Закон о судебной системе в Российской Федерации

Правовым фундаментом абсолютно всего законодательства в Российской Федерации является Конституция. Десятая статья Конституции РФ, посвященная принципу разделения властей, предусматривает существование трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Указанные ветви власти являются обособленными и самостоятельными в сфере собственной ответственности. Данный принцип призван обеспечивать равновесие и взаимосдерживание всех властных систем.

Что представляет собой закон?

Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» был принят 31 декабря 1996 года. Последние изменения, внесенные в закон в феврале 2014 года, дали старт масштабному реформированию структуры судебной системы.

Закон представлен пятью главами, включающими 38 статей. Рассмотрим основные тезисы, которые содержит структура закона о судебной системе.

  • В первой главе прописаны базовые положения (основы судебной власти, профильное законодательство), главные принципы судебной системы, положения, касающиеся участия граждан в реализации правосудия, и языковой аспект ведения судо- и делопроизводства;
  • Глава вторая затрагивает вопросы основ статуса: статус судей в России и единство этого статуса, порядок наделения полномочиями, срок их действия, несменяемость и неприкосновенность судьи;
  • Глава третья закона посвящена структуре судебной системы и вопросам, связанным с порядком их создания и упразднения, деятельностью федеральных конституционных (уставных) судов, а также мировых судей субъектов России;
  • Глава четвертая содержит заключительные положения закона об органах судейского сообщества, обеспечении деятельности и финансировании судов, об использовании символов государственной власти;
  • Пятая глава посвящена порядку вступления в законную силу и реализации положений настоящего ФКЗ: срокам введения в действие, особенностям судопроизводства в судах общей юрисдикции, срокам полномочий судей и арбитражных заседателей, порядку финансирования мероприятий по реформированию системы.

К главным принципам организации судебной системы относятся: 

  • Единство, обеспечиваемое путем:
    • Установления системы Конституцией РФ и настоящим законом;
    • Соблюдения правил судопроизводства всеми участниками системы;
    • Обязательного применения Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, установившихся в международной практике принципов и норм права, существующих договоров России с другими государствами, а также уставов и иных нормативно-правовых актов субъектов самой страны;
    • Закрепления единства статуса судей в законодательстве;
    • Финансирования из федерального бюджета федеральных судов и мировых судей.
  • Самостоятельность системы, которая заключается в том, что судебная власть осуществляется независимо от чьей-либо воли, подчиняясь только закону. Ни один существующий или издаваемый закон или нормативный акт не может отменить или умалить самостоятельность системы и независимость судей.
  • Обязательность постановлений, вошедших в законную силу, должна признаваться на территории всей страны. Обязательность решений зарубежных арбитражей зависит от существующих соглашений. Неисполнение постановлений и неуважение к суду влекут за собой ответственность в соответствии с законом.
  • Равенство, означающее, что российская судебная система руководствуется в своей деятельности исключительно законом. Выносимые решения не зависят от признаков социальной, государственной, половой, расовой, национальной, языковой, религиозной или политической принадлежности, имущественного, должностного положения и др.
  • Гласность. Разбирательства, за исключением обстоятельств, установленных законодательством России (в целях неразглашения государственных, коммерческих тайн и др.), должны быть открытыми.

Основополагающей миссией судебной системы любого государства является защита конституционных прав и свобод человека. Реализация данной задачи возможна лишь при условии соблюдения указанных выше принципов, в первую очередь принципов независимости и самостоятельности. Первая статья настоящего ФКЗ гласит, что власть судебной системы осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в соответствии с отраслевым разделением законодательства России.

Статья 4 закона N 1 ФКЗ раскрывает структуру российской судебной системы, в которой действуют федеральные, конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Конституционные суды и мировые судьи относятся к судам субъектов государства.

Перечень судов федерального значения состоит из:

  • Конституционного Суда РФ;
  • Верховного Суда России;
  • Системы федеральных судов общей юрисдикции: республиканских верховных, краевых, областных, судов городов федерального значения, автономных областей и округов, районных, военных и специализированных;
  • Системы федеральных арбитражных судов округов и субъектов РФ, специализированных и апелляционных арбитражных.

Изменения, внесенные в ФЗ о судебной системе

Последняя редакция закона о судебной системе датируется 5 февраля 2014 года. Тогда Президентом России была подписана поправка к Конституции РФ — закон N 2-ФКЗ «О верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». Закон, кстати, был одобрен Госдумой и Советом Федерации еще в ноябре 2013 года.

В результате внесенной поправки произошло формирование Верховного Суда РФ как единого высшего судебного органа России. Высший Арбитражный Суд России был упразднен. Вопросы осуществления правосудия, находившиеся в его ведении, были переданы в юрисдикцию правопреемника — Верховного Суда Российской Федерации. С момента реформирования, данный орган перестал принадлежать к системе федеральных судов общей юрисдикции.

Является высшим судебным органом страны по гражданским, уголовным, административным делам, разрешению экономических споров и иным делам, относящимся к подсудности органов, образованных в соответствии с федеральным конституционным законом о судебной системе. Также ВС РФ призван осуществлять надзор за деятельностью федеральных судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики.

После объединения с Высшим Арбитражным Судом общее число судей ВС РФ составило 170 человек. Их численность устанавливается ежегодно в соответствии с результатом формирования федерального бюджета.

В тот же день, 5 февраля 2014 года был издан профильный закон «О Верховном Суде Российской Федерации», который регулирует вопросы организации его деятельности, структуры, полномочия органа и его должностных лиц и другие аспекты.

Хотелось бы также рассказать об изменениях в системе, намеченных на ближайшее время. 3 октября 2017 года состоялось одно из главных юридических событий последнего времени в России — Пленум (общее собрание) Верховного Суда РФ, на котором было озвучено множество предложений по снижению нагрузки, приходящейся сегодня на российские суды и систему в целом. Законопроект, включивший в себя данные предложения, ожидает рассмотрения в Государственной Думе.

Было предложено отказаться от мотивировки подавляющей части судебных актов, т. е. от необходимости обосновывать принимаемые решения. Инициатива объясняется существующей на сегодня статистикой рассмотрения дел, согласно которой почти 90% судебных постановлений после их принятия не обжалуются сторонами. В итоге вместо осуществления главной миссии — правосудия, время тратится на трудоемкую бумажную работу, которая, имея низкий КПД, обходится федеральному бюджету очень дорого.

По замыслу все акты будут состоять из вводной и резолютивной частей (действующая структура акта содержит помимо того описательную и мотивировочную части). Полный акт участники процесса будут иметь возможность запросить только после того, как дело будет рассмотрено. При рассмотрении апелляционной жалобы включение в акт мотивировочной части также станет необязательной процедурой и будет осуществляться на усмотрение органа.

Однако сделано исключение для основной массы дел административного судопроизводства, к категории которых относятся особо важные социальные и экономические дела. К процессам, по которым обоснование решения обязательно, относятся дела о банкротстве, защите прав несовершеннолетних, выселении без предоставления жилья, корпоративные споры и пр.

Критики разошлись во мнении о возможных предстоящих изменениях. Большинство поддерживает такую инициативу, утверждая, что ввиду острой нехватки времени на выполнение большого объема существующих процессуальных требований, как при рассмотрении дел так и при написании решений используются шаблонные схемы. Это наносит большой ущерб правосудию. Некоторые эксперты утверждают, что проблема современной судебной системы в её низкой стоимости и потому необходимо повышение размера взимаемых пошлин, часть из которых сейчас носит символический характер. Однако это предложение было отклонено и не было включено в законопроект.

Также предполагается отмена понятия «подведомственности», которую заменит «подсудность». Практический смысл данной правки заключается в том, что если сейчас суд прекращает дело, которое ошибочно принято к производству, то в будущем его станут передавать по подсудности. Если суд неверно определил вид судопроизводства, он сможет вынести определение о переходе к другому его виду по ГПК и КАС.

В гражданское судопроизводство планируется ввести некоторые правила из арбитражного процесса. В частности, участников обяжут осуществлять рассылку недостающих другой стороне документов. Можно будет самостоятельно следить за ходом дела в интернете, там же будут публиковаться уведомления касательно проведения заседаний.

Если в конечном итоге все предложенные поправки обретут жизнь, более половины дел станут рассматривать в упрощенном порядке. Это позволит повысить эффективность деятельности судебной системы в разы.

Предлагаем ознакомиться с текстом постановления Пленума ВС РФ от 03.10.2017 о представлении в Госдуму РФ проекта закона о внесении изменений в Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы РФ, Кодекс административного судопроизводства и отдельные законодательные акты России.

Скачать действующую редакцию закона о судебной системе РФ

Настоящий закон, регулирующий деятельность судебной системы, можно смело назвать ключевым в данной области. Он является обобщающим, именно из его положений вытекают прочие нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности отдельных органов, статуса судей и других аспектов.

Скачать Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ  «О судебной системе Российской Федерации» в последней редакции.

Похожее
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 577-01-78 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 467-38-97 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...
ПОДЕЛИТЬСЯ