Закон о почтовой связи в последней редакции

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Почтовая система является немаловажной составляющей государственной инфраструктуры, обеспечивающей пересылку писем, посылок, денежных знаков, а также другие услуги коммуникации как между гражданами, так и между государственными органами. Деятельность почты регламентируется соответствующим законодательным актом под номером 176-ФЗ.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон № 176-ФЗ “О почтовой связи” был принят Государственной Думой в третьем чтении 24 июня 1999 года и одобрен Советом Федерации 2 июля того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 17 июля 1999 года.

ФЗ-176 предназначен для обеспечения конституционного права граждан на свободное получение, передачу и распространение информации, конфиденциальность переписок, а также почтовой, телеграфной и другой системы сообщения. Настоящий закон определяет правовые гарантии для эффективной и надёжной работы связи, которая призвана укреплять и развивать взаимодействие экономических, социальных и политических отношений на территории Российской Федерации, а также удовлетворять потребность населения в коммуникации посредством услуг почтовой связи.

Законодательство состоит из 43 статей и 7 глав следующего содержания:

  • Глава 1 содержит общие положения закона, обозначает сферу его действия, основные принципы, а также полномочия государственных органов в почтовой сфере;
  • Глава 2 описывает перечень услуг почтовой связи, права пользователей, и гарантии качества, доступности, безопасности и конфиденциальности предоставляемых услуг;
  • Глава 3 устанавливает предпосылки для развития экономических отношений в области почтовой связи;
  • Глава 4 предусматривает особенности обеспечения деятельности почтовых организаций;
  • Глава 5 определяет меры ответственности за нарушение требований настоящего законодательства и других нормативных почтовых документов и инструкций;
  • Глава 6 предусматривает такие нюансы деятельности, как использование языков, учётно-отчётное время и международное сотрудничество;
  • Глава 7 содержит заключительные положения, описывающие поправки других законодательств и порядок вступления настоящего закона в силу.

Читайте также о Федеральном законе 126 О связи в последней редакции. Ссылка здесь:

Почтовая деятельность разворачивается на основе следующих принципов:

  • правомерность;
  • доступность услуг для всех граждан как ресурса для получения и обмена информацией;
  • соблюдение пользовательских прав;
  • свобода почтовых транзакций;
  • равенство всех пользователей;
  • конфиденциальность;
  • устойчивая работа связи;
  • единые правила, стандарты и нормы в сфере почтовых услуг.

Предметами регулирования настоящего законодательства является предоставление правовых, организационных, экономических и финансовых предпосылок для развития соответствующих видов деятельности и регламентирование связанных с ними отношений. Законом определяются права и обязанности государственных органов власти и других участников корреспондентской деятельности, а также регулируются взаимоотношения между почтовыми организациями, операторами и пользователями.

Последние изменения в ФЗ №103 по ссылке:

Последние изменения, внесенные в закон о почтовой связи

Последние поправки в ФЗ-176 были внесены 6 июля 2016 года. В ходе редакции были произведены следующие изменения:

  • Статья 17, устанавливающая полномочия операторов почтовой связи, была дополнена новым абзацем следующего содержания:
    • Операторы в силу дозволенных возможностей должны предотвращать пересылку предметов и веществ, перечисленных в статье 22. Для этого можно использовать рентгенотелевизионную и радиотелескопическую аппаратуру, различного вида металлодетекторы, газоаналитические и химические установки, и другие приспособления, позволяющие обнаружить оружие, взрывчатку и другие запрещённые предметы.
  • Статья 22, предусматривающая перечень объектов, которые нельзя пересылать посредством почтовых услуг, была дополнена в части 1 пункте “а”. Таким образом, кроме огнестрельного оружия, запрещено отправлять его основные части, взрывчатые вещества и устройства, которые могут угрожать жизни и здоровью людей.

Статья 22 перечисляет предметы, отправка которых запрещена законодательством. Она состоит из следующих положений:

  • Запрещено в почтовых отправлениях пересылать следующие вещи:
    • оружие (огнестрельное, сигнальное, пневматическое, газовое) и боеприпасы к нему;
    • холодное оружие, включая метательное, а также основные части к оружию и другие взрывные приспособления, которые являются опасными для людей;
    • наркотики и опасные вещества из категорий психотропных, радиоактивных, взрывчатых, едких, ядовитых и легковоспламеняющихся;
    • животные и растения, которые являются ядовитыми или представляют другую угрозу здоровью человека;
    • государственную и иностранную валюту;
    • продукты, которые быстро портятся;
    • объекты и вещества, которые могут представлять опасность для сотрудников почтового отделения, портить и загрязнять другие отправки или оборудование;
  • Почтовые отправления, которые являются запрещёнными и представляют опасность, могут быть остановлены соответствующими федеральными организациями, проверены и уничтожены установленными способами;
  • Правила изъятия опасных посылок и их уничтожения устанавливается правительством Российской Федерации;
  • Перечень запрещённых предметов для международных пересылок, а также порядок их изъятия и ликвидации устанавливается законодательством Таможенного союза ЕврАзЭС и международным договором Российской Федерации;
  • Почтовая отправка информации, составляющей государственную тайну, а также драгоценностей и валюты, осуществляется специальным федеральным органом связи.

Статья 34 описывает следующие ответственности операторов почтовой связи:

  • Если оператор исполняет свои обязанности несоответствующим образом или игнорирует их, он отвечает за свои действия перед пользователями. Ответственность наступает, если отправления были утрачены, повреждены, не доставлены в срок или в неполном количестве;
  • Если пользователь понёс убытки во время почтовой отправки по вине оператора, последний должен возместить их в соответствующем размере;
  • Если нарушаются сроки доставки, выплачивается неустойка в размере трёх процентов от стоимости доставки за каждый день опоздания, но не более полной суммы за услугу.
  • Если посылка была утеряна, повреждена или опоздала по причине экстремальных ситуаций и непреодолимых обстоятельств, оператор не несёт за неё ответственности;
  • При международных почтовых отправлениях, проблемы утраты и повреждения регламентируются международным договором Российской Федерации;
  • Ответственность за несоблюдение порядка доставки судебных извещений устанавливается Кодексом РФ об административных нарушениях.

Статья 37 устанавливает следующий порядок предъявления претензий пользователем услуг оператору почтовой связи, если тот не исполняет свои обязанности должным образом:

  • Претензии о повреждении, утрате и задержке отправления направляются в течение шести месяцев с момента начала операции;
  • Претензии оформляются в письменном виде, согласно требованиям, установленным соответствующим приказом Минкомсвязи России;
  • Ответы на претензии даются в письменном виде и осуществляются в следующие сроки:
    • в течение 5 дней на вопросы о почтовых отправлениях в пределах одного населённого пункта;
    • в течение 13 дней на остальные виды отправлений.

Если оператор отказывается удовлетворить претензию полностью или частично или не отвечает на неё в установленный срок, пользователь имеет право обратиться с соответствующим иском в суд.

Скачать 176 ФЗ в последней редакции

Для подробного изучения положений Федерального закона № 176-ФЗ от 17.07.1999 “О почтовой связи” рекомендуется скачать документ с последними изменениями по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону: