3085-1 закон о потребительской кооперации

В настоящей статье речь пойдет о такой экономической модели бизнеса, как потребительская кооперация. Потребительское общество по сути своей является объединением граждан, которые приняли решение вести хозяйственную деятельность совместно. Все производственные цепочки максимально освобождены от налогов. Продукция на выходе имеет меньшую себестоимость, из чего вытекает возможность увеличения товарооборота. В коммерческом же варианте реализации услуг и товаров на каждом этапе предусматривается налогообложение (на добавленную стоимость, на прибыль и др.) — даже в холдингах и группах компаний.

Закон, который мы рассмотрим, защищает пайщиков от притязаний кредиторов, приставов, поскольку на паевые взносы не может быть обращено взыскание. Имущество каждого участника защищено законодательством от рэкета, недобросовестных конкурентов или партнеров.

Описание закона № 3085-1

Закон РФ N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» был принят 19 июня 1992 года.

Преамбула гласит, что нормы настоящего закона направлены на определение правовых, экономических и социальных основ образования и работы потреб. обществ и их объединений, которые в общей своей массе представляют потребительскую кооперацию в России.

Закон представлен 9-ю главами, поделенными на 40 статей.

Рассмотрим структуру нормативного акта тезисно:

  • Общие положения: терминология, государство и система потребительской кооперации, главные принципы образования и работы обществ, правомочия, особенности трудовых взаимоотношений в их рамках;
  • Образование потреб. общества: порядок процедуры, гос. регистрация, устав;
  • Членство: принятие пайщиков в состав сообщества, их права и обязанности, завершение членства и возврат внесенных средств вышедшему или исключенному пайщику;
  • Управление: структура руководящих органов, функции общего собрания пайщиков и собрания уполномоченных потреб. общества, собрание пайщиков кооперативного участка, совет правления, функции контрольной комиссии и ответственность ее представителей;
  • Имущество: источники формирования имущества потребительского общества, величина вступительного взноса и пая, фонды, доходы и их распределение, имущественная ответственность организации и пайщиков;
  • Основы деятельности: бухучет и финансовая отчетность, правила документооборота;
  • Порядок реструктуризации и ликвидирование организации;
  • Союзы: принципы и правила создания, работы и вступления в союзы, учредительная документация, имущество, выход из союза, реструктуризация и ликвидирование объединения, структура руководящих и контрольных органов, функции общего собрания, совет правления, контрольная комиссия, функции союзов в рамках защиты интересов обществ и прав дольщиков.

К числу основных задач потребительской кооперации относятся:

  • Образование и развитие торговых организаций в целях обеспечения участников сообщества продукцией;
  • Покупка у физических и юр. лиц сельхоз продукции и сырья, товаров частных подсобных и промысловых хозяйств, закупка плодов, ягод, грибов и лекарственных растений, растущих в дикой природе, с дальнейшей их обработкой и реализацией;
  • Изготовление непродовольственных товаров и производство пищевых продуктов с дальнейшей их продажей через розничные магазины;
  • Предоставление членам сообщества услуг бытового и производственного характера;
  • Популяризация идей и принципов кооперации, вытекающих из международной практики, ознакомление с ними каждого пайщика всех обществ, в т.ч. посредством СМИ.

Рассматриваемый нами закон является гарантией оказания государством поддержки каждому такому кооперативу, их объединению и отдельным гражданам и компаниям, продвигающим принципы и идеи кооперации, а также реализующим их на практике в размере, зависящем от общественной значимости каждой отдельной организации.

Помимо настоящего закона, вопросы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов регулируются также иными нормативно-правовыми актами российского законодательства, в их числе — Гражданский кодекс РФ (в частности, ст. 123.2).

В статье 2 во избежание путаницы дано разъяснение о том, что положения закона не касаются потребительских кооперативов, действующих на основании ФЗ о сельскохозяйственной кооперации и имеющих узкую специализацию, к примеру, гаражные, жилищные, строительные и др. Для таких кооперативов использование формулировки «потребительское общество» (либо их союз) в наименовании организации законодательством запрещено!

Последние изменения

Актуальная редакция закона датируется июлем 2013 года. Изменения, внесенные тогда федеральным законом N 185-ФЗ, коснулись отдельных формулировок в статьях 11-ой, 21-ой и 33-ей закона о потребительской кооперации.

  • В п. 1 ст. 11 о правах членов потребительского общества были изменены:
    • Абзац 8. Пайщики вправе быть принятыми вне очереди на работу в потребительское общество согласно с их квалификацией (вместо «образованием, профессиональной подготовкой») и учетом потребности в кадрах;
    • Абзац 9. Пайщики вправе получать направления на обучение в образовательные организации (вместо «на учебу в образовательные учреждения») потребительской кооперации.
  • В пункте 4 статьи 21 и пункте 3 статьи 33 слово «учреждения» также было заменено на организации (образовательные и иные).

Скачать закон о потребительской кооперации в последней редакции

В настоящей статье нами был рассмотрен закон, регулирующий аспекты деятельности организаций-участников системы потребительской кооперации в России. Законодательством для таких организаций предусмотрен ряд льгот в различных сферах помимо налоговой. Исключены отдельные виды дорогостоящих лицензий. В такой структуре удобно объединять различные виды и формы предпринимательства, в частности, кооперативные участки, которые не являются юридическими лицами. Процедура регистрации общества не сложнее, чем для обычного ИП — производится в налоговой инспекции в качестве некоммерческой организации.

Кроме преимуществ данной модели в плане непосредственно производства, существуют плюсы для отдельных ее участников. Возможно создание внутренних фондов, в т.ч. страховых и пенсионных. Организация может кредитовать своих пайщиков, минуя высокие проценты коммерческих банков. Отличительной особенностью системы кооперации является нацеленность не на прибыль компании, а на выгоду каждого отдельного пайщика. В отличие от стандартного инвестиционного бизнеса, существующего по принципу «чем больше вложил, тем больше получишь», в рамках системы кооперации права и возможности пайщиков максимально уравнены.

Чтобы ознакомиться с нормами законодательства, регулирующими аспекты деятельности рассмотренной нами модели, предлагаем скачать Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 02.07.2013) «О потребительской кооперации (обществах, их союзах) в РФ».

Похожее
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 577-01-78 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 467-38-97 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (10 оценок, среднее: 3,90 из 5)
Загрузка...
ПОДЕЛИТЬСЯ