Содержание
Сельскохозяйственная деятельность является одной из важнейших составляющих экономического развития любого государства. В Российской Федерации в целях поддержания данной сферы законом предусматривается возможность объединения фермеров в кооперативы, для улучшения производства и переработки, а также повышения производительности.
Общие положения 193 ФЗ
Федеральный закон № 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 15 ноября 1995 года и одобрен Советом Федерации 28 ноября того же года. Законодательный акт был подписан президентом Российской Федерации и вступил в силу 8 декабря 1995 года. Также в это врем/ вносились изменения в ФЗ 326. Подробности здесь:
ФЗ-193 направлен на регламентирование отношений, возникающих при создании сельскохозяйственных кооперативов и ассоциаций, а также при осуществлении их деятельности. Настоящее законодательство обуславливает правовую и экономическую основу, позволяющую всем заинтересованным лицам организовывать аграрные объединения и пользоваться поддержкой государства при реализации своих функций.
Закон о сельхозкооперациях состоит из 48 статей и 9 глав следующего содержания:
- Глава 1 определяет виды сельскохозяйственных кооперативов, их права и полномочия;
- Глава 2 предусматривает порядок создания и регистрации сельхозобъединений;
- Глава 3 описывает особенности составления уставов коопераций;
- Глава 4 устанавливает особенности членства в сельхозкооперативе;
- Глава 5 определяет особенности управления объединением;
- Глава 6 предусматривает порядок формирования имущества объединения и особенности его использования и распределения между членами;
- Глава 7 устанавливает основные виды деятельности и производства сельскохозяйственных кооперативов;
- Глава 8 описывает особенности реорганизации и ликвидации сельхозобъединений;
- Глава 9 заключает в себе переходные положения и порядок вступления закона в силу.
Согласно положениям статьи 3 ФЗ-193, создание и деятельность сельхозкооператива основывается на следующих принципах:
- добровольное членство;
- взаимопомощь и финансовая прибыль для всех участников ассоциации, осуществляющих производство или другую деятельность;
- распределение прибыли и убытков между всеми членами объединения в соответствии со степенью их вклада в деятельность кооператива;
- лица, не являющиеся членами сельхозкооперации ограничиваются в своей работе;
- демократическая система принятия решений и управлением объединением;
- информация о работе кооператива доступна для всех его членов.
Кооператив, согласно настоящему Федеральному закону, является юридическим лицом и обладает следующими правомочиями:
- создание представительств и филиалов;
- осуществление предусмотренной законом деятельности, а также других работ, которые не нарушают законодательство;
- производство предусмотренных законом действий с имуществом и участками земли, а также с паевым фондом;
- создание резервного фонда;
- привлечение займов, а также выдача кредитов и авансов участникам объединения;
- заключение договоров, а также использование своих правомочий для достижения установленных уставом целей и задач;
- осуществление внешнеэкономической деятельности;
- защита прав кооператива в судебном порядке;
- реорганизация и ликвидация сельхозкооператива.
Сельскохозяйственные кооперативы делятся на производственные и потребительские.
Производственные сельхоз объединения являются коммерческими организациями, образованными гражданами для осуществления совместного производства, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции при личном трудовом членстве. Кооперативы образуются при добровольном участии граждан (колхозы) или глав фермерских хозяйств (коопхозы). Количество членов должно составлять не менее 5 человек, а число нанятых работников не может превышать общей численности участников, за исключением трудящихся, нанятых для выполнения сезонной работы.
Потребительские сельскохозяйственные кооперативы являются некоммерческими организациями и образуются гражданами, обладающими домашним подсобным хозяйством и производящими сельскохозяйственную продукцию. Выделяются следующие виды хозяйств в зависимости от рода деятельности:
- производственные, осуществляющие переработку сельхозпродукции: мясные, рыбные, молочные, овощные и ягодные продукты, хлебобулочные изделия, а также полуфабрикаты из льна, хлопка, лесных материалов и других;
- торговые, занимающиеся продажей произведённых продуктов и изделий, включая их хранение, транспортировку, упаковку, сортировку и прочее. Данные организации анализируют рынок сбыта, заключают договоры купли-продажи, организуют рекламу;
- обслуживающие, которые предоставляют услуги по мелиорации, механизации, агрохимии, транспортировке, ремонту, строительству, а также осуществляют страховку и различного рода правовые консультации;
- снабженческие, осуществляющие закупку и продажу товаров, которые необходимы для сельскохозяйственного производства: удобрения, химикаты, производственное оборудование, нефтепродукты, семена, молодняк птицы и скота, а также потребительские товары: одежда, продовольствие, медикаменты, ветеринарные препараты и прочее.
Для предоставления комплекса услуг по изготовлению, переработке и продаже определенного вида сельскохозяйственной продукции образуются кооперативы по садоводству, огородоводству и животноводству.
Какие были внесены изменения?
Последние поправки в закон о сельхозкооперации № 193 вносились 3 июля 2016 года при принятии закона № 292-ФЗ. В ходе данной редакции были произведены следующие изменения:
- статья 1 дополнена определением саморегулирующихся организаций в сфере финансового рынка, которые объединяют кредитные кооперативы;
- пункт 1 статьи 40.2 был дополнен новыми полномочиями банка России в сфере регулирования действий сельхозкооперативов:
- ведение государственного реестра кредитных кооперативов;
- осуществление надзора над деятельностью кредитных ассоциаций;
- исключена часть 8 ст.40.2;
- ст. 40.2 дополнена частями 4 и 5, следующего содержания:
- Банк России направляет запросы и предписания в виде электронных писем и документов, подписанных электронной печатью;
- Кредитные кооперативы при количестве членов менее трёх тысяч, должен отправлять Банку России сообщения об общих собраниях в течение 10 дней с момента их проведения. Данная процедура осуществляется, если кооператив не состоит в саморегулируемой организации.
- глава 7 дополнена статьёй 40.3, предусматривающей ряд положений о саморегулировании финансового рынка.
Статья 40.3 устанавливает требование к кредитным кооперативам объединяться в саморегулируемые организации с целью осуществления экономического контроля.
- Вступление кредитных объединений в организацию по саморегуляции происходит при следующих условиях:
- присвоение статуса некоммерческой организации;
- выход из саморегулируемого объединения;
- образование кредитного кооператива;
- Задача учреждений, которые объединяют кооперативы, заключается в соблюдении положений настоящего закона и нормативных документов Банка России;
- Если кредитный кооператив не состоит в составе объединения, о нём нет сведений о нарушении законодательства и количество его членов не превышает 3000, Банк России не осуществляет контроль за его деятельностью;
- Организация, которая объединяет кредитные кооперативы с целью саморегулирования, выполняет следующие функции:
- осуществляет контроль за соблюдением настоящего законодательства, а также других нормативных документов, включая требования внутренних уставов;
- информирует Банк России о количестве членов объединений и их финансовой деятельности;
- составляет уставы для кооперативов;
- обучает работников;
- производит ревизию;
- осуществляет иную деятельность, которая предусматривается другими законодательными документами.
Информация о производственных и потребительских кооперативах, а также их объединениях должна публиковаться в журнале “Вестник России” в установленном ФЗ-193 порядке.
Скачать текст закона о сельскохозяйственной кооперации с изменениями
Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона №193-ФЗ от 08.12.1995 года “О сельскохозяйственной кооперации” рекомендуется сказать документ с последними изменениями от 03.07.2016 по ссылке ниже.