Содержание
Таможенная политика России включает в себя ряд инструментов для эффективной реализации предусмотренных ею задач по улучшению ситуации, как на рынке внутренней торговли, так и международных торговых отношений. Один из таких инструментов – система таможенных тарифов, составленная на основе классификатора товаров органов и членов ВЭД для осуществления импортных и экспортных операций. Законное регулирование таможенных тарифов описано в ФЗ № 5003-1.
Что представляет собой закон?
ФЗ под номером 5003-1 был принят и одобрен в 1993 году (также в этом году вносились изменения в ФЗ №131. Подробнее тут:) Его новую версию опубликовали спустя 23 года, 28 декабря 2016 г. По устройству документ состоит из 7 разделов и 38 статей.
Главные тезисы Федерального закона о таможенном тарифе:
- Регламент и обоснование для применения ставок;
- Процедура расчета размера тарифов;
- Составление перечня товаров, на которые взимается пошлина;
- Особенности наложения пошлин на импортируемые товары в зависимости от страны происхождения;
- Порядок выделения льгот по тарифам, привилегий, квот.
Содержание разделов:
- Р. 1 (ст. 1 – 5) – основные задачи закона, процесс установления тарифов и пр.;
- Р. 2 (ст. 6 – 11) – пояснения по сезонным и специфическим пошлинам;
- Р. 3 (ст. 12 – 17) – описание стоимости товаров, определяемых для расчета таможенных платежей в качестве налоговой базы;
- Разделы 4 и 5 утратили актуальность;
- Р. 6 (ст. 34 – 37) – положения о тарифных преференциях;
- Р. 7 (ст. 38) – итоговые аспекты.
Классификация пошлин согласно закону:
- Адвалорный – тариф, который взимается в виде процента от таможенной стоимости на товар вне зависимости от его вида и типа;
- Специфический – здесь для исчисления ставки на пошлину берется не процент от цены товара, а фиксированная ставка за единицу в математическом определении (тонна, килограмм и пр.);
- Комбинированный тариф – сочетает в себе два предыдущих.
Основные положения закона N 5003-1
Текст закона дает представление о ключевых тезисах, затрагиваемых в документе. Согласно содержанию раздела I, взимание обязательного платежа за ввоз/вывоз товаров через границу таможни необходимо по ряду следующих причин:
- В качестве фактора усовершенствования состава продукции, которая попадает на территорию российского государства;
- Корреляции норм между объемами экспортируемых и импортируемых товаров;
- Определения коэффициента пропорций валютных расходов и прибыли;
- Создания условий для здоровой конкуренции с иностранными импортерами;
- Улучшения среды для активности отечественных субъектов, занимающихся экспортом, для их выхода на международные рынки;
- Приращения государственных доходов.
Регламент тарифов по обязательным таможенным платежам приводится в ст. 3. Она устанавливает, что размер взимаемой пошлины является константным и не может подвергаться модификациям по инициативе импортеров и экспортеров. Закон допускает возможность внедрения пошлинных преференций для стран, с которыми Россия находится в благоприятствующих партнерских отношениях: для них разрешено использование тарифов Таможенного союза. Размер тарифов в соответствии с реестром товаров регулирует правительство РФ.
Последние изменения
В декабре 2016-го (28.12) был издан N 507-ФЗ, на основе которого в законе о таможенном тарифе появились поправки. К новой редакции относится текст статьи 3.1, описывающей принцип установления таможенных ставок на сырую нефть и другие нефтепродукты. Список товаров, на которые распространяется данный метод расчета, регламентирует правительство.
Содержание данной части закона отражают следующие пункты, наиболее важные из них заключают, что:
- За ориентир для расчета формулы берется среднее ценовое значение стоимости экспортной нефтяной смеси Urals;
- В компетенцию уполномоченного федерального органа исполнительной власти входит процесс расчета ставки. Срок действия полученного тарифа составляет 30 дней. Спустя месяц процедуру калькуляции повторяют;
- Опись расчета вносится в официальный информационный источник. Его публикуют за четыре дня до первого числа наступающего месяца;
- При вычислении размера таможенной ставки следует округлять полученное значение в сторону уменьшения до десятичного знака;
- Оценка стоимости нефти марки Urals должна периодически повторяться заново; Начало данного процесса обычно приходится на 15 календарный день месяца по 14 число месяца, следующего за ним;
- Закон полагает невозможность превышения уровня ставки, которая была рассчитана по приведенной в настоящей статье формуле;
- В полномочия членов российского правительства может входить принятие других формул расчета нефтяных ставок, если того требуют условия.
Уполномоченные лица Правительства России могут устанавливать иные формулы для расчета пограничного тарифа на нефть, которая обладает следующими характеристиками:
- Вязкость – от 10 000 мПа/сек на срок в сто двадцать календарных месяцев;
- Нефть, обладающая рядом специфических свойств, добываемая в Якутской и Иркутской областях, Краснодарском крае и некоторых иных российских регионах;
- Нефть, добываемая в подводных границах дна внутренних морских вод и в континентальном шельфе зоны охвата, принадлежащих РФ
В статью был внесен новый пункт под номером 5.1. Его содержание устанавливает, что сроки ограничения по применению ставки в отношении экспортного таможенного тарифа не применяют к сырой нефти, которая была добыта при соблюдении как минимум одного из нижеперечисленных условий:
- Объем не более тысячи тонн, степень выработанности – не больше 1% (на 01.01.2015);
- Запас добытой нефти был внесен в государственный баланс после 01.01.2015;
- Степень выработанности вычислена в соответствии с п. 5 ст. 342.2 Налогового кодекса РФ.
Скачать действующую редакцию закона о таможенном тарифе
Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» содержит ряд важных положений о прохождении и осуществлении таможенных процедур и назначении пошлин. Ознакомиться с его последней версией можно по следующей ссылке.