Содержание
Со сменой времён года наступает необходимость в замене автомобильной резины. Это процедура требуется во избежание дорожно транспортных происшествий и других чрезвычайных ситуаций, связанных с погодными условиями (например, гололёд во время заморозков).
Но какими нормативными актами регламентируются правила смены зимней резины на летнюю и наоборот? Каковы переходы с одного типа резины на другой? Предусматривается ли изучаемым законом ответственность за нарушения закона о шипованной резине? Поговорим об этом в статье.
Описание закона о шипованной резине
Процедура сезонной смены резины на автомобиле в первую очередь устанавливается Техническим Регламентом Таможенного Союза ТР ТС 018/2011. Данный регламент принят на основании решения комиссии Таможенного Союза №877 9 декабря 2011 года.
Так называемым «законом о зимней шине» является Приложение № 8 к ТР ТС 018/2011, «Требование к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации». Иного действительного нормативного акта, напрямую относящегося к проблеме смены летней и зимней резины, в настоящее время не существует. Федеральный закон, спроектированный с целью регулирования рассматриваемой процедуры, остаётся в статусе законопроекта с 2014 года. Слушаний в отношении данного нормативного акта на ближайшее время в Государственной Думе не планируется.
Тем не менее, в Приложении № 8 к ТР ТС 018/2011, а точнее в разделе 5 рассматриваемого документа, прописаны требования в отношении летней и зимней резины, а также к техническому состоянию шин и колёс автомобиля. Ознакомиться с «законом о зимней шине», а также с другими нормативами в отношении эксплуатации транспортных средств, можно по следующей ссылке:
Переход с зимней резины на летнюю по закону
В соответствии с регламентом пункта 5.5 Приложения № 8 к Техническому регламенту Таможенного Союза ТР ТС 018/2011, смена зимней резины производится в период с апреля по май каждого года, в зависимости от температурных показателей каждого отдельного региона Российской Федерации. Шипованная резина должна быть заменена на летние покрышки, когда дневная температура превышает +5 градусов по Цельсию.
Важно! При смене летней резины необходимо иметь представление, по каким дорогам будет передвигаться автомобиль, снабжённый подобными покрышками. Существуют 3 основных эксплуатационных типа летних шин:
- Для езды по сухому или влажному (например, после дождя) асфальту;
- Для бездорожья;
- Так называемые компромиссные шины, предназначенные для передвижения как по бездорожью, так и по дорогам общественного пользования.
В черте города использование покрышек для бездорожья допускается, однако пользу автовладельцу такая резина не принесёт. Напротив, увеличатся топливные затраты, а сами шины будут издавать неприятный шум.
Особенности перехода на зимнюю резину
Переход на шипованную резину по закону ТР ТС 018/2011 и правилам ГИБДД должен осуществляться, когда общие температурные показатели опускаются на 5-7 градусов по Цельсию ниже нуля. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что переход на зимние покрышки должен быть осуществлён в ноябре или декабре, в зависимости от климатических условий того или иного субъекта Российской федерации. Период эксплуатации шипованных покрышек — с декабря по февраль (в некоторых случаях — март) каждого года.
Зимние покрышки делятся на следующие категории:
- Шипованные;
- Ламелизированные;
- Нешипованные;
- Резина расширенного эксплуатационного диапазона.
Важно! На зимней резине без шипов можно ездить в любое время года, вне зависимости от погодных и дорожных условий.
При смене стандартной резины на шипованную необходимо учитывать эксплуатационные особенности данного вида покрышек:
- Шины ошиповываются исключительно в специализированных мастерских, самовольная ошиповка строго запрещена;
- Не допускаются произвольные деформации гнезда каждого из шипов;
- Сердечник шипа может выступать над беговой дорожкой не более чем на 1,5 — 2,2 мм;
- После процедуры ошиповки шины выдерживаются в комнатной температуре в течение 2-3 недель;
- Необходимо проведение обкатки шипованной резины (тестовый пробег на 200-500 км);
- Покрышки рассматриваемого типа не предназначены для резкого торможения, внезапной смены траектории и рискованных маневров;
- Если существует заводская ошиповка, менять или деформировать её не рекомендуется.
Требования к зимним шинам изложены в частях 5.5 и 5.6 Приложения № 8 к техническому регламенту ТР ТС 018/2011. Таковыми являются:
- Остаточный след рисунка протектора достаточной глубины (не более 4,0 мм);
- Маркировка в виде тройной горы (в ряде случаев — со снежинкой внутри);
- Применение маркировочных знаков «М+S», «M&S», «M S» (если индикаторы износа отсутствуют).
Покрышки являются непригодными к использованию, если глубина остаточного рисунка протектора автомобиля или другого транспортного средства не превышает:
- При категории транспортного средства L — 0,8 мм;
- N2, N3, O3, O4 — 1,0 мм;
- M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
- M2, M3 — 2,0 мм.
Важно помнить, что замена летних покрышек на зимнюю резину производится на всех колёсах автотранспортного средства.
Ответственность за нарушение закона о шипованной резине
Владельцев автотранспортных средств наверняка волнует вопрос, положен ли штраф ГИБДД за летнюю резину в зимнее время. Однако никаких денежных обязательств текущим законодательством не предусмотрено. В настоящее время существует проект поправок, предлагаемых к внесению в регламент статьи 12 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях. Если данные изменения вступят в официальную юридическую силу, размер штрафа за уклонения от смены шин в летний и зимний период составит 5000 рублей для физических и юридических лиц.
Актуальным законодательством Российской Федерации также не обозначен конкретный срок для смены резины. Данный временной период напрямую зависит от климатических условий того или иного региона Российской Федерации.
Однако необходимо помнить, что существует штраф за изношенность зимней шины. На период ноября 2017 года сумма рассматриваемой финансовой повинности составляет 500 рублей. Дополнительный нюанс заключается в том, что данный штраф может налагаться не только на автолюбителей с изношенными зимними шинами, но и на обладателей летней резины. Данный момент связан с тем фактором, что сотрудники ГИБДД уполномочены оштрафовать водителя, если рисунок протектора покрышек его транспортного средства не превышает 4 мм. Однако рассматриваемые штрафные санкции налагаются только в том случае, если автолюбитель был уличён в езде по заснеженной или обледенелой дороге без покрышек соответствующего назначения.