Содержание
Покупка некачественного товара – это стрессовая ситуация для потребителя, которому так или иначе придется обращаться с претензией к продавцу, если он хочет вернуть потраченные деньги. Процесс взаимодействий между продавцом и покупателем в подобных ситуациях зафиксирован в ФЗ номер 2300-1.
Условия
Условия возврата денег за товар заключены в ст. 18 ФЗ о правах потребителей в РФ. Согласно закону, покупатель, нашедший дефект в приобретенной продукции, может:
- Получить адекватную замену в виде изделия аналогичной марки и модели;
- Получить другой товар и перерасчет цены на него;
- Взять изделие по сниженной цене;
- Потребовать от продавца устранить дефект за его счет в самые короткие сроки;
- Получить полную компенсацию цены и вернуть товар продавцу.
Претензия направляется:
- Лицу, реализовавшему товар;
- Ответственному ИО;
- Учреждению, уполномоченному разрешать данные ситуации;
- Поставщику;
- Производителю товара.
Потребители должны знать, что даже если у них нет чека на купленный товар, продавец должен принять претензию безотлагательно. Также предъявитель жалобы имеет право участвовать в процедуре, устанавливающей качество товара и выявляющей его дефекты. В ситуации, когда экспертиза подтверждает появление дефекта у изделия в результате действий потребителя, последнему придется покрыть расходы на проведение данной процедуры.
Процесс возврата или замены купленного в интернет-магазине товара проходит следующим образом:
- Оформляется жалоба на адрес онлайн-магазина. Заявитель прилагает копии документа, который может подтвердить факт покупки (чек, накладная или другие бумаги);
- После рассмотрения жалобы представителями интернет-магазина покупатель получает инструкцию по возврату изделия.
Когда продавец обязан принять товар и вернуть денежные средства?
Каждому потребителю полезно знать, что у него есть основания для возврата денег, закрепленные в законе. Другой вопрос, что список товаров, за которые можно требовать возврата денег сразу без ремонта или замены на аналогичный продукт, ограничен. Мы перечислим основные из них:
- Изделия стандартного типа, предназначенные для бытовой эксплуатации, рассчитанной на долгий срок;
- Предметы меблировки;
- Элементы спортивной экипировки;
- Товары для отдыха;
- Пищевые продукты;
- Медикаменты;
- Товары для персональной гигиены;
- Другие изделия, разрешенные российским законодательством.
Возврат остальных товаров, включая предметы техники, производится при обнаружении у них производственного брака или других дефектов, которые были причинены до момента покупки. Важно доказать, что покупатель не имеет отношения к обнаруженной неисправности. Перечень таких предметов приведен в Постановлении номер 924 о технически сложных товарах (скачать текст документа можно здесь).
Деньги за товар не будут возвращены, если:
• Дефект является результатом неправильного обращения потребителя с изделием;
• Гарантийный срок на товар вышел.
Перечень законных оснований для возврата денег за товар:
• Брак изготовления (распространяется на пищевые продукты);
• Дефект производства (только непродовольственные изделия);
• Правила хранения и/или перевозки были нарушены;
• Товар испорчен третьими лицами;
• Дефект изделию причинен вследствие воздействия природных явлений;
• Потребитель повредил товар по причине неосведомленности касательно правил использования.
Если на момент возврата аналога в магазине нет, а продавец не может точно сказать, когда тот появится, деньги должны быть возвращены незамедлительно. В остальных случаях стандартный срок для компенсации составляет семь суток с момента предъявления претензии. Возможно, потребуется дополнительная экспертиза проверки качества изделия, тогда время возврата может быть продлено. Но если продавец намеренно затягивает процесс, не желая идти навстречу покупателю, последний вправе подать жалобу в Роспотребнадзор или в судебные инстанции.
Если у товара есть срок гарантии
Период, на протяжении которого товар должен сохранять безусловное качество, называется гарантийным сроком. Он также устанавливает границы времени, за которые потребитель может отнести неподходящее изделие назад в магазин, получить денежную компенсацию, аналогичный товар или ремонт за счет продавца. Все вышеперечисленное осуществляется лишь при условии, что для возврата есть оправданные основания. Если спустя двадцать суток после соответствующего обращения от потребителя замена или ремонт не проведены, потребитель может:
• Получить товар по сниженной цене;
• Взять компенсацию за проведенный самостоятельно ремонт изделия;
• Вернуть деньги за покупку в полном объеме.
Сроки возврата денег
ФЗ «О защите прав потребителей» оформляет срок возврата денег при оплате наличными. Его границы устанавливаются во временных рамках от трех до десяти дней, отсчет ведется от числа, когда была предъявлена претензия. Если срок не соблюден, продавцу придется выплатить неустойку за каждые сутки задержки. Срок возврата денег на карту равняется десяти дням. Это стандарт, декларированный в законе. Если перевод задерживается, то вне зависимости от причин потребитель имеет право на получение компенсации за неустойку. Выплата (наличными или безналичным расчетом) производится строго тем же способом, каким была произведена оплата покупки.
Скачать текст закона о защите прав потребителей
Федеральный Закон № 2300-1 «О защите прав потребителей» в полной версии доступен по следующей ссылке. Его основные положения дают возможность гражданам РФ заявлять о своих правах и не бояться лишиться денег из-за неудачной покупки. Закон защищает физических лиц от неправомерных действий продавцов, однако он же дает последним возможность отклонять претензии от недобросовестных покупателей, желающих получить двойную выгоду.