правило также распространяется на иностранных поданных. В ст. 6 актуального закона упоминается, что процесс подтверждения документа проводится после того, как соискатель оформит заявление в письменном виде.

Для получения грантов, финансовых дотаций, а также заслуженного внимания со стороны государства и содействия от иностранных коллег, научные организации представляют заявления для признания области или проекта, над которым они трудятся, социально значимыми.

Государство поощряет развитие научной отрасли и рост числа разработок и проектов. Для этой цели идет регулярное формирование фондов поддержки. Их руководство поручается как физическим, так и юридическим лицам, если те выказывают обоснованный интерес в развитии науки. Порядок функционирования фондов включает:

  • Определение векторов в плане исследований в научно-технической сфере;
  • Детерминация программ и академических проектов;
  • Проведение анализа;
  • Выделение финансовых средств;
  • Надзор;
  • Совместная работа с зарубежными фондами поддержки.

Последние изменения, внесенные в 127 ФЗ

Изменения в ФЗ о научной деятельности произошли в мае 2016 года (23.05). Поправки, появившиеся в тексте, носят умеренный характер. Корректировке подверглась статья четвертая закона, содержание которой указывает регламент по частичному делегированию полномочий университетским организациям. Суть данных полномочий состоит в регулировании процесса защиты академических работ.

Другие поправки в законе:

  • П. 2 ст. 7 – описывается спектр полномочий органов власти и государственных научных академий в процессе определения вектора развития, а также координации научной деятельности;
  • Абзац 3 п. 2 ст. 11 – утверждается прерогатива общей гласности на этапе выбора проектов и программ научного развития и исследований, реализуемых в рамках конкурсов;
  • Абзац 7 п. 2 ст. 11 – фраза о «концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки» дополнена словом «технологий»;
  • Абзац 3 п. 1 ст. 12 – оформляет понятие о выборе основного курса по эволюции научного процесса и технологий в России;
  • Абзац 15 п. 1 ст. 12 – приводится информация о полномочиях правительства РФ по надзору в сфере науки и техники;
  • Абзац 1 п. 1 ст. 13 – указываются данные о процессе определения политики государства в научно-технической отрасли, включая прогноз, выбор вектора развития, рекомендаций по воплощению научных проектов в жизнь при содействии общественного обсуждения, а также на конкурсной и аналитической основе;
  • Абзац 2 п. 2 ст. 14 – дополнен словом «технологий».

Скачать закон о науке и научно-технической политике РФ

Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» будет полезен для ознакомления не только гражданам, которые уже состоялись профессионально в сфере научной деятельности, но и тем, кто только начинает свою карьеру на этом пути. Советуем изучить полную версию ФЗ номер 127 здесь.

Похожее
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.