38 ФЗ о рекламе: содержание, последняя редакция

Силу и влияние рекламы на экономическую жизнь, социальную обстановку, тенденции в торговле и производстве и бесконечное множество других сфер едва ли можно переоценить. Прописная истина, которая гласит, что реклама является двигателем торговли, никогда не потеряет своей актуальности. Меняются методы ее продвижения и производства, но не снижается ее «влиятельность».

Общие сведения

Федеральный закон N 38-ФЗ «О рекламе» был принят Государственной Думой РФ в феврале 2006 года и одобрен Советом Федерации в марте 2006 года.

Структурно закон представлен шестью главами, содержащими 40 статей. Рассмотрим краткое содержание закона, отметив основные аспекты:

Общие положения:

  • Цели, сфера применения закона, используемые понятия,
  • Законодательство РФ, регулирующее данную сферу;
  • Общие требования;
  • Защита несовершеннолетних от рекламы и товары, запрещенные к рекламированию;
  • Реклама товаров, реализующихся дистанционно;
  • …мероприятий, стимулирующих спрос, таких как: игры, розыгрыши, конкурсы;
  • Соцреклама;
  • Срок действия рекламы, являющейся публичной офертой;
  • Длительность хранения рекламных материалов;
  • Предоставление сведений о товаре лицу, распространяющему рекламу.

Вам будет интересно: ФЗ о СМИ в новой редакции 2018 года. Подробности здесь:

Особенности отдельных вариантов продвижения рекламы:

  • На телевидении, радио;
  • В печати: газетах, журналах и пр.;
  • Продвигаемая при кино-и видеообслуживании;
  • По сетям электросвязи;
  • Рекламные конструкции, вывески, реклама на транспорте.

Рекламирование отдельной продукции: 

  • Алкогольных напитков;
  • Медицинских изделий и услуг, лекарственных средств, различных методов лечения, в том числе народных;
  • БАД-ов, пищевых добавок и детского питания;
  • Военной продукции и вооружения;
  • Игр, пари, подразумевающих риск;
  • Финансовых услуг и деятельности в целом, а также ценных бумаг;
  • Рекламирование таких услуг, как помощь в оформлении ренты, пожизненного иждивения или деятельность посредников при проведении процедуры медиации.

Саморегулирование в данной области: СРО и их права.

Надзор государства за рекламной деятельностью:

  • Полномочия антимонопольной службы, обязанность по соблюдению конфиденциальности;
  • Предоставление сведений в антимонопольные органы;
  • Проверки и их организация;
  • Решения и предписания антимонопольной службы по нарушениям в сфере рекламы и их оспаривание;
  • Ответственность за нарушения.

Из краткого содержания закона ясно, что предметом регулирования настоящего закона являются отношения, возникающие в результате рекламной деятельности между рекламодателем, лицом, эту рекламу распространяющим, государством как стороной, осуществляющей надзор, и аудиторией (косвенно).

Ввиду актуальности закона 38-ФЗ, с момента его появления в 2006 году и до настоящего времени он претерпел огромное множество поправок (более 50 изменяющих документов). Только за 2017 год изменения в закон вносились трижды: в марте (ФЗ-44 «О внесении изменений..») и июле (ФЗ-216 и ФЗ-218). Рассмотрим подробнее.

Какие были внесены изменения?

Рассмотрим поправки, внесенные в уходящем 2017 году каждым из трех изменяющих документов.

1. ФЗ-44 от 28.03.2017 «О внесении изменений..», выход которого был связан с формированием механизмов увеличения доходов субъектов детского-юношеского и профессионального спорта, повлек за собой следующие поправки:

Пункт 1 части 2 статьи 27 ФЗ-38 был дополнен. Так, реклама основана на риске игр и пари допускается только на телевидении и радио с 22 до 7 часов по местному времени, кроме случая, прописанного частью 2.1 статьи (см. ниже).

Статья 27 ФЗ-38 была дополнена пунктами 2.1 и 2.2.

