Закон о тунеядстве: содержание, последняя редакция

Термин «тунеядство» в широком смысле слова означает лень, безделье, паразитическое существование человека за счет общества, т. е. чужого труда. В советский период с лицами, без уважительной причины уклонявшимися от дарованного Конституцией «права на труд», боролись на государственном уровне строгими мерами. В 1961 году вышел указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими паразитический образ жизни». В дальнейшем на его основе в Уголовный кодекс РСФСР ввели статью о тунеядстве.

Что представляет собой закон?

Инициатива вернуть в законодательство России статью о тунеядстве, утратившую силу после распада Советского Союза, выдвигалась с того момента не единожды. В 2013 году сообщалось, что из 75 миллионов граждан трудоспособной части населения официально трудоустроены и платят налоги только 48 миллионов человек. В начале 2015 депутаты Законодательного собрания города Санкт-Петербург также выступили с предложением ввести ответственность, налагающуюся на неработающих граждан.

Ознакомьтесь с последними изменениями Федерального закона 131. Подробности по ссылке: 

В ответ на подобные инициативы российское общество (в особенности молодое его поколение) всякий раз взрывается от негодования и возмущения. Многие наши сограждане утверждают, что данная мера и даже сама ее идея являются антидемократическими, противоречащими Конституции России и Трудовому кодексу, которые предписывают свободу выбора рода деятельности каждого человека и запрет принудительного труда.

Статья 209 УК РСФСР предписывала ответственность за три типа тунеядства: бродяжничество, попрошайничество и «ведение иного паразитического образа жизни», под которым понималось уклонение от общественно полезного труда и проживание на нетрудовые доходы, т.е. безработицу, на протяжении более 4-х месяцев подряд или за год.

Для начала нарушителям выносилось предупреждение. Если предупреждение не возымело своей силы, тунеядцам суд присваивал статус «БОРЗ» (без определённого рода занятий). Его носителям грозили исправительные работы сроком до 4-х лет, в крайних случаях предусматривалось тюремное заключение. Бродяги и попрошайки после повторного предупреждения наказывались лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами продолжительностью от 6 до 12 месяцев.

Борьба с явлением тунеядства закончилась в 1991 году, когда был принят Закон РФ N 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации». Таким образом государство признало проблему безработицы. также в этом году вступил в силу 58 ФЗ о системе государственной службы российской федерации.

Обратите внимание, что советский закон предусматривал не административную, а уголовную ответственность. Невозможно представить, чтобы в современном капиталистическом обществе действовала столь же жесткая мера за безработицу. К тому же, в советское время закон о тунеядстве имел скорее идеологический окрас, сейчас же такие инициативы затрагивают исключительно экономическую сторону проблемы.

Стоит ли проводить аналогии с нынешней обстановкой в России и с советскими порядками в части борьбы с безработицей и тунеядством? В СССР государство регулировало размер заработка и обеспечивало всем рабочие места. В современной России, несмотря на все реформы и усилия властей, уровень безработицы остается на высоком уровне.

Взимается ли налог на тунеядство в России?

Неработающие трудоспособные граждане не уплачивают налоги в государственную казну, пользуясь при этом ежедневно инфраструктурой, социальными услугами, льготами и пр., потому затраты государства не покрываются поступающими от населения налоговыми выплатами.

В 2016 году был представлен проект закона, обязывающего неработающих граждан вносить к бюджет страны платеж за фактическое использование социальной инфраструктуры. Законодатель однако отметил, что формулировка «тунеядство» в отношении данного законодательного проекта некорректна, поскольку речь шла не о выявлении неработающих, а об устранении социальной несправедливости путем уплаты социального налогового платежа официально нетрудоустроенными лицами, которые пользуются социальными услугами наравне с добросовестными налогоплательщиками. Предполагалось, что его размер составит от 20 тысяч рублей в год и выше.

Исключение было предусмотрено законом для:

  • Пенсионеров и инвалидов;
  • Женщин, воспитывающих детей до 14 лет;
  • Лиц, ухаживающих за больными или недееспособными родственниками;
  • Граждан, состоящих на учете в Центре занятости населения;
  • Несовершеннолетних и студентов;
  • Жителей сельской местности, получающих заработок от продажи сельхозпродукции.

Налог также не должен был взиматься с лиц, которые получают доход от аренды недвижимости или банковских дивидендов, при условии своевременной уплаты налогов по данным нетрудовым доходам.

Закон грозил ударить по таким категориям граждан, как фрилансеры, работники творческих профессий, занятость которых не всегда определяется договорными отношениями. Хотя в последнее время благодаря информационной поддержке СМИ, реформам налоговой системы и развитию законодательства в целом, граждане (особенно публичные люди) стали более ответственно относиться к своим обязанностям по декларированию доходов и уплате налогов.

Критики приводят множество аргументов против закона. Политика борьбы с «серым заработком» может ударить по работающим гражданам. Существует риск того, что с принятием закона недобросовестные работодатели начнут сокращать заработные платы сотрудников. Таким образом, выгода увеличения объема поступающих в бюджет налоговых выплат будет нивелирована снижением доходов другой части населения.

Еще до появления данного законопроекта в России, практику борьбы с безработицей и тунеядством возродили в Республике Беларусь. В апреле 2015 г. был подписан декрет «О предупреждении социального иждивенчества», устанавливающий обязанность как белорусских граждан, так и иностранцев, постоянно проживающих в этой стране, уплатить в бюджет налоговый сбор в размере 20 базовых величин, если те не участвовали в финансировании государственных расходов вовсе или более 183 дней в истекшем году.

В начале 2017 года извещение о необходимости уплаты налога, размер которого составлял около 185 долларов США, получило почти полмиллиона жителей. Спустя короткое время после вступления закона в силу, в стране прошли массовые протесты против налога на тунеядство и закон был отправлен на доработку.

Текст закона о тунеядстве

Пример наших соседей нельзя назвать положительным. Многие эксперты утверждают, что вопреки ожиданиям, такие меры способны нанести экономике больше вред, нежели пользу. Не говоря о том, что с точки зрения Конституции РФ такие идеи сомнительны.

На настоящий момент ни «закона о тунеядстве», ни его аналогов в законодательной базе Российской Федерации нет. Согласно заявлениям Министерства труда России, законопроект отложен и в ближайшее время работа над ним не планируется.

Похожее
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.