21 век — век информации и стремительно развивающихся технологий. Невозможно представить отсутствие бесперебойной и качественной работы служб, задействованных в сфере связи: сотовых операторов, интернет-провайдеров, вещателей телевидения и радио. Одним из базовых законов в данной области в России является Федеральный закон о связи, который будет рассмотрен в настоящей статье.
Суть закона
Федеральный закон N 126-ФЗ «О связи» был принят Государственной Думой России и одобрен Советом Федерации РФ в июне 2003 года.
Закон регламентирует правовые аспекты деятельности сотовых операторов, интернет-провайдеров и других организаций и служб, работа которых связана с предоставлением связи. Распространяется действие закона на агентов, действующих на территории РФ, а также находящихся под юрисдикцией нашей страны. Закон прописывает полномочия государства в сфере контроля и надзора за деятельностью в сфере связи, а также права и обязанности участников и лиц, пользующихся услугами (клиентов).
Вам будет интересно: ФЗ 184 с последними изменениями 2018 года.
Структурно закон представлен 13-ю главами, включающими в себя 74 статьи. Рассмотрим краткое содержание закона, обозначив основные аспекты и тезисы:
- Глава 1. Общие положения: цели закона, основные понятия, сфера действия, профильное законодательство;
- Глава 2. Основы деятельности в области связи: собственность на сети и средства, организация размещения сооружений, защита сетей и оборудования, строительство и использование линий связи в приграничных районах, земли связи;
- Глава 3. Сети связи: федеральная, единая сеть электросвязи, общего пользования, выделенные, технологические специальные и почтовые сети связи;
- Глава 4. Присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие: право на присоединение, требования, порядок, особенности присоединения для операторов общедоступных телевизионных и радиоканалов, эфирная наземная трансляция, стоимость услуг по присоединению;
- Глава 5. Государственное регулирование: использование и распределение радиочастотного спектра, выделение полос и присвоение каналов, контроль за излучениями, тарификация услуг связи;
- Глава 6. Лицензирование и оценка соответствия: требования к заявлению и порядок его рассмотрения, торги, срок действия лицензии, отказ в выдаче, переоформление, изменение, приостановление, возобновление и аннулирование лицензии, реестр, сведения о вещателе, транслирующем телевизионные и радиоканалы через оператора связи, выдача и аннулирование сертификатов, подтверждение и декларирование соответствия;
- Глава 7. Услуги связи: особенности предоставления их гражданам, рассылка по сети радиотелефонной связи, обязанности операторов, льготы, использование языков и алфавитов, учетное и отчетное время сети, служебная электросвязь, особенности предоставления услуг обеспечения трафика для нужд государства и муниципальных учреждений, вызов экстренных служб, информационные базы оператора, оплата, жалобы, претензии и порядок их рассмотрения;
- Глава 8. Универсальные услуги: оператор универсального обслуживания, резерв и его формирование, расходование средств резерва;
- Глава 9. Защита прав пользователей: права клиентов, условия конфиденциальности, особенности, связанные с проведением оперативных мероприятий и иных следственных действий;
- Глава 10. Управление сетями в условиях ЧС или ЧП: правила управления, приоритетное использование;
- Глава 11. Ответственность за нарушение законодательства РФ;
- Глава 12. Международное сотрудничество: регулирование, ввоз в Россию и вывоз из страны радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
- Глава 13. Заключительные положения: применение, порядок вступления закона в силу.
Будучи актуальным и востребованным, настоящий закон многократно подвергался изменениям — только за 2017 год закон редактировался трижды. Последние поправки, внесенные в закон, датируются июлем 2017 года. Рассмотрим подробнее.
Ознакомьтесь с основными положениями ФЗ №64 по ссылке:
Последние изменения
Со вступлением в силу Федерального закона N 193-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О безопасности критической информационной структуры РФ» в июле 2017 года, рассматриваемый закон ФЗ-126 претерпел следующие изменения:
- Статья 12 » О единой сети электросвязи в РФ» была дополнена пунктом 1.1, согласно которому порядок подготовки и использования ресурсов данной сети в целях обеспечения функционирования значимых объектов критической инфраструктуры утверждается Правительством России;
- Пункт 1 статьи 46 об обязанностях операторов связи был дополнен новым абзацем, который гласит, что при установке в сети электросвязи, которая используется для взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры РФ устройств для отслеживания хакерских атак, необходимо обеспечивать порядок, технические условия монтажа и использования таких средств, установленных законом 2017-го года ФЗ-187 «О безопасности критической информационной инфраструктуры».
Рассмотрим подробнее содержание отдельных статей закона.