Часть 2.1 статьи 27 гласит о том, что рекламирование основанных на риске игр и пари, проводимых букмекерскими конторами, а также различного рода символики (фирменных наименований, торговых марок) разрешено в рамках трансляции или записи спортивных соревнований (матчей, гонок и др.). При этом продолжительность такой рекламы не может превышать 20% от общей допустимой длительности рекламных объявлений во время спортивных трансляций (регулируется согласно ч. 3 и 9 ст. 14 и ч. 2 и 8 ст. 15 закона).

В свою очередь для телевидения максимальная общая продолжительность любого рода рекламы составляет 15% от времени вещания в час, а для радио — 20% от времени вещания в течение суток.

Часть 2.2 статьи 27 предписывает возможность публикации услуг букмекерских организаций в профильных печатных изданиях и в интернете — на любительских спортивных сайтах, а также на официальных порталах спортивных федераций и лиг России. Кроме того, отныне закреплена законная возможность использования в качестве рекламной площадки спортивных сооружений и формы спортсменов.

Взаимодействие спортивных организаций и букмекерских контор должно принести финансовые плоды в первую очередь в виде дополнительного дохода субъектов профессионального и детско-юношеского спорта. Кроме того, расширение возможностей в части рекламы самих букмекерских организаций делает оказываемые ими услуги более доступными и понятными для обывателя.

2. ФЗ-216 от 29.07.2017 также внес в закон ФЗ-38 о рекламе некоторые поправки. Так, статья 40 закона ФЗ-38 была дополнена частью 4.1, являющейся по сути своей ссылкой, поскольку отныне правила размещения рекламы на территории инновационных учреждений в России определяет ФЗ N 216 «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

3. Еще один изменяющий документ — ФЗ-218, вышедший в тот же день (29. 07.2017), внес коррективы в рассматриваемый нами закон: была изменена часть 8 статьи 28 о рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности. Изменения были связаны со сферой строительства, а точнее с долевым строительством многоквартирных и иных зданий. В статье прописывается положение о недопустимости привлечения средств «долевиков» до тех пор, пока не будут получены необходимые документы: разрешение на строительство, гос. регистрация права собственности или аренды (субаренды) земельного участка, на котором ведется строительство, подтверждение соответствия как самого застройщика, так и проектной документации установленным законом требованиям. Изменение закона состояло в ремарке, согласно которой сбор этих документов необходим только в случаях, предусмотренных законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Рассмотрим также отдельные статьи закона ФЗ-38 — ст. 3 закона о рекламе и ст. 38, которых в уходящем году изменения не коснулись.

Статья 3 ФЗ-38 обозначает основные понятия, используемые в тексте закона, такие как: реклама, объект рекламирования, товар, ненадлежащая реклама, рекламодатель (изготовитель, продавец товара), рекламопроизводитель (рекламное агенство, например), рекламораспространитель (телевизионный канал, радиостанция, печатное издание и т.д.), потребитель (слушатель, зритель), спонсор, спонсорская, социальная реклама, антимонопольный орган.

Статья 38 ФЗ-38 прописывает такой аспект рекламной деятельности, как ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламной деятельности. Ответственность физлиц и юрлиц определяется в соответствии с гражданской нормативно-правовой базой, ответственность рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей — в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.

Лица, чьи интересы были нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, могут обратиться в суд за компенсацией (морального ущерба, упущенной выгоды, возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу), а также для публичного ее опровержения. Антимонопольная служба также уполномочена в случае необходимости принудить через суд к опровержению за счет рекламодателя недостоверной рекламы.

Если за нарушение одной из вышеперечисленных сторон был выписан штраф, его сумма распределяется следующим образом: 40 процентов поступает в бюджет России и 60% — субъекта РФ. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязательства по прекращению нарушения, то есть по прекращению публикации или распространения рекламы, признанной недостоверной.

Текст 38 ФЗ с последними изменениями

Закон о рекламе — настольная библия рекламных компаний, пиар-агенств и других организаций, деятельность которых заключается в продвижении различного рода товаров и услуг. Однако закон затрагивает множество сфер, относящихся к рекламе с первого взгляда весьма косвенно.

Для ознакомления с положениями закона, предлагаем скачать Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) с нашего сайта.

Похожее
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.