Статья 12 » О единой сети электросвязи в РФ» в части 1-ой гласит, что такая сеть включает в себя следующие категории:
- Сети общего пользования;
- Выделенные;
- Технологические;
- Специальные, а также сети, использующие для передачи данных электромагнитные системы.
Ч. 2 ст. 12 закона ФЗ-126. Для сетей, входящих в состав единой сети электросвязи России, федеральный исполнительный орган прописывает:
- Порядок взаимодействия и (в отдельных случаях) централизованного управления;
- Требования к проектированию, монтажу, использованию, управлению, нумерации, используемому оборудованию, обеспечению устойчивой работы, защите от несанкционированного вторжения, а также порядку ввода сетей в эксплуатацию. Содержание требований разнится в зависимости от категории сети и не распространяется на выделенные и технологические сети, не подключенные к общей, а также к сети специального назначения;
- Метрологические требования по соблюдению положений и правил, установленных законодательством об обеспечении единства измерений. Предъявляются данные требования как к оборудованию связи, так и к используемым средствам изменения.
Предъявляемые к сетям требования согласуются с Федеральной службой безопасности (с 2010 года). Операторы всех категорий обязаны создавать системы управления своими сетями в соответствии с установленным порядком взаимодействия (ч. 3 статьи 12).
Лицензия. Предпринимательская деятельность, заключающаяся в оказании услуг связи населению, может осуществляться исключительно на основании лицензии (ч. 1 ст. 29 закона).
Согласно ч. 1-ой статьи 33, лицензия может выдаваться на срок от 3-х до 25-ти лет (по заявлению соискателя срок может составить менее 3-х лет).
Таким образом, период действия лицензии зависит от:
- Срока, указанного заявителем;
- Содержания услуг;
- Решения госкомиссии, если запрашиваемая лицензия выдается для оказания услуг связи с использованием радиочастотного спектра;
- Технических особенностей (ограничений и условий), связанных с присоединением и взаимодействием сетей электросвязи.
Срок действия может быть продлен по заявлению как на первоначально указанный срок, так и на больший, не превышающий сроки, указанные выше. Заявление о продлении следует подавать не ранее, чем за 6 и не позднее, чем за 2 месяца до окончания срока действия лицензии. Необходимые для этого документы указываются в ст. 30 закона. Подавать их можно как в бумажном, так и в электронном варианте, заверив специальной подписью. Длительность принятия решения по заявлению должна составлять не более 45 дням.
В случае, если на момент подачи и рассмотрения заявления, существуют обнаруженные и не устраненные нарушения условий лицензии, в продлении может быть отказано.
Оказание услуг связи (статья 44 закона о связи).
Такие услуги оказываются на основании соответствующих договоров. Для их оформления оператор или его представитель обязан использовать: помещения, находящиеся в собственности или аренде, либо оборудованные торговые точки в торгово-развлекательных центрах, стационарных торговых объектах.
Заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых зонах запрещено. Исключение сделано для специально оборудованных подвижных торговых точек, располагаемых в транспортных средствах.
Внимание! С 1 июня 2018 года такое послабление будет распространяться также на мобильных операторов, заключающих договора через интернет, если личность физического лица (клиента) прежде была установлена очно. Также пункт первый будет дополнен положением, которое гласит о том, что услуги подвижной радиотелефонной связи могут предоставляться абоненту только после предоставления оператору достоверных сведений (документов).
Правила оказания услуг абонентам устанавливаются Правительством РФ. Они регламентируют взаимоотношения пользователей и сотовых операторов, порядок идентификации клиентов и используемого ими оборудования, порядок и основания приостановления оказания услуг и расторжения договора, права и обязанности сторон, форму и порядок расчетов за пользование, предъявление и рассмотрение жалоб абонентов, ответственность сторон (п. 2 ст. 44 закона ФЗ-126).
Мобильный оператор имеет право приостановить оказание услуг в связи с нарушением пользователем установленных настоящим законом правил оказания услуг связи или договором условий, в т.ч. в части оплаты или до устранения нарушения. Если нарушение не было устранено в течение полугода с момента отправки пользователю соответствующего уведомления, сотовый оператор вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке — исключения см. в ч. 3 статьи 44 ФЗ-126.
В пункте 4 настоящей статьи прописана возможность сохранения пользователем собственного абонентского номера при переходе к другому мобильному оператору связи (в пределах одного региона), которая появилась у россиян в 2013 году. Для этого клиенту необходимо погасить задолженность по оплате, расторгнуть договор с действующим сотовым оператором и заключить его с другим поставщиком. Стоимость процедуры перехода не может превышать 100 рублей.
Пункт 5 статьи 44 затрагивает вопрос подключения различного рода контентных услуг от сторонних лиц (подтверждение и оплата интернет-покупок, к примеру). Указывается, что оказание таких услуг осуществляется исключительно с согласия абонента. Но прежде сотовый оператор обязан предоставить сведения о тарифах, кратком содержании услуг и о лице их предоставляющем.
От имени оператора связи на основании соответствующего письменного документа, подтверждающего полномочия, вправе действовать отдельные физические и юридические лица. Посредник при заключении договора с клиентом, обязан вносить в него сведения о пользователе, а после — направить 1 экземпляр оператору в течение не более, чем 10 дней. В свою очередь оператор обязан при получении данных сведений провести проверку их достоверности.
Статья 46 об обязанностях оператора. Оператор при осуществлении своей деятельности обязан:
- Соблюдать законодательство РФ, технические нормы и правила, положения лицензии и договора;
- Руководствоваться на этапе проектирования, монтажа, реконструкции и ввода в эксплуатацию требованиями нормативно-правовых актов для обеспечения устойчивости и безопасности работы;
- Соблюдать требования по организационно-техническому взаимодействию с другими сетями в части взаиморасчетов и обязательных платежей;
- Предоставлять статистику согласно утвержденным форме и порядку;
- Предоставлять по требованию контрольного органа информацию о техническом состоянии сетей, условиях предоставления услуг, тарифах и таксах, перспективах развития сетей и средств связи;
- Блокировать пропуск трафика, содержащего рассылку, нарушающую требования закона. В 2018 году блокировать трафик также необходимо будет в связи с запросом органа, ведущего оперативно-разыскные мероприятия или предписанием службы контроля и надзора в сфере СМИ (ФЗ тут:) и массовых коммуникаций в случае неподтверждения в течение 15 дней соответствия персональных данных пользователя заявленным сведениям — в целях предупреждения преступлений с использованием сетей и средств связи.
Оператор обязан обеспечить условия для беспрепятственного доступа к объектам связи (салонам связи, почтовым отделениям) инвалидов — в соответствии с требованиями законодательства в области социальной защиты.
В ч. 2 ст. 46 закона ФЗ-126 перечислены требования к помещению оператора связи, особенностям предоставления услуг людям с ограниченными физическими возможностями.
Оператор обязан создавать систему бесплатного информационно-справочного обслуживания своих клиентов.
Часть 4 статьи 46. Теле- и радиовещание. Оператор, работа которого связана с теле- или радиовещанием, обязан на основании заключенного договора и полученной им лицензии осуществлять трансляцию пакета обязательных теле- и радиоканалов. Заключать отдельные договоры с данными каналами не требуется, а трансляция должна производиться в неизменном виде за счет оператора (т.е. бесплатно для абонента).
Напомним, что такой порядок был введен в 2009 году указом Президента России. Всего в пакет входят 3 радиоканала и 20 телевизионных — 10 неизменны, вторая 10-ка определяется согласно результатам конкурса на проведение наземного эфирного вещания с использованием позиций в мультиплексах по всей территории РФ. На 21-ой позиции располагается обязательный телеканал каждого отдельного субъекта страны.
Оператор связи, осуществляющий вещание, не вправе самостоятельно изменять порядок транслируемых каналов, программ и иных материалов без согласования такой возможности с вещателем.
Часть 5 статьи 46. Интернет-провайдер обязан в соответствии с требованиями ФЗ N 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, передаваемой посредством интернета, а также обеспечивать установку в своей сети предоставляемых контролирующим государственным органом технических средств контроля за соблюдением оператором требований, установленных статьями 15.1 — 15.4 указанного ФЗ.
Части 6 и 7 вновь затрагивают вопрос перехода абонента к другому сотовому оператору. Так, после заключения нового договора, прежний мобильный оператор обязан передать абонентский номер в сеть другого сотового оператора на время, указанное в заключенном договоре. Порядок и сроки передачи прописаны в Приказе Минкомсвязи. При нарушении условий и сроков, прежний мобильный оператор обязан бесплатно предоставлять пользователю услуги связи до момента фактической передачи номера в сеть нового сотового оператора.
Скачать действующую редакцию 126 ФЗ
При рассмотрении даже нескольких отдельных положений настоящего закона становится ясно, что он касается не только вещателей, провайдеров, сотовых операторов и агентов — не в последнюю очередь данный закон был создан для пользователей — для защиты и обеспечения их прав и интересов.
Чтобы ознакомиться подробнее ФЗ-126, или, как часто его называют, законом о мобильной или сотовой связи, предлагаем скачать Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» в последней редакции